Пора разобраться. Что такое справедливость? О "социальной справедливости"

"Завали правду золотом, затопчи её
в грязь - всё равно наружу выйдет!"

(русская народная пословица)

В самом начале перестройки "нашими демократами" был провозглашён лозунг: "Разрешено всё, что не запрещено законом!" По сути, это было громогласное признание отречения от морали вообще и от понятия "справедливость" в частности. Однако, как выяснилось очень скоро, моральные нормы, закреплённые в традициях и обычаях народа, играют огромную роль в регулировании жизни человеческого общества, в поведении его граждан. К чему это привело, мы сегодня имеем возможность наблюдать и в быту, и в политике, и в экономике, и в искусстве. Безнравственный человек теряет право называться человеком! Соблюдение справедливости не поддерживается репрессивным аппаратом, но прочно закреплено в сознании людей. А, как известно, идея, овладев массами, представляет собой грозную общественную силу, с которой властям нельзя не считаться. Уверенность в безусловном торжестве справедливости, подтверждённая опытом, всегда способствовала подъёму морального духа и оптимизма человека!

Справедливость в широком смысле - это понятие о должном, соответствующее определённым представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. Это категория морального сознания, выражающая не отдельную ценность или благо, а их отношение между собой и распределение между индивидами в обществе. Вне общества понятие теряет смысл. Справедливость является также категорией правового и социально-политического сознания. Она оценивает соотношение между ролью отдельных слоёв общества и их социальным положением, между деяниями и воздаяниями, заслугами человека перед обществом и их вознаграждением, правами и обязанностями. При этом несоответствие считается антиподом справедливости - несправедливостью.

Интересны рассуждения на эту тему Аристотеля. Он считал, что разумное существо (человек) всегда является полисным (общественным, государственным), что высшее благо тождественно и для отдельного лица, и для государства, что человек и государство связаны неразрывно, что этика (наука о морали) является наукой политической. Аристотель полагал, что лучшая политика та, которая зиждется на этической основе, на основе существующих в обществе нравов и обычаев. Целью же политики является обеспечение счастливой жизни граждан. Иными словами цель политики находится в сфере этики. Более того, он верил, что добродетельность жизни граждан, обеспечение условий их счастливой жизни является благодатной почвой для самой политики. Отсюда следует обязанность государства по отношению к личности, реализующаяся в такой добродетели как справедливость или правосудность. Справедливость Аристотель называл совершенной добродетелью. Она тождественна законности и имеет отношение ко всем нравственным добродетелям, ибо закон заботится об умеренности и мужестве, о разумности и кротости граждан и пр. и пр. Справедливость касается отношений человека к другим гражданам. То есть, это не часть добродетели, а добродетель в целом! Однако, по Аристотелю, существует и частная справедливость, которая делится на два вида: распределительную (пропорциональную) и направленную (уравнительную) Первый вид связан с распределением имущества, почестей и других, принадлежащих всем гражданам благ. Их не следует распределять поровну, необходимо учитывать достоинство гражданина, его заслуги перед обществом. Второй вид справедливости заключается в том, чтобы уравнять предметы обмена. Это позволяют сделать деньги. При этом справедливость - середина между наживой и убытком. Поэтому судья должен быть равноудалённым от крайностей. Его и называют посредником. Таким образом, справедливость с одной стороны связана с равенством. Она не может существовать в отношениях раб - хозяин, отец - дети. Но с другой стороны именно это равенство требует учёта достоинств вступающих в отношения лиц, и поэтому обязательно оборачивается неравенством. Справедливость отражает интересы общества в целом, укрепляет его! Мысли гения древности не устарели и поныне. Стремление человека при оценке справедливости распределения к равенству и пропорциональности пережило тысячелетия.

Великий русский мыслитель-энциклопедист В.И. Даль толкует это понятие косвенно следующим образом. "Справедливый, правильный, сделанный законно, по правде, по Совести, по правоте - человек, судья, творящий правдивый, праведный суд, идущий по всей правде, неподкупный. Справедливый слух, сказанье - истинный, основательный, не вымышленный. Всё это справедливо, правда, истина, всё так, верно. Правда - истина на деле, истина в образе, во благе; правосудие, справедливость".

Таким образом, Даль во многом отождествляет понятия "Правда", "Добро", "Совесть" и "Справедливость". Свои мысли и отношение к этим понятиям он подтверждает народными пословицами и поговорками. "В нём правды нет, Совести", "Кто правдой живёт, тот добро наживёт", "По правде, по истине, по Совести", "Бог тому даёт, кто правдой живёт", "Не ищи правды в других, коли в тебе её нет", "В ком правды нет, в том добра мало", "Не всё то правда, что говорится", "Аще не избудет правда ваша, паче книжник и фарисей, не внидёте в царствие небесное!" Жить по правде в русском языке всегда означало: жить по неписаным, но традиционным, правилам добра и справедливости, по Божьим Заветам, в системе высших духовных ценностей! Русский человек всегда особо уважительно относился к труду ("Труд - всему голова!"), почитал недостойным всякое насилие, грабёж (на Руси никогда не было классического рабства!). Русские традиционно неодобрительно относились к богатству (особенно нажитому неправедно), не считали пороком бедность, сострадали сирым и обиженным, одобряли благотворительность, имели склонность к уравнительности ("Всем сестрам по серьгам"). Мы всегда интересы общества считали выше личных ("Живот свой положи за други своя"), не раболепствовали перед законом ("Благодать выше закона").

Совершенно очевидно, что "справедливость" - понятие историческое, зависящее от конкретных исторических условий. Оно изменялось вместе с развитием человеческого общества, отражая его отношение к индивиду. Большинство индивидов эволюционирующего социума прошло путь от участника в совместной добыче пищи, говорящего домашнего животного (раба); бесправного крепостного на барской усадьбе; пролетария, продающего свои способности и возможности; до совладельца общественной собственности, по-настоящему равноправного члена социалистического государства. Так мораль рабовладельческого общества признавала справедливым рабство, мораль буржуазного - видит справедливость в неравенстве, а вот мораль социалистического - напротив - в равенстве! В то же время понятие "справедливость" включает и широкое общественное содержание. "Если нравственное сознание объявляет какой-либо экономический факт несправедливым, - писал Ф. Энгельс, - то это есть доказательство того, что факт пережил сам себя".

Первоначально справедливость заключалась в требовании наказания за нарушение правил общежития. Лафарг назвал это воздающей справедливостью. Она требовала полного соответствия наказания преступлению ("око за око, жизнь за жизнь"). Здесь проявляет себя принцип уравнительного равенства. Этот принцип генетически укрепился в сознании так глубоко, что продолжает жить и сегодня. С возникновением разделения труда и имущественного неравенства изменилась и мораль, навязываемая обществу правящим слоем, и, соответственно, понимание справедливости. Теперь стало справедливым различие людей, определяемое их достоинством. Толкование достоинства всегда было преходящим. Средневековая (аристократическая) мораль трактовала достоинство как благородство (благородный - рождённый в роду, который принёс благо Отечеству); буржуазная - как особые способности и усердие, воплощённые в богатстве. Равенство как основа справедливости в классовом обществе признаётся только в определённом отношении. Аристократическая мораль допускала равенство людей только в смысле происхождения их от Адама и Евы. Буржуазная мораль провозглашает некое равенство политических прав, равенство всех перед законом, равенство возможностей. Насколько лицемерно это равенство, читатель убедился за последние пятнадцать лет! Социалистическое понимание справедливости предполагает, что достоинство человека, определяющее его положение в обществе и право на пользование общественными благами и почётом, зависят только от его общественно полезной деятельности, а не от происхождения и богатства. Разве не справедлив принцип распределения по труду!? Разве не было реализовано это в лучшие годы Советской власти в СССР!? Однако надо признать, что и это понимание справедливости является ограниченным, что признавал и В.И. Ленин. Он писал: "При социализме различия останутся и различия несправедливые". Дело в том, что пока не найдено адекватного механизма оценки общественной ценности труда и сведения его отдельных видов к единой основе. Нет сомнения, что когда-либо эта задача будет решена. Но общие принципы справедливости ("всем поровну" и "каждому по достоинству") всегда будут жить в общественном сознании и всегда будут эффективными регуляторами общественной жизни! А принцип социализма "от каждого по способностям, каждому по труду" навсегда останется самым основным и гуманным в представлении о справедливости.

Вероятно, справедливость не удастся свести к одной единственной формуле. Чтобы учесть всё богатство её содержания требуется целый ряд конкретных определений или начал. Нельзя забывать и том, что справедливость, как и мораль в целом, носит классовый характер и то, что считает справедливым олигарх, не считает человек, не обременённый мешками денег, будь то рабочий, крестьянин или интеллигент. Кроме того, справедливость проявляет себя не только на логическом, но и на чувственном уровне и тогда говорят о чувстве справедливости. Оба подхода необходимы, ибо дополняют друг друга. А вот описывать эмоции на языке математики мы пока тоже не научились!

Очевидно, предельная общественная справедливость может быть достигнута только при полном равенстве возможностей всех членов бесклассового общества. Оно предполагает всестороннее развитие способностей людей, ликвидацию различия в характере труда, осуществление на практике коммунистического принципа: "От каждого по способностям, каждому по потребностям". Однако и здесь надо признать, что способности у разных людей могут быть разными. Далее за справедливостью надо обращаться к Господу Богу!

Ленинградский комитет учёных, увидев причину всех бедствий, постигших нашу страну в годы реформ, в несправедливости распределения доходов государства, рассмотрел с общенаучных позиций представление о справедливости и сформулировал десять основных Начал (принципов), которые должны приниматься во внимание при оценке общественных отношений. Приведём их без всяких комментариев, в которых они, на наш взгляд, и не нуждаются.

I. Жизнь человека священна. Люди не должны быть жертвами насилия или купли - продажи, служить инструментом наживы или пушечным мясом в агрессивных войнах. Прирост населения, обеспеченного работой, питанием, жилищем и образованием есть критерий дееспособности органов власти.

II. Полная занятость, рабочие места для всех трудоспособных - признак здорового общества. Каждый приходящий в мир - желанный гражданин. Его труда ожидают невозделанные земли, не построенные города, не решённые технические и социальные проблемы.

III. Доходы членов общества должны возрастать пропорционально результатам труда каждого и его вклада в улучшение жизни народа. Размеры зарплаты должны позволять среднему трудолюбивому мужчине содержать семью с тремя детьми. Ничей доход не может быть произвольно ограничен или опущен ниже прожиточного минимума.

IV. Ни один житель России не должен быть оставлен без полноценного питания, в положении, ставящем под угрозу его здоровье или жизнь. Государство ответственно за полноценное питание граждан.

V. Одежда, необходимая для сохранение здоровья в суровом климате страны, должна быть доступна гражданам с любым уровнем дохода, отвечать требованиям удобства, безопасности, достоинства и эстетики.

VI. Тёплое, комфортное жилище, соответствующее составу каждой семьи, есть её неотчуждаемое достояние. Никто, ни по каким основаниям не может быть лишён жилья, независимо от того получено оно от государства, куплено или построено на свои средства.

VII. Здоровье граждан должно рассматриваться как основа существования государства, предмет его постоянной заботы. Всем гражданам должна быть гарантирована своевременная, бесплатная и квалифицированная медицинская помощь.

VIII. Рождение и воспитание детей есть жизненно важный труд, который государство должно оплачивать наряду с другими видами труда. Только трёх и более детные семьи обеспечивают будущее страны.

IX. Образование - необходимое условие духовного роста граждан, база технического и социального прогресса страны. Всенародное бесплатное среднее и общедоступное высшее образование суть обязательные компоненты общества справедливости.

X. Человеку, отдавшему все силы на благо общества, независимо от важности выполнявшейся им работы, справедливо иметь государственную пенсию по старости, поддерживающую его быт на достойном уровне. Нетрудоспособные граждане согласно нормам человечности также должны получать достойную государственную поддержку.

Гражданам России, ныне живущим в условиях дикой, не укладывающейся ни в какие рамки несправедливости, оптимизм должна внушать вся история человечества, ибо она свидетельствует о том, что за попранием справедливости, в конце концов, всегда следует возмездие. Возмездие неотвратимое, не имеющее сроков давности и воздающееся в полной мере в обязательном порядке!

Про нее мы часто вспоминаем, когда думаем, что кто-то или что-то несправедливо по отношению к нам. Справедливость – это то, о чем многие мечтают. Что такое справедливость, справедливое общество и какого человека называют справедливым? Сейчас попробуем разобраться.

Что такое чувство справедливости?

Многих интересует, в чем заключается справедливость. Под справедливостью принято понимать понятие, содержащее в себе требование к соответствию прав и обязанностей, труда и его вознаграждения, заслуг и признаний, преступления и наказания. При отсутствии соответствия между такими составляющими уже может идти речь про несправедливость. Справедливость называют одной из главных составляющих этики. Помимо того, как черта характера она является добродетелью.

Что такое справедливость - философия

Нередко становился актуальным вопрос, что такое справедливость в философии. Данная проблема волновала философов и ученых долгое время. В каждый исторический период это понятие трактовалось по-своему, что обуславливалось условиями жизни людей, их представлениями про окружающий мир, структурой общества и местом каждого человека в таком обществе. Справедливость в философии является составляющей не только морального сознания, а и правового, экономического и политического.

Античные философы выделяли справедливость как основную категорию, с целью оценки состояния общества в целом. Особое внимание ей уделял Сократ, который называл ее не иначе как «драгоценнее всякого золота». Он пытался доказать существование общего понятия справедливости. По его мнению, несправедливость является неестественной, поскольку она возникает вследствие незнания.

Чувство справедливости - психология

Заботиться про благо других и понимать, что значит справедливость, человек начинает в возрасте 7-8 лет. Дети младшего возраста склонны вести себя эгоистично. Проведенные швейцарскими психологами исследования показали, что трехлетние малыши, играя, оставляли конфеты партнера по игре себе, а уже семилетние игроки выбирали справедливый вариант. Такой тип поведения отличает человека от животных, которые в своем большинстве ведут себя эгоистично.

Психологи говорят о том, что в будущем человек может поступать несправедливо по отношению к другим, если в детстве оказывался в неблагоприятных для себя ситуациях. Злость, гнев, агрессия, отсутствие сострадания – все эти эмоции часто сопровождаются желанием негативно относится к окружающим. Если же в сердце нет зла и человек ощущает себя счастливым, он будет стремиться нести добро и поступать по совести – справедливо.


Есть ли в мире справедливость?

Когда в своей жизни человек сталкивается с несправедливым к себе отношением, он часто задается вопросом, есть ли справедливость в этом мире и что такое справедливость вообще? Этот вопрос, скорее всего, относится к человеческому обществу. В природе вряд ли это можно наблюдать. Разве справедливо, что животное убивает того, кто слабее? Можно ли справедливым назвать то, что иногда добыча достается не тому, кто ею овладел, а тому, кто сильнее?

Справедливость бывает в человеческом обществе, но ее проявления не так заметны и порой даже принимаются как должное. Зато когда по отношению к кому-то поступают несправедливо, это может и вправду очень сильно ранить. В такие моменты человек уверен, что весь мир настроен против него и нет в этой жизни справедливости. Однако она существует и как часто будет проявляться зависит от самых людей и их желания жить по совести.

Виды справедливости

Еще Аристотель называл такие типы справедливости:

  1. Уравнительная – относят к равноправию людей и непосредственно к действиям. В ее основе равенство труда и оплаты, ценности вещи и ее цены, вреда и его возмещения.
  2. Распределительная – здесь важна пропорциональность в отношении к людям по определенным критериям. Принимать участие могут не менее трех людей, один из которых должен быть начальником.

Как добиться справедливости?

Хотите узнать, как восстановить справедливость? Предлагаем краткую инструкцию для тех, кто любит побеждать:

  1. Важно понимать, что для торжества справедливости не нужно только вздыхать. Если есть желание добиться правды, перестаньте плакаться и начните действовать. Вам предстоит вооружиться терпением, постараться собрать и проанализировать информацию. Вместе с тем обязательно хорошо подумайте над тем, стоит ли вопрос таких усилий. Постарайтесь объективно оценить ситуацию.
  2. Разберите интересующий вас вопрос. Соберите все данные и при необходимости обратитесь к действующему законодательству. Продумайте, как следует построить линию своего поведения.
  3. Не путайте месть и справедливость. Иногда обиженные люди думают, что нужно с обидчиками поступать так же. Однако всегда лучше отпустить обиду и простить человека, чем мучить себя негативными эмоциями.

(Начало в "Концепция")

Определение Справедливости.

Понятие Справедливости имеет очень чёткую детерминированную систему. Есть базовые и совершенно необходимые определения и понятия, без которых разговоры о Справедливости переходят в разряд словоблудия. Если каждый человек будет знать и понимать обязательные атрибуты Справедливости, то можно создать такую ситуацию в обществе, когда любой политик будет выглядеть безграмотным «чудом в перьях», если он начнёт спекулировать на самом понятии Справедливость, отрицая общеизвестные атрибуты. Зная признаки Справедливости, можно оценивать реальные события, деятельность людей и государственных органов с точки зрения Справедливости, опираясь на системные знания, а не на цитаты единичных философов.

Опорные понятия, относящиеся к Справедливости, выявляются при рассмотрении самой сути понятия Справедливость. Суть Справедливости понятна каждому человеку, особенно, если он приложит хотя бы малейшие умственные усилия.

Итак. Определение справедливости! Приведём для начала светское определение и библейское высказывание.

  1. «Справедливость - понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния : в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём; в экономической науке - требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия, между этими сущностями оценивается как несправедливость.» --- [«Большая советская энциклопедия», http://ru.wikipedia.org/wiki/Справедливость]
  2. «27 ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его --- [Матфей. Гл.16. Библия.]

Здесь мы видим полнейшее совпадение основы светского и библейского понимания Справедливости, что опровергает огульное утверждение «справедливость у каждого своя». Можно легко вывести минимально возможное определение Справедливости :

Справедливость – соответствие между деянием и воздаянием.

Это определение не вызывает ни какого сомнения, даже несмотря на то, что современная физика и математика не способны описать его формально. Когда человек в постигшей его беде отчаянно восклицает «За что мне это всё?!», человек претенциозно спрашивает мироздание о том, за какое деяние его постигло горе, то есть человек протестует против несоответствия между его делами и его реальностью. Понятно, что здесь речь идёт о протесте против несправедливости. Из этого становится видно, что такое несправедливость, и в чём её ужас. Да. Это действительно ужас, иначе и не назвать. Потому что несправедливость – это, по сути, беззаконие. Глядя на определение Справедливости, можно понять, что несправедливость – это отсутствие связи между деянием и воздаянием. То есть, если человек что-то делает, то совершенно не понятно, зачем он это делает, ведь никакой связи между намерением действия и результатом нет! При несправедливости смысл осознанного действия не просматривается. И уж совсем печально то, что в любой момент может случиться любое событие в жизни, даже самое страшное для человека, и человек, в условиях несправедливости, ничего с этим поделать не может. Несправедливость – это хаос, в самом худшем смысле, смысле непредсказуемости.

Справедливость – это уже закон, который можно использовать, получая запланированный результат. Для получения результата просто нужно совершить необходимые действия.

На этом можно закончить описание очевидной необходимости Справедливости для каждого человека, который стремится жить разумно и осознанно, и перейти к рассмотрению структуры понятия Справедливость. Теория Справедливости должна быть разработана со всей тщательностью. Тем более, понятие Справедливости является наиважнейшим для государственных деятелей, которые стремятся к процветанию своей страны, которые не желают, чтобы однажды страна внезапно обанкротилась или, вообще, исчезла с лица Земли, что вполне возможно при беззаконии-несправедливости. При этом, катаклизм в стране может произойти совершенно неожиданно, как это произошло в СССР. Даже идейные враги Советского Союза не ожидали такого поворота событий! Причина?! Естественно, это внутренняя и внешняя несправедливость в СССР.

Дальнейшая логика будет проста и последовательна. Так как вышеприведённое определение Справедливости является не искусственным, а естественным, жизненным и сопряжённым с реальностью, то можно его использовать в качестве исходной точки, и рассмотреть составные части: Деяние, Воздаяние и Соответствие.

В этой работе будет приведено доказательство, что Справедливость существует как действующий закон мироздания. Но пока мы просто допустим, что этот закон каким-то образом установлен. Собственно, жизнь человека будет представлять собой цепочку, состоящую из деяний и воздаяний. Из определённой реальной ситуации человек осуществляет деяние, после этого он получает воздаяние, которое становится следующей реальной ситуацией. Далее всё повторяется.

Не трудно заметить, что эта цепочка разрывается смертью, и многие деяния остаются без воздаяния. Если смерть понимать как событие, после которого уже ничего не может произойти с человеком, и он не может получить воздаяние, то смерть является непреодолимым препятствием для осуществления Справедливости. Таким образом, мы легко получаем однозначный вывод:

Справедливость невозможна без бессмертия человека.

Первым обязательным условием для рассмотрения Справедливости является принятие мировоззрения, которое включает в себя понятие о бессмертии человека. Это мировоззрение, естественно, должно быть научным, а не религиозным.

Итак! Первое условие , которое должен принять человек, стремящийся к Справедливости – это принятие мировоззрения, подобного витализму, или самого витализма . Только виталист имеет право на обсуждение темы справедливости. Все остальные могут лишь отрицать Справедливость как реально возможную организацию общества, и как сущность, достойную обсуждения и воплощения. Никакие понятия о социальной справедливости не могут иметь под собой научной основы без принятия виталистического мировоззрения. В этом кроется вся суть проблемы построения справедливого общества, которое пока человечество так и не построило.

Справедливость

Справедли́вость - понятие о должном , содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём ; в экономической науке - требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса . Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость .

Является одной из основных категорий этики .

История

Справедливость является важнейшей категорией социально-философской мысли, морального, правового и политического сознания. Многократно обращались к проблеме справедливости такие мыслители, как Г. Спенсер , Дж. Локк . В философии Древнего Востока и Древней Греции справедливость рассматривалась как внутренний принцип существования природы, как физический, космический порядок, отразившийся в социальном порядке.

Виды

Начиная с Аристотеля принято выделять два вида справедливости:

  1. Уравнительная - относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов («равным - за равное»). Она относится не непосредственно к людям, а к их действиям, и требует равенства (эквивалентности) труда и оплаты, ценности вещи и ее цены, вреда и его возмещения. Отношения уравнительной справедливости требуют участия, по меньшей мере, двух лиц.
  2. Распределительная - требует пропорциональности в отношении к людям согласно тому или иному критерию («равное - равным, неравное - неравным», «каждому своё »). Отношения распределительной справедливости требуют участия по меньшей мере трех людей, каждый из которых действует для достижения одной цели в рамках организованного сообщества. Один из этих людей, распределяющий, является «начальником».

Уравнительная справедливость является специфическим принципом частного права , тогда как распределительная - принципом публичного права , являющегося совокупностью правил государства как организации.

Требования уравнительной и распределительной справедливости являются формальными , не определяя, кого следует считать равным или отличающимся, и не указывая на то, какие правила к кому применять. Различные ответы на эти вопросы дают различные концепции справедливости , которые дополняют формальное понятие справедливости содержательными требованиями и ценностями.

«Правда» как «Справедливость»

Концепции

1) каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее широкого спектра основных свобод, совместимого с подобными свободами для других.
2) социальные и экономические различия должны быть устроены так, чтобы:
(а) наибольшие преимущества от них получали бы наименее привилегированные члены общества в соответствии с приципом ответственности перед будущими поколениями (just savings principle) и принципом справедливого неравенства (the difference principle)
(б) доступ к рабочим местам и государственным должностям должен быть открыт для всех на основе равенства возможностей.

Оригинальный текст (англ.)

1) Each person is to have an equal right to the most extensive basic liberty compatible with a similar liberty for others 2) Social and economic inequalities are to be arranged so that (Rawls, 1971, p.302; revised edition, p. 47): (a) they are to be of the greatest benefit of the least-advantaged members of society, consistent with the just savings principle (the difference principle). (b) offices and positions must be open to everyone under conditions of fair equality of opportunity

Социальная справедливость

Социальная справедливость - один из распространённых общественных идеалов . Его конкретное содержание, а также название менялось на протяжении истории. Является одной из основных категорий левой идеологии . Согласно некоторым современным представлениям, реализация принципа на практике включает :

  • обеспечение гарантий жизнедеятельности человека
  • высокий уровень социальной защищённости.

В частности, осуществление принципа социальной справедливости должно включать в себя :

  • обеспечение работой каждого трудоспособного
  • достойную зарплату
  • социальное обеспечение инвалидов и детей-сирот
  • свободный доступ граждан к образованию, здравоохранению, культуре, спорту и т. д.

Критика

Прилагательное "социальное" <...> вероятно, стало самым бестолковым выражением во всей нашей моральной и политической лексике. ... оно все чаще выступает в роли слова "благое" при обозначении всего высоконравственного.
Всякий призыв быть "социальными" <...> есть подталкивание нас к еще одному шагу в сторону "социальной справедливости" социализма . В итоге употребление термина "социальный" становится практически тем же самым, что и призыв к "распределительной справедливости". А между тем это несовместимо с конкурентным рыночным порядком , а также с ростом и даже поддержанием существующей численности населения и достигнутого уровня богатства. В общем, из-за подобного рода ошибок люди стали называть "социальным" ("общественным") то, что является главной помехой для самого поддержания жизни "общества". В сущности, "социальное" следовало бы именовать "антисоциальным".

Хайек считает невозможным субъективное распределение результатов труда на основе затраченных работником усилий :

Никому не под силу то, что под силу рынку: устанавливать значение индивидуального вклада в совокупный продукт. Нет и другого способа определять вознаграждение, заставляющее человека выбирать ту деятельность, занимаясь которой он будет в наибольшей мере способствовать увеличению потока производимых товаров и услуг.

Справедливость и право

Существует мнение, что справедливость является философской категорией и носит оценочный характер, что не дает возможности ее однозначной трактовки, создания емкой и полной дефиниции справедливости. Взгляды ученых на правовую функцию справедливости противоречивы .

Справедливость и свобода

Видный американский экономист, нобелевский лауреат Милтон Фридман противопоставляет справедливость и свободу :

Я не сторонник справедливости. Я сторонник свободы, а свобода и справедливость - это не одно и то же. Справедливость подразумевает, что некто будет оценивать что справедливо, а что - нет.

Оригинальный текст (англ.)

“I’m not in favor of fairness. I’m in favor of freedom, and freedom is not fairness. Fairness means somebody has to decide what’s fair.”

Биологические аспекты

По данным нейробиологов, за чувство справедливости отвечают ряд участков мозга, связанных с эмоциональной сферой человека .

Утверждают, что тяга к справедливости сформировалась на генетическом уровне в процессе племенного развития человека, поскольку предоставляла более «справедливым» племенам преимущества в выживании .

В религии

Индуизм

Литература

  • Канарш Г. Ю. Социальная справедливость: философские концепции и российская ситуация . - М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та , 2011. - 236 с. - 250 экз. - ISBN 978-5-98079-689-1
  • Канарш Г. Ю. Социальная справедливость как духовная основа современного российского общества // Знание. Понимание. Умение . - 2009. - № 1. - С. 146–153. - ISSN 1998-9873 .
  • Канарш Г. Ю. Социальная справедливость с позиций натурализма и волюнтаризма // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 1. - С. 102–110. - ISSN 1998-9873 .
  • Мамут Л. С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право : Ежемесячный журнал. - 2001. - № 7. - С. 5–14. - ISSN 0132-0769 .
  • Л.Колаковский О справедливости
  • Нерсесянц В. С. Философия права: либертарно-юридическая концепция
  • Antony Flew , Socialism and Social Justice
  • Social Justice" Isn’t Any Kind of Justice" , Professor Antony Flew, London, Libertarian Alliance, 1993.
  • А. Ф. Хайек "Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма = The Fatal Conceit: The Errors of Socialism. - М. : Новости, 1992. - ISBN 5-7020-0445-0

См. также

Сноски

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Одно из основных понятий развития здравоохранения. Справедливый подход, который содействует вовлеченности, доступу, беспристрастному общению с населением и группами, невзирая на социальные, экономические, демографические, этнические и иные различия.

Отличное определение

Неполное определение

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

justice) - 1. Общий принцип, согласно которому индивидуумы должны получать то, что они заслуживают. Этому обыденному определению было также дано множество философских формулировок классиками от Аристотеля до Канта. Позднее большое влияние получили идеи американского философа Джона Роулза ("Теория справедливости", 1971). 2. Правовая справедливость (иногда называемая "исправительной") - применение закона и управление легальными учреждениями, которые в современных обществах осуществляются главным образом обученными профессионалами. Концепции формальной или процедурной справедливости занимают здесь главное место - действие закона согласно предписанным принципам либо "обязательному процессу" (например, "норма закона"). См. также Система уголовной юстиции. 3. Социальная справедливость, общие концепции которой могут соответствовать или не соответствовать концепциям "индивидуальной справедливости" либо качению термина 2. Существуют также конкурирующие концепции. Так, утилитаристские концепции справедливости подчеркивают значение коллективной пользы и состоят в противоречии с концепциями о гармонии индивидуальных и коллективных прав. Несмотря на влияние философских подходов, социологи в целом пытались избегать абстракций и споров об определении значения Ф.мина, характерного для философских трудов. Главным объектом социологических работ было обсуждение политических и гражданских прав, и в особенности благосостояния и социальной политики. Основное внимание уделялось распределительной справедливости, то есть скорее независимому распределению доходов, чем просто формальным или процедурным принципам. Примером философского подхода, объединяющего формальные и независимые методы, служит дискуссия Роулза. Он определил справедливость как "честность". Люди, вероятно, расценили бы как честное гипотетическое "первоначальное положение", но "завеса невежества" не позволяет им обладать знанием о наличии у них самих социальных характеристик. Роулз утверждает, что неравенство приемлемо, только если оно делает всех людей богаче, также поддерживая тем самым государственное вмешательство. Противоположным представлением (например, Роберта Нозика, (1974), изящного защитника "минималистского государства") является следующее: справедливость состоит в признании и защите индивидуальных прав, включая права собственности. Хотя вышеуказанные различия выглядят острыми и часто покоятся на идеологии, не должны исключаться эмпирические решения. Например, все явно расходящиеся теории Роулза, Нозика или Хайека (1944) включают аргументы о совокупных экономических доходах и их распределении, которые, по крайней мере потенциально, являются эмпирически разрешимыми, однако на практике труднодостижимыми (ср. По существу оспариваемое понятие; Хабермас). Один из путей предпринимает Баррингтон Мур (1972, 1978), сосредоточившись на понятии "несправедливость", поскольку легче достичь согласия по этому вопросу. См. также Права человека; Равенство; Равенство возможностей; Естественные права и естественное право; Эксплуатация; Дискриминация; Теория общественного договора.