Кубанский разгуляй сценарий развлечения для родителей и детей старшего дошкольного возраста. Развлечение для детей старшей группы «Кубанские посиделки

Провела воспитатель: Сморж А. А.

Программные задачи:

Познакомить детей с историческим прошлым Кубани и культурой родного края.

Формировать представления детей о том, что малая Родина - Кубань, начинается с отчего дома.

Прививать интерес к обычаям своего народа.

В группе оформлен патриотический уголок.

Воспитатель обращает внимание детей на флаг, герб Кубани, гимн Кубани, кубанские наряды.

— А скажите мне, ребята, как зовётся край родной наш, где живём мы с вами дружно?

(дети: «Краснодарский край»). Мы зовём его Кубанью, наш казачий край.

— Главный город на Кубани кто ж нам всем здесь назовёт? (Краснодар)

— Обратите же внимание на казачьи костюмы (воспитатель показывает фотографии).

— Кто ж такие казаки я поведаю, друзья, вам! А казак - это значит, вольный человек! Давным-давно Россией правила царица Екатерина II. Ей верой и правдой служили казаки на границах Руси. Они не щадили своих жизней. И в благодарность царица подарила им земли на Кубани, те самые, где мы с вами сейчас живём. И одаряя казаков, такую речь царица говорила:

«Повелеваю: землю охранять! Поле сажать! Казаков растить!»

Воспитатель:

— Ребята, кто ж казаку был лучшим другом: и быстро мчал, и с поля боя выносил? (дети: «Конь»).

— Правильно. А знаете, друзья, что у казаков была особая любовь к лошадям. Давайте вспомним, как говорили казаки о лошадях. (Дети вспоминают кубанские поговорки о лошадях)+

«Конь казаку - друг!»

«Казак сам не поест - а коня накормит!»

«Казак без коня, что солдат без ружья»

«Без коня казак кругом сирота»

Рассказ воспитателя о том, как стали казаки обживаться на кубанской земле.

— Строили хаты как? (Всем миром)

— Растили хлеб.

— Изготавливали домашнюю утварь.

— Охраняли своё подворье.

Воспитатель:

— Ребята, приглашаю вас посетить наш патриотический уголок. Вот, посмотрите и назовите, что это? (показывает герб и флаг).

Дети рассказывают о гербу и флаге Кубани.

Воспитатель знакомит с гимном Кубани. Дети рассказывают, как они понимают слова гимна.

— Казаки, ребята, очень трудолюбивые. Умели всё. И среди них были гончары, и кузнецы, и хлеборобы, и коневоды. Но кто работал хорошо, умел и отдыхать!

Давайте поиграем в казачью весёлую игру да под названием «Хлэбчик».

— Делимся на пары. А ведущий говорит: «пеку, пеку хлэбчик!»

Дети: «А выпечешь?»

Ведущий: «Выпеку!»

Дети: «А убежишь?»

Ведущий: «Посмотрю!»

Убегают врассыпную, меняя пары. Кто без пары - тот и «хлэбчик».

Игра «Кубанка».

Дети встают по кругу. По команде передают «Кубанку» друг другу. По сигналу воспитателя игра останавливается. У кого «Кубанка», тот и вышел.

Воспитатель: Прекрасный солнечный край! Большая, щедрая земля, гостеприимная для всей России. Трудится кубанский народ, чтобы города, посёлки, хутора были краше и богаче!

Это край чудесный

Там, где синь небес!

Золотое поле

И зелёный лес!

Ручеёк звенящий

И весенний гром!

Это запах хлеба,

Это отчий дом!

Ты, Кубань родная,

Наша сторона!

Ты на всей планете

Развлечение для детей старшей группы.

Цель: Познакомить детей с народным обрядовым праздником Масленицей.

Задачи:

  1. Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни; любовь к родному краю - Кубани.
  2. Знакомить с русскими народными играми; учить в них играть, соблюдая правила.
  3. Вовлечь детей принять в участие в празднике.

Ход праздника.

Звучит в записи народная песня «Масленица» (Ой, да разгулялась зима…)

Дети входят в зал и садятся на стульчики.

Ведущая (в народном костюме):

Добрый день, гости дорогие -жданные,

Званые и желанные.

Здравствуйте, молодки! Здравствуйте, лебедки!

Ребята-молодцы, веселые удальцы!

Почтенные и молодые. Полные и худые.

Мы рады гостям, как добрым вестям!

Фонограмма вьюги.

Ведущая:

Ой, что я слышу! Это вьюга воет! Ребята, у нас чудеса какие-то происходят.

Весна на дворе, а к нам вдруг Зимушка – Зима пожаловала. Это почему?

Чтобы сегодня все свои права передать сестрице Весне. Каждый год по-разному, обычно в конце февраля или в начале марта, встречаются зима и весна. В честь этой встречи издавна устраивались народные гулянья, которые назывались «масленица».

А вы знаете, сколько дней гостит у нас масленица?

Семь дней, ровно одну неделю. Каждый день праздника имеет своё название и свой смысл.

Звучит в записи фрагмент нар.песни «А мы масленицу дожимаем…»

- Понедельник называется «встреча». В домах начинают печь блины, делают тряпичную куклу с длинной косой, одевают её в девичий наряд, усаживают на почётное место.

Выносим чучело Масленицы.

А мы Масленицу встречали,

Сыром гору поливали,

На широк двор зазывали

Да блинами заедали!

Масленицу испокон веков встречают сытостью и довольствием. Считается, что чем богаче Масленицу отпразднуют, тем богаче год будет.

- Вторник – заигрыш . Народ катается на санках, играет в снежки и в разные другие игры. Давайте-ка ребята поиграем в снежки.

Игра «Снежки».

Звучит в записи фрагмент нар. песни «Как на масленой неделе»

- Середина недели – среда – лакомка . Весну встречают блинами, круглый, жаркий блин – символ солнца.

Наступает четверг – широкий четверток . Масленичный разгул, кулачные бои, петушиные бои, ряженые…

Ну-ка, весёлый народ,

Громче, громче хлопай!

Бравые казаки идут

Силой меряться!

ИГРЫ – СОСТЯЗАНИЯ:

Перетяни канат.

Перевези казачку.

Бег в мешках.

- Пятница – тёщины вечорки !

Девочки садятся рядком на посиделки.

1-я девочка.

В пятницу теща зятя в гости ждала.

2-я девочка.

Теща для зятя пироги пекла.

3-я девочка.

Зять на двор - пироги на стол.

4-я девочка.

Думала теща - семерым пирог не съесть.

5-я девочка.

А зятюшка сел - да один всё съел!

Суббота – золовкины посиделки . Родственники собираются на чаепитие с блинами, а заодно танцуют, поют песни, частушки.

Звучат частушки.

1.Эх, топни нога,

Топни правенькая!

Я плясать сейчас пойду,

Хоть и маленькая! Ух!

2.Как на масленой неделе

Из трубы блины летели!

Ой, блиночки мои,

Подрумяненькие! Ух!

3.Шила платье из капусты,

Огурцом отделала!

Рассердилась, платье съела,

Что же я наделала? Ух!

4.А у нас-то во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думала – подружки. Ух!

5.Хороши у нас частушки,

Хороши припевочки.

Веселитесь вместе с нами,

Мальчики и девочки! Ух!

Воскресенье – прощёный день , самый важный день Масленицы. В этот день надо простить друг другу все обиды, не держать зла на сердце. Ведь встретить надо весну с чистой совестью. Также этот день называется «Проводы Масленицы», с Масленицей прощаются и сжигают её чучело.

Звучит в записи фрагмент нар. песни «А мы Масленицу прокатали»

Ведущая. Ребята, вы давно блинов не ели, вы блиночков захотели?

Песня «Блины» в исполнении детей.

1.Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

2.Наша старшая сестрица

Печь блины – то мастерица

Ой блины, блины, блины, ой блиночки мои!

3.Напекла она поесть сотен пять,

Наверно, есть.

Ой блины, блины, блины, ой блиночки мои!

4.На поднос блины кладёт

И сама к столу несёт.

Ой блины, блины, блины, ой блиночки мои!

5.Гости, будьте же здоровы –

Вот блины уже готовы.

Ой блины, блины, блины, ой блиночки мои!

Ведущая:

С масленицей вас поздравляем

Праздник наш завершаем.

Выходи честной народ,

Становись-ка в хоровод.

Масленица к нам идёт!

Общий хоровод «Здравствуй, красная весна!

  • «Кубанские посиделки».

Музыкальный вечер развлечений

в подготовительной к школе группе.

Цель: Приобщить детей к кубанскому фольклору.

Задачи:

  1. Познакомить с традициями и обычаями кубанского народа.
  2. Воспитывать интерес к истории Кубани и кубанским песням.
  3. Развивать бережное отношение к традициям кубанского народа.

Ход вечернего досуга.

Звучит музыка «На Кубани мы живем»,

дети входят в зал, садятся на места.

Ведущий. _ (Входит ведущий в кубанском костюме): «Здравствуйте гости дорогие! Проходите в хату, я рада видеть вас. Где, как не в семье мы можем соприкоснуться с историей, с традициями. От поколения к поколению передают наши деды и отцы, всё то, что было накоплено нашими предками. И нить поколений не прерывается».

Песня в исполнении детей «У нас на Кубани».

1.Все в цвету: хутора и станицы

До чего же ты, край мой, красив

Все вокруг затопляет пшеницы

Золотой ненаглядный мотив.

2. От предгорий до плавней Тамани

Все хлеба и хлеба без конца

И гудят напряженно комбайны

И стучат напряженно сердца.

3.В хлебе солнце с землею роднится,

В хлебе сила и слава страны

И нечто с ним не сможет сравниться

Нет ни меры ему, ни цены.

4. Степь в хлебах, да над степью соколы,

Да сады – отрада глаз

Быть кубанцем – честь высокая

Край особенный у нас.

Ведущий. Это наш край! Это наша Кубань! Краснодарский край – жемчужина нашей любимой Родины – России. Наш край – хлеборобный край. Жители нашего края могут и любят трудиться. А ещё они бережно хранят традиции наших предков. Помнят и поют прекрасные казачьи песни, частушки. И мы с вами сегодня поговорим о славных традициях родной земли, о задушевных казачьих песнях.

(Рассказ ведущего сопровождается показом слайдов).

Ведущий (зазывает девчат на частушки):

Эй, девчушки – хохотушки,
Заведите-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!

Частушки:

1.Веселей играй, гармошка,

Мы станцуем и споем,

Мы кубанские девчата

Любим песни с огоньком.

2.Заиграй, гармошка, громче,

Пусть девчата подпоют,

Пусть услышат во всем мире,

Как кубаночки поют.

3.На кубанской, на земле

Поля все обширные,

Приезжайте в гости к нам

Мы все люди мирные.

4.Вот мы вырастем большими

И в Кубанский хор пойдем

Мы с такими казаками

Ни за что не пропадем.

5.Мы частушки вам пропели,

Дорогие зрители,

Нынче сами мы поэты,

Сами исполнители.

Выходят казаки (мальчики):

Казачок 1. - Кубанские девочки хороши,

Поют они от всей души!

Казачок 2: - Девочки, девочки,

Примите нас на посиделочки,

Казачка: - Ой, вы, парни – казачки!

Вы садитесь на пеньки.

Не забыли мы про вас,

Поиграем мы сейчас.

Ведущий предлагает поиграть в игру «Колокольчик». Девочка звонит в колокольчик, мальчики с завязанными глазами ловят девочек.

Казачата читают стихи:

1 казачок:

Цвети, Кубань,

От края и до края

С далёких лет ты в сердце у меня

Казачья песня, слава трудовая

Кубань, Кубань

Бескрайние поля.

2 казачок:

Гостеприимней и красивей

На свете нет земли.

Не зря жемчужиной России

Мой край в народе нарекли.

3 казачок:

Наш край Краснодарский,

Родная Кубань.

Простор необъятных красот и чудес,

Сегодня мы славим тебя!

  • Инсценировка «Путешествие в 19 век»

На сцену выходят 2 девочки

Сцена первая.

1 девочка: - А, интересно, почему тебя назвали Екатерина?

2 девочка: - Мне рассказали мама и папа, что назвали они меня в честь моей прапрабабушки. Она жила в конце 19 века. Очень интересно было бы узнать, как жили люди в стародавние времена. Было бы здорово произнести волшебные слова и оказаться в том времени. Например, вот так:

1 девочка: Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток.

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по - моему вели! Вели,

Чтобы мы оказались в давних временах!

Девочка отрывает лепесток у ромашки и подбрасывает его.

Звучит волшебная музыка. (Девочки попали в 19 век)

Сцена вторая «В казачьей хате»

Убранство казачьей хаты.

У стола девочка в костюме казачки накрывает стол.

Слышен стук. Мальчик подбегает к двери и открывает её.

Мальчик: - Мама! К нам девчата пришли в гости!

Казачка: - Сынок, приглашай их в хату.

1 девочка: - Здравствуйте, люди добрые! Оказались мы в ваших краях случайно. Разрешите нам отдохнуть у вас.

Казачка: - Милости просим, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь к столу. Как вас звать-величать?

Екатерина.

Казачка: - Ну, а наша фамилия Игнатенки. Не слыхали?

2 девочка (шепотом своей подруге): Это же фамилия моей прапрабабушки! Мы в гостях у моих предков! Вот это да! Помог нам цветик-семицветик!

1 девочка: Какой красивый рушник! Кто же такая рукодельница?

Казачка: - Что же здесь особенного? Каждая молодая девушка должна уметь прясть, ткать, кроить, шить, вышивать, плести кружева.

2 девочка: - Как интересно! А почему ваша одежда выглядит по-разному?

Казачка: - Видать девчата, вы ненашенские, раз не знаете этого! Ну так, слушайте. По нашей одежде, по её деталям можно определить к какому войску, станице или казачьему роду принадлежит казачка.

Обычно наша одежда это «парочка» - приталенная блузка обязательно с длинным рукавом, отделывается нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, бисером.

Юбки шили из ситца, шерсти, широкие. Внизу юбка украшалась кружевами, оборками.

Казачка носит на голове кружевной платок. А молодые девушки, всегда покрывают голову и заплетают косу с лентой.

1 девочка: - Очень красивый наряд. А удобно ли вам работать в такой одежде?

Казачка: - Конечно, девоньки. И работать удобно и отдыхать. Павлуша, давай-ка покажем девочкам как мы умеем отдыхать.

1 игра «Перевези казачку на лошади».

Описание игры: разделить девочек на две команды. 2 мальчика на лошади должны перевезти девочек из своей команды на другую сторону.

2 игра «Сбей папаху».

Описание игры: 2-3 мальчика на лошадях и с саблями стоят по кругу. Ведущий в центре круга держит на палке папаху. Под музыку, мальчики двигаются по кругу. Когда музыка останавливается, мальчики сбивают папаху. Кто быстрее!

Казачка: - Наши казаки умеют не только работать и отдыхать, но если надо защитить свою родную землю.

Песня в исполнении детей: «Казаки в Берлине»

Сцена третья «Прощание»

1 девочка: Спасибо за то, что дали нам возможность отдохнуть.

2 девочка: Вы нам рассказали много интересного. Пора и честь знать. Спасибо за приют.

Казачка: Прощайте! Счастливо! Храни вас господь, девчата. С богом!

Сцена четвертая «Возвращение домой»

Занавес закрывается. Девочки отрывают лепесток и говорят:

Лети, лети, лепесток,

Через запад, на восток.

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы мы оказались в своём времени!

Звучит волшебная музыка, девочки оказываются в настоящем времени.

2 девочка: - Вот я и увидела, как жили мои предки. Было очень интересно!

Ведущий: Ребята, вы обратили внимание, как встретили кубанцы девочек, хотя они были им совсем незнакомы. Это, недаром. Ведь на Кубани безмерно уважали гостя потому, что он считался посланцем Бога. Самым дорогим и желанным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе, опеке. Независимо от возраста гостя, ему отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение трёх суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его.

Казачок: Как много ещё можно узнать о своей Родине! (звучит мелодия).

В жизни нам дана Родина одна.

У меня она – Вишня у окна.

Прямо у дверей Золото полей,

Дума вековая стройных тополей….

Казачка:

Видно, так и быть,

Здесь мне век прожить,

До конца дружить,

До конца любить,

Здесь мои друзья,

Здесь моя семья,

Большего не скажешь –

Здесь земля моя.

«Кубанская пляска» (под музыку «Ой, ты, Галю…»)

Ведущая: Дорогие ребята! Ведь именно вы – наследники нашей прекрасной кубанской земли: её истории, её культуры, всех тех бесценных богатств, которые созданы руками старших поколений. Вам приумножать богатства родного края и его замечательные традиции, трудится на полях и заводах, совершать научные открытия, сочинять стихи и песни о родной земле.

Песня в исполнении детей «Эх, казачата – ребята удалые».

Ведущая (выносит пирог) : Просим вас не расходиться,

Сладким чаем угоститься.

К чаю ароматному –

Угощенье знатное!

Дети идут на чаепитие в группу.

«Женский день в родном посёлке»

Старшая группа

Действующие лица: Ведущий, Весна, Дед Егор, Бабушка – взрослые.

Грач, Скворец – дети.

Атрибуты: для конкурса – 2 кувшина с водой, 2 стакана с сухофруктами, 2 стакана с сахаром, 2 ложки, 2 стола.

Под весёлую музыку дети входят в зал и становятся полукругом.

Ведущая: Сегодня мы будем весну встречать,

Весну встречать да величать.

Снег блестит на солнце корочкой хрустящей,

Весело чирикают на ветках воробьи.

Серые сугробы в лужи расплываются,

Вот уже длиннее и теплее дни…

Выйду за околицу, погуляю в роще,

Постою, послушаю, что поют ручьи.

Хоровод- танец «ВЕСНА – КРАСНА ИДЁТ»

На последний припев входит Весна в круг к детям и танцует с ними. После хоровода дети встали полукругом.

Весна: Здравствуйте, ребята!

Вот и я, Весна.

Дети: Все мы очень рады,

Что ты к нам пришла.

Ведущий: Весна – Красна,

Ты с чем пришла?

Весна:

С сохой, бороной

С лошадкой вороной;

С рожью зернистой,

С пшеницей золотистой;

С травой шелковою,

С водой ключевою,

С калиной – малиной,

С красной рябиной!

Ведущий: Расскажи-ка всем, весна,

Как дорогу к нам нашла?

Весна: Грачи-кулики из-за моря прилетали

И Весне путь указали.

Вы, ребятки, птиц встречайте,

Кричать закличку начинайте!

Закличка «ЖАВОРОНКИ ПРИЛЕТЕЛИ»

Жаворонки прилетали – взмахивают руками, как крыльями

Весну –красну отмыкали – собирают пальцы одной руки в щепоть и вращают

ими в середине раскрытой ладони другой руки.

Серы снеги покатились, - вытягивают руки перед собой и выполняют волно-

В реках воды появились. -образные движения кистями рук.

Вы не клюйте песок, - грозят пальцем.

Не тупите свой носок.

Пригодится вам носок- ставят руки на пояс ладошками вверх, выставляют

На овсяный колосок. – правую ногу на пятку и постукивают ею.

Дети остаются в полукруге.

Под музыку в зал «влетают» птицы Грач и Скворец, и становятся по обе стороны зала возле детей.

Грач: Мы – грачи, мы – грачи,

Слуги верные твои.

Первыми летим, спешим,

Про Весну всем говорим.

Скворец: Нет, Весна, грачей не слушай.

Мы, скворцы, не бьём баклуши.

Знай, из тёплых стран скворцы

Тепло и солнце принесли,

Чтобы люди Весну ждали,

Чтоб тебя, Весна, встречали.

Грач: Мы - слуги верные Весны.

Скворец: Нет, мы!

Грач: Нет, мы!

Весна: Не надо ссориться, друзья!

Кто верен мне, узнаю я.

Ваш спор решит соревнованье.

Вы приложите все старанье.

Задание вот какое для вас:

Птиц перелётных найдите сейчас.

Игра «НАЙДИ ПЕРЕЛЁТНЫХ ПТИЦ»

Дети делятся на две команды: команда скворцы и команда грачи.

Командам предлагается по 6 изображений птиц.

Игроки должны назвать и показать перелётных птиц.

Весна: Вот, ребята, я с вами поиграла. Хорошо вы меня встречали, но мне пора идти дальше украшать поля и рощи, леса и луга.

Весна прощается и под музыку уходит, дети присаживаются на стульчики.

Под казачью песню выходит дед Егор.

Дед Егор : Ох, как я люблю, когда на мою родную сторонушку весна приходит! Солнышко обогрело родной посёлок, птицы домой возвращаются. Только вот старуха моя покоя не дает – всё толдычет за какой-то Женский день ! Что за праздник такой? Молодежь спросить, что ли? Казаки-то сейчас по-современному живут, всё знают!

Встают 3 казака один с гармошкой, под казачью песню подходят к деду.

1 казак : Здорово дневали, Егор Семеныч! Что пригорюнился? Посмотри, погода-то какая!

Дед Егор : Слава Богу! Хороша погода, да вот только в курене у меня пасмурно. Жинка моя покоя не дает – праздника требует. Я бы и рад ей угодить, да вот не знаю как!

2 казак : Не переживай, дедуня! Мы вот своим девчатам гулянье устроить решили с песнями, с плясками, шутками-прибаутками. Хочешь, посмотри. Может и нам что-нибудь подскажешь, а может чему-нибудь и научишься.

Дед Егор : Доброму делу и старику у молодежи поучиться не стыдно.

Ведущая : Присаживайся, дедуня, посмотри на наш праздник.

Все, кроме казачка с гармошкой, садятся. Под песню "Гармонист Тимошка" выходит гармонист и две девочки держат его под руки. Исполняется импровизационный 1 куплет этой же песни.

Гармонист : Ой, девчата, поздравляем вас с праздником! Мы для вас песню приготовили – весеннюю современную.

1 девочка : А давайте её вместе споём!

(Под вступление песни все дети выходят на полукруг)

«ВЕСЕННЯЯ ПЕСНЯ – ХОРОВОД»

Реб:

Утопает в кипении белом

Наш посёлок у Белой реки.

Воробьишки кричат оголдело,

Прославляя весну, ручейки.

Реб:

Хор лягушек о том же торочит

На болотцах своих в камышах.

Быстротечней становятся ночи,

А весны – все уверенней шаг.

От рассвета, весь день, до темна.

Так, во всём своем юном величьи

К нам в Заречный шагает весна!

Под музыку присаживаются на стулья.

Дед Егор : весной расцветает не только природа, но и девичья краса. А умеете ли вы, казачата, девочкам ласковые слова говорить по нашему, по-казачьи?

Игра « КОМПЛИМЕНТЫ - КАЗАЧЬИ»

Воспитатель комментирует комплименты после каждого ребёнка.

Жалкая- любимая

Кромочка – единственная, самая близкая

Доброличная – с красивым лицом

Великатная – вежливая, хорошо воспитанная

Болезная – родная, о ком сердце болит

Обрада – отрада, приносящая радость

Лазорик – дикорастущий тюльпан

Кундюбочка – куколка

Гулюшка – голубка

Зинчик-стрекоза

Узюмная - сладкая

Ведущая : Видишь, дедушка, какие у нас казачата галантные. А давайте послушаем, что они хотят девочкам пожелать.

Реб:

Девочки, будьте нежными,

Как весною подснежники!

Будьте милее, добрее,

Как волшебницы-феи!

Реб-к :

Мы хотим сказать девчатам

От мальчишек всей земли!

Будем смело защищать вас,

Чтоб мы плакать не могли!

Дед Егор : Да, хороши у нас на Кубани девчата, но краше и роднее матери нет для казака. А знаете ли вы, казачата, стихи о матери задушевные?

Ведущая : Конечно знаем! Выходите, казачата!

Реб:

Весна на мамочку похожа,

С утра хлопочет и поёт,

И на меня похожа тоже -

Покоя людям не дает!

Реб :

Весна на мамочку похожа!

Она улыбчива, светла.

И на меня похожа тоже –

Неугомонна, как юла!

Лучший повар в доме мама

Тушит мясо, варит каши.

И уборщица когда мы

Разбросали вещи наши!

Лишь заря глаза откроет

Мама чистит, варит, моет!

И учительница – мама!

Вместе с ней читаем книжки.

Даже врач она, когда мы

С братом набивает шишки!

Гриппом я весной болела

Мама ночь со мной сидела!

Мама и портниха тоже –

Шьет нам юбки, платья, брюки.

Мама – прачка, и похоже

Мастерица на все руки!

До зари она в заботе –

Дом делами полнится.

Днем же мама на работе

Где – никак не вспомниться!

Мы здесь сегодня собрались,

Чтобы поздравить наших мам.

Большого счастья и здоровья

Мы от души желаем вам!

И мы подарим мамам песню на праздник

О том, как смеётся ручей – проказник!

Как солнце глядится в зеркало – лужицах

И стайкой скворцы на улице кружатся!

На вступление песни соединяются полукругом у центральной стены.

Песня «МАМА - СОЛНЫШКО МОЁ»

4 казак : А что, девчата, может спляшем?

2 девочка : Некогда нам пляски устраивать! Дел невпроворот!

5 казак : Да много ли дел у казачек? Вот мы, казаки, и шашкой машем и на коне скачем. Всю вашу работу мы зараз переделаем!

Ведущая : А давайте посмотрим, как наши казачата в женской работе ловки. Устроим соревнования.

Конкурс «СВАРИ ВЗВАР»

Ведущий: Молодцы ребята – казачата, вот теперь и сплясать можно.

Танец «КАЗАКИ И КАЗАЧКИ»

Дед Егор : Да, молодцы, молодые казаки да казачки! А моя старуха хоть и не молода, но в работе вам не уступит! А заботливая-то какая, а ласковая!

Да вот и она! Появляется бабка.

Бабка : Дедуня, ты куда запропастился? Ты случаем не заблудился?

Дед Егор: Да вот пришёл у молодёжи узнать что за праздник Женский день!

Погляди –ка что они подсказали да показали!

6 казак : Пожилым казачкам на Кубани завсегда почет и уважение! Бабаня для казачат – первый друг и помощник!

Реб.: Мы с тобою бабушка – старые друзья.

До чего хорошая бабушка моя!

Сказок знает столько, что не перечесть

И всегда в запасе новенькая есть!

Реб. : А вот руки бабушки – это просто

Быть без дела бабушке руки не велят

Золотые, ловкие как люблю

Нет, других, наверное, не найти

Реб. : Мы очень любим бабушку

Мы очень дружим с ней!

С хорошей доброй бабушкой

Ребятам веселей!

Реб .: Есть много разных песенок

На свете обо всём.

Для всех любимых бабушек

Мы песенку споём!

Песня « ЛЮБЛЮ СВОЮ БАБУЛЮ»

Дед Егор : Ох, казаченьки, какой праздник вы нам устроили! Любо, девчата?

Девочки : Любо!

Дед Егор : А теперь, можно и сплясать!

Выходи на танец смело,

Выходи не отставай!

Все девчонки королевы!

Ты любую выбирай!

А себе я выбираю свою любимую бабулю!

«КАДРИЛЬ»

Реб .: Сегодня в гости пригласили

Мы наших бабушек и мам,

Порадовать мы их решили,

И каждый что-то сделал сам!

Реб.: Поверьте было нелегко

Нам всё держать в секрете.

Но время, наконец, пришло

Секрет откроют дети!

Под музыку дети дарят мамам и бабушкам подарки, сделанные своими руками.

Ведущая :

Подошёл к концу наш праздник!

Что же нам ещё сказать?

Разрешите на прощанье

Вам здоровья пожелать!

Не болейте, не старейте

Не сердитесь никогда!

Вот такими молодыми

Оставайтесь навсегда!

Под музыку дети и герои выходят из зала.

4 ПЕСНИ

3 ТАНЦА

Программные задачи:

Познакомить детей с историческим прошлым Кубани и культурой родного края.

Формировать представления детей о том, что малая Родина – Кубань, начинается с отчего дома.

Прививать интерес к обычаям своего народа.

Материалы и оборудование: флаг, герб Краснодарского края, предметы домашней кубанской утвари, иллюстрации с изображением быта кубанских казаков, игра «Разрезные картинки» (тема: поля, сады, моря, горы Краснодарского края).

Словарная работа: крынка, глэчик, рушник, плетень.

Предварительная работа: рассматривание альбомов «Атамань», «Природа Кубани»; разучивание кубанских пословиц и поговорок.

Ход НОД в старшей группе :

В группе оформлен мини-музей кубанской утвари.

1. Воспитатель в костюме казачки обращает внимание детей на флаг, герб Кубани.

А скажите мне, ребята, как зовётся край родной наш, где живём мы с вами дружно?

(дети: «Краснодарский край»). Мы зовём его Кубанью, наш казачий край.

Главный город на Кубани кто ж нам всем здесь назовёт? (Краснодар)

Обратите же внимание на костюм казачий мой! (воспитатель показывает со всех сторон свой костюм)

Кто ж такие казаки я поведаю, друзья, вам! А казак – это значит, вольный человек! Давным-давно Россией правила царица Екатерина II. Ей верой и правдой служили казаки на границах Руси. Они не щадили своих жизней. И в благодарность царица подарила им земли на Кубани, те самые, где мы с вами сейчас живём. И одаряя казаков, такую речь царица говорила:

«Повелеваю: землю охранять! Поле сажать! Казаков растить!»

2. Воспитатель:

Ребята, кто ж казаку был лучшим другом: и быстро мчал, и с поля боя выносил? (дети: «Конь»).

Правильно. А знаете, друзья, что у казаков была особая любовь к лошадям. Давайте вспомним, как говорили казаки о лошадях. (Дети вспоминают кубанские поговорки о лошадях)

«Конь казаку – друг!»

«Казак сам не поест – а коня накормит!»

«Казак без коня, что солдат без ружья»

«Без коня казак кругом сирота»

3. Рассказ воспитателя о том, как стали казаки обживаться на кубанской земле.

Строили хаты как? (Всем миром)

Растили хлеб.

Изготавливали домашнюю утварь.

Охраняли своё подворье.

Воспитатель:

Ребята, приглашаю вас посетить наш мини-музей. Здесь собраны предметы казачьего быта. Вот, посмотрите и назовите, что это? (показывает глэчик)

(дети: «кувшин»)

Правильно, кувшин. А на Кубани называется он глэчик! Повторите со мной, пожалуйста!

Из чего он сделан, как вы думаете? (дети: «Из глины»)

Как называется строение из прутьев, служит для заграждения двора иль огорода? (плетень)

Казаки, ребята, очень трудолюбивые. Умели всё. И среди них были гончары, и кузнецы, и хлеборобы, и коневоды. Но кто работал хорошо, умел и отдыхать!

Давайте поиграем в казачью весёлую игру да под названием «Хлэбчик».

Делимся на пары. А ведущий говорит: «пеку, пеку хлэбчик!»

Дети: «А выпечешь?»

Ведущий: «Выпеку!»

Дети: «А убежишь?»

Ведущий: «Посмотрю!»

Убегают врассыпную, меняя пары. Кто без пары – тот и «хлэбчик».

4. Игра «Собери картинку о родной Кубани»

Воспитатель: Прекрасный солнечный край! Большая, щедрая земля, гостеприимная для всей России. Трудится кубанский народ, чтобы города, посёлки, хутора были краше и богаче!

Это край чудесный

Там, где синь небес!

Золотое поле

И зелёный лес!

Ручеёк звенящий

И весенний гром!

Это запах хлеба,

Это отчий дом!

Ты, Кубань родная,

Наша сторона!

Ты на всей планете

Конспект

непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста:

«Кубань - моя малая Родина»

Программные задачи: продолжать знакомить детей со столицей Кубани - Краснодаром, ее гимном, с легендой о Кубани, с историей малой родины. Закрепить знания детей о символах Кубани, её историческом прошлом, о казаках - переселенцах, их одежде и традициях. Обогащать словарь детей новыми словами. Развивать познавательный процесс, умение наблюдать и анализировать. Воспитывать чувство любви и уважения к своей малой родине, ее природе, обычаям и традициям.

Словарь: Кубань, Краснодар, Екатеринодар, казаки, хата, амбар, плетень, хворост, лампасы, холст, папаха, казаки - переселенцы.

Предварительная работа: посещение музея, рассматривание иллюстраций с изображением Кубанского быта, слайды о Краснодарском крае, стихи, песни, мультимедийная презентация с изображением символики Краснодарского края и станицы.

Материал и оборудование: макеты казачьих хат, куклы одеты в казачьи костюмы, Книги: «Казачий семейный альбом», «Краснодарский край», звукозапись гимна Кубани.

Ход занятия:

I .Вводная часть.

1.Организационный момент.

(дети сидят полукругом, воспитатель читает стихотворение )

Воспитатель: У каждого на свете есть, наверное,

Любимый уголок земли, такой,

Где листья по - особому на вербе

Склонились над задумчивой водой.

Где небо выше и просторы шире.

И так привольно и легко дышать,

Где ко всему в прекрасном этом мире

По - детски чисто тянется душа.

Воспитатель : о чем говорится в этом стихотворении? О каком уголке земли написал поэт эти стихи?

Дети : о Родине, о том месте, где родился и живёт.

Воспитатель : молодцы, верно. А кто скажет, что такое Родина? Как вы понимаете слово Родина, и что она для вас значит?

Дети: Родина - это дом, где мы живём, где живут наши родственники - мама, папа, дедушка, бабушка. Это там, где наш детский сад.

Воспитатель : правильно, молодцы! Наша маленькая Родина-это Кубань, а большая великая Родина - это Россия. А как называется наш край? Дети: Краснодарский край.

Воспитатель : верно. А станица, в которой мы живём?

Дети : станица называется Ленинградская.

Воспитатель : а как раньше она называлась?

Дети: а раньше станица называлась Уманская.

II .Основная часть.

1.Знакомство с малой родиной - Кубанью.

Воспитатель: велика и красива наша Родина! Есть в её наряде жемчужина, которая зовется Кубанью. Много легенд сложено о нашей Кубани. Одну из них, я расскажу вам.

Давным-давно жила на земле девушка. Была она у родителей единственной и любимой дочерью, которую звали Кубанью. Жили они в старом ветхом домике, добрые это были люди. Двери их дома всегда открыты для гостей. Гости находили здесь тепло, заботу и внимание. Росла Кубань всем на диво необыкновенной красавицей. Высокая, стройная, круглое личико, длинная русая коса, озаряла всегда улыбка, блестели ярко-синие глаза. Самое удивительное, что девушка любила украшать землю, где жила. Надо сказать, что земля, на которой они жили, производила тяжёлое впечатление: с одной стороны - скалистые горы, а с другой - выжженная солнцем степь, с третьей - безжизненное море. И решила Кубанушка преобразить свою землю. Отправилась она по свету, чтобы посмотреть, как люди живут, познакомится с их природой и обычаями. Долго не возвращалась она из путешествия, а когда вернулась, принялась за дело. Сначала посеяла рожь, и вскоре заколосились хлебные поля. Виноградная лоза, яблони и груши дарили богатые урожаи. Что ни посадит красавица, всё выходит на славу. В озёрах, реках, морях развела она рыбу, привезённую издалека. Ожили водоёмы, на их берегах зашелестел камыш, ива зазеленела, на водной глади закачались кувшинки. Редко стала бывать Кубанушка дома. Настоящим её домом были тихие горные долины и привольные луга с широкими разливами буйных, сочных трав, с толпами то ярко-синих, то удивительно голубых, то жёлтых, как брызги живого солнца, цветов. Её незаменимым другом и мудрым учителем стала природа. Она вырастила в душе девушки восторженное отношение ко всему прекрасному, родной земле. Прослышали о трудолюбивой красавице далеко за пределами. И стали ней женихи свататься, приносить ей богатые подарки. Но Кубань не торопилась с выбором, она хотела завершить начатое дело. Дары использовала по своему усмотрению. Долгие старания девушки не прошли даром. Ожила земля, зазеленели поля и долины, зацвели деревья в садах и лесах, запестрели цветами луга, горы покрылись лесными массивами. Не осталось на той земли никого, кто видел бы синеглазую красавицу, но имя её навечно сохранилось в памяти людской, ведь места, где жила девушка, называются с тех пор Кубанью.

Воспитатель: о какой девушки говорится в легенде?

Дети: в легенде говорится о девушке, которую звали Кубанью, о нашей малой Родине.

Воспитатель : совершенно верно.

Воспитатель: на Кубани живут замечательные люди: хлеборобы, садоводы, животноводы, виноградари, рабочие заводов и фабрик, ученые и спортсмены, художники и поэты.

Воспитатель: как называется главный город Кубани?

Дети: главный город Кубани - это город Краснодар

Воспитатель: верно ребята. Город Краснодар-столица кубанской земли. Он был основан очень давно казаками-запорожцами, переселившимися на Кубань по указу императрицы Екатерины II. Она подарила казакам кубанские земли в благодарность за усердную службу, вот почему главный город казаков получил название Екатеринодар. Город быстро рос и строился, горожане очень любили его, считали самым красивым городом. Поэтому, дали ему имя Краснодар. Большая река Кубань протекает по Краснодарскому краю. Кубанскую землю называют Жемчужиной России. Черное и Азовское моря омывают Кубанскую землю. В Краснодаре трудится Администрация нашего края во главе с губернатором - Александром Николаевичем Ткачевым.

Воспитатель: как можно назвать одним словом всех жителей городов, станиц и хуторов Кубани?

Дети: кубанцы.

Воспитатель: а еще мы все - земляки. Так называют людей, у которых одна малая родина.

Воспитатель: вы знаете, ребята, что у каждой страны есть свои знаки - символы государства. Кто вспомнит и назовет их.
Дети : символы государства - это флаг, герб, гимн.
Воспитатель : правильно, есть они и у Кубани.

Воспитатель: из каких частей состоит флаг?

Дети: флаг состоит из древка и полотнища.

Воспитатель : верно, молодцы. А что вы видите на полотнище?
Дети: на полотнище есть три разноцветные полоски.
Воспитатель: правильно. Назовите, пожалуйста, цвета.
Дети: синий, малиновый, зеленый.
Воспитатель: верно. Что означает и напоминает синий цвет?
Дети: синий цвет означает и напоминает цвет моря, неба, речки.
Воспитатель: молодцы, правильно. О чем говорит малиновый цвет?
Дети: малиновый цвет-это цвет солнца, когда оно всходит и заходит.
Воспитатель: а зеленый цвет?
Дети: зеленый - цвет травы, леса, поля.
Воспитатель: молодцы, ребята. Вы все правильно назвали и ответили.

2. Задание.

Выложите на фланелеграфе из цветных полосок бумаги флаг Краснодарского края (дети выполняют задание и сравнивают его с образцом).

Воспитатель: Что находится в центре флага?

Дети: герб золотого цвета.

Воспитатель: сегодня мы познакомимся с гербом нашего края (показываю).

Герб представляет собой щит, обрамлённый зелёной полоской со звёздами, по количеству станиц. Щит разделён на четыре части. В первой и третьей - двуглавый орёл, расположенный на крепости, это символизирует покровительство государства казакам. Во второй и четвёртой - знамёна, говорящие о заслугах казаков в войнах с Турцией. В середине - красный щит с вензелем царицы Екатерины II. Сверху щит венчает золотая корона в виде городской стены. С двух сторон его поддерживают два казака.

Третий отличительный символ, гимн - это торжественная песня, прославляющая наш край. Когда звучит гимн, люди встают и слушают его стоя (включаю аудиозапись гимна, все встают).

Воспитатель: а теперь, давайте оглянемся назад и посмотрим, как жили казаки. Подойдите к столам и посмотрите на макеты казачьих хат.

Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста и глины. Хата представляла собой каркас их прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол - глинобетонный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили, она делилась на два помещения: великую хату с русской печкой и малую хату. Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок. Оградой служила плетень из хвороста или камыша. (Рассматривание иллюстраций)

Воспитатель : ребята обратите внимание на кукол, которые одеты в казачьи костюмы. Старинная казачья одежда очень древняя. Мужчины носили широкие шаровары с лампасами - потому, что в узких штанах на коня не сядешь. В штаны заправляли рубахи, сшитые из холста или шелка. На голове носили папаху или фуражку. Женский костюм состоял из юбки и кофточки. Казачки украшали свою одежду бусами, бисером, тесьмой, кружевами. На улице казачки появлялись в кружевных платках. На Кубани любят смех, шутки, танцы.

III . Заключительная часть.

Итог. Родину называют матерью, потому что она кормит своим хлебом, поит своими водами, защищает от врагов. Сегодня я много интересного рассказала вам о нашей малой родине, расскажите об этом своим родным и друзьям. И пусть они любят её так же, как и вы.

Зал оформлен рушниками в кубанском стиле, два плетня. Звучит весёлая Кубанская музыка (грамзапись), дети заходят, передавая в движении игровой сюжет. Ведущая:
Посмотрите вокруг: зачарует краса, Нет края прекрасного нашего! Золотится хлеба, зеленеют леса, Даль морская лазурью окрашена. А какие сады на Кубани у нас! А какие девчата – красавицы! Кубань- это житница нашей страны.
Вы посмотрите как веселятся наши кубанские ребята, увидите, что они знают о родном крае! Издавна у нас на Кубани после трудового дня с наступлением вечера собирались хлопцы и девчата у плетня, чтобы отдохнуть. По Кубанскому обычаю, как водится вечера без игр, танцев не обходится. Прежде чем начать игру. Напоминаем старинное казачье поверье.
Мальчик: На Кубани есть поверье старинное: «Кто найдет подкову, тому она счастье принесет. Игра «Передай подкову. Звучит музыка, дети стоят в круге и под музыку передают подкову друг другу. Как только музыка замолкает, тот у кого осталась подкова в руках, выходит в
круг и танцует. Ведущая: - Ребята, понравилось вам играть? Дети: Да. Ведущая: -Кубань очень богата красивой природой, животным миром, плодородными землями. А знаете ли вы, какие овощи и фрукты растут на Кубани? (Дети отвечают). Ведущая: -Знаете? Тогда вам будет легко разгадать загадки, которые для вас приготовила. Слушайте внимательно! (После каждой отгадки ведущая достаёт овощи муляжи и показывает ребятам).
Сидит красная девица в темнице, Прежде чем мы его мы съели, А коса на улице.(Морковь) Все наплакаться успели. (Лук)
И зелен, и густ, Над землёй трава На грядке вырос куст. Под землёй алая голова.(Свекла) Подкопай его немножко: Под кустом лежит...(Картошка)
Маленький горький, Луку брат.(Чеснок) Ведущая: -Молодцы ребята! Все загадки разгадали. Посмотрите, пожалуйста, и скажите какое жидкое горячее блюдо, хозяйки на Кубани могут приготовить из этих овощей? Дети: Борщ. Ведущая: И сейчас мы посмотрим, какие наши девочки хозяюшки? Я приглашаю сюда две команды девочек. Проходит игра «Кубанский борщ». (Участвуют две команды. На два стола ставят по одной чугунке или кастрюле. Рядом кладут наборы овощей и фруктов(муляжи). По сигналу девочки за время музыкальной композиции, должны подбежать к столу и положить в кастрюлю те овощи, из которых готовят борщ). Ведущая: -Молодцы девчонки! Вы - настоящие хозяюшки! Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места. Ведущая: А теперь, я хочу спросить у мальчиков, знаете ли вы, кто был верным помощником казака? На ком выезжали казаки в караул и на сражения? (Ответы детей). –Правильно: это конь, лошадь! Ведущая: -И следующий наш конкурс будет называется «Джигитовка». –Джигитовка, ребята, - это умение управлять лошадью и на скаку, мастерски владеть саблей или шашкой. –Это старая казачья игра, приглашаю принять в ней участие две команды мальчишек. Проводится игра «Джигитовка». (Команды выстраиваются в две шеренги у стартовой черты. Первому игроку даётся палка с головой лошади. Напротив, на расстоянии 4-5м ставятся ориентиры. По команде ведущего нужно «сесть на коня», проскакать до ориентира, вернуться обратно и передать эстафету). Ведущая: - Какие вы молодцы – настоящие казачата! Не зря говорили в старину: «Казак без коня, что солдат без ружья». Ведущая: - Ребята, наши предки казаки любили красиво одеваться, были не только отличными наездниками и воинами, они были ещё и очень весёлыми, любили петь и плясать. Ведущая: - А вы любите петь и плясать? (Ответы детей). - Отлично! Тогда я приглашаю вас на казачий перепляс! (Девочкам раздаются платочки «Плясовая). Ведущая: – Ай да молодцы, славные казачата! Ведущая: Вот и закрываются наши посиделки. Приглашаем всех гостей выпить чай из самовара с сушками, ватрушками, да пирогами вкусными.