Химические опыты от Qiddycome: «Вулкан и фараоновы змеи. Вулкан — опыт (эксперимент)

Перед нами новый наборчик для любителей химических опытов из серии «Суперпрофессор». В этот раз нам предстоит наблюдать за извержением вулкана и за фараоновыми змеями.

Важно! Эти эксперименты нужно проводить только на природе – бывает много огня и пепла!

А о наших экспериментах, которые мы проводили дома смотрите в статьях « « ».

В этот раз мы решили начать свои химические опыты с оживления фараоновых змей.

Qiddycome: Серия «Лучшие химические опыты и эксперименты: Фараонова змея»

Для этого химического опыта нам понадобились:

  • Выпарительная чаша
  • Сухое горючее
  • Спички
  • Ножницы (или пинцет)
  • Глюконат кальция – 3 таблетки
  • Перчатки

Проведение химического опыта «Фараоновы змеи»

  1. В чашу кладем таблетку сухого горючего и поджигаем его.
  2. Щипчиками осторожно кладем на огонь таблетку глюконата кальция.

Таблетка превращается в фараонову змею, которая выползает из чаши и растет, пока не рассыпется в пепел.

Глюконат кальция нужно положить в центр горящей таблетки, тогда фараоновы змейки будут жирненькие 🙂 Мы сначала одну таблетку глюконата кальция положили в центр, а две по краям и на видео видно, как отличаются змейки по размеру. Потом мы передвинули глюконат кальция в центр и все фараоновы змейки весело заструились.

Посмотрите по видео, как ползают фараоновы змеи:

Научное объяснение химического опыта «Фараоновы змеи»

Когда глюконат кальция разлагается, то образуются оксид кальция, углерод, углекислый газа и вода. Объем продуктов разложения гораздо больше объема исходного продукта, поэтому и получается такой интересный эффект.

В наборе «Суперпрофессор» ингредиенты рассчитаны на трехкратное повторение химического опыта «Фараоновы змеи».

Qiddycome: Серия «Лучшие химические опыты и эксперименты: Вулкан»

Как и большинство блогомамочек, мы с Олесей делали несколько раз вулкан из соды и уксуса. Я думала, что и в коробочке будет что-нибудь подобное. Но я здорово ошибалась. Эксперимент по извержению здесь был совершенно другой – намного круче!

Для эксперимента «Вулкан» мы использовали:

  • Выпарительная чаша
  • Фольга (негорючий жаропрочный материал)
  • Дихромат аммония (20 г)
  • Перманганат калия (10 г)
  • Глицерин – 5 капель
  • Пипетка
  • Перчатки

Проведение химического опыта «Вулкан»

  1. Стелим на стол фольгу и ставим на нее выпарительную чашу.
  2. Насыпаем в чашу дихромат аммония (половину баночки) и делаем на вершине горки углубление.
  3. В углубление засыпаем перманганат калия.
  4. Набираем несколько капелек глицерина и капаем на перманганат калия.

Через несколько минут наш вулкан загорелся. Сам! Без поджигания!

Вот видео нашего горящего вулкана:

Научное объяснение химического опыта «Вулкан».

Оказывается, что дихромат аммония горит сам по себе, если его поджечь. Но в нашем эксперименте в качестве запала сработала смесь перманганата калия и глицерина. Из-за реакции этой смеси начало выделяться тепло, которое и привело к возгоранию дихромата аммония.

Извержение горящего вулкана — потрясающий химический опыт ! Интереснее эксперимента мы, наверное, еще и не проводили!

Извержение вулкана на тропическом острове - очень зрелищный и красивый химический опыт (эксперимент) для детей в домашних условиях. Мастер-класс с фото.

Опыт (эксперимент) "Вулкан" для детей

Этот опыт (эксперимент) достаточно легкий и известный, но малышей (а еще дошкольников и даже младших школьников, если они еще не были с ним знакомы) он неизменно приводит в восторг, и они готовы его повторять вновь и вновь!

По желанию можно приобрести набор для проведения опыта "Вулкан", но все необходимое для этого обычно есть в каждом доме. Для самого простого варианта этого опыта понадобятся только:

  • уксус
  • небольшая емкость (флакончик, бутылочка, рюмка или стакан)
  • глубокая тарелка

Будьте внимательны : эксперименты с уксусом детям можно проводить только под контролем взрослых !

И хотя этот опыт мы с дочкой тоже не раз делали в нескольких вариантах, но фотографии вулкана из этой статьи, окруженного красивым тропическим пейзажем, настолько вдохновляющие, что сразу же хочется сделать такой же.

Тем более, что кроме интеллектуального развития и расширения представлений об окружающей среде, ребенок будет развивать мелкую моторику, а также творческое мышление. Ведь в данном варианте опыта предлагается провести его не в лабораторной колбе или заменяющей ее емкости, а сделать своими руками красивый фон. Этот фон впоследствии можно использовать для занятий с ребенком географией, для игр и тематических инсталляций.

Данная работа и мастер-класс созданы специально для участия в . Авторы: Кучерявый Коля (4 года, г. Санкт-Петербург) и его мама Юлия . Большая благодарность им за участие и статью с пошаговой инструкцией.

Как сделать домашний опыт "Извержение вулкана". МК

Если дома достаточно соды, уксуса и средства для мытья посуды, легко можно устроить небольшой домашний катаклизм - извержение вулкана. А заодно познакомить ребенка с простейшими химическими реакциями.

Увлекательное занятие на очень долгое время! Мы несколько дней устраивали "извержения"!

Материалы и инструменты

Что понадобится:

  • баночка (у нас - половинка от пластмассового яйца "Киндер-сюрприз")
  • пластилин
  • украшения (камушки, бусинки, ниточки... В общем, что угодно, что поможет визуально создать тропический остров)
  • поддон (идеально - поднос)
  • уксус
  • средство для мытья посуды

Этапы работы

Для начала мы с Колечкой создали свой миниатюрный островок со спящим пока вулканом. Облепили баночку пластилином, украсили камнями, цветными стекляшками, нитками... Посадили игрушечного волка наблюдать.

Затем мы начали химичить!

В вулкан Коля насыпал полную чайную ложку соды. Я капнула туда же пару капель йода и примерно чайную ложку средства для мытья посуды.

Чтобы все было равномерно, мы перемешали смесь палочкой и, затаив дыхание, влили в наш вулкан немного уксуса! Тут же все зашипело, зафырчало, и из жерла вулкана потекла густая пена, скрашенная йодом! Наглядно стало понятно, что наш макет вулкана очень даже работает и выглядит эффектно!

Процесс засыпания соды и поливания ее уксусом длился пару десятков раз. Восторг юного химика не утихал, уксус кончался. Далее пришлось бежать за полотенцем и устраивать уборку, поэтому "вулкан" лучше сразу делать на глубоком подносе.

_____

Предлагаю посмотреть другие статьи с меткой или все статьи из рубрики "Развивающие и обучающие занятия".

© Юлия Шерстюк, https://сайт

Всего доброго! Если статья была вам полезна, пожалуйста, помогите развитию сайта, поделитесь ссылкой на нее в соцсетях.

Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону .

  • Цветной дождь — опыт с водой, краской и пеной…
  • Поднимающаяся краска — опыт с цветом, красками…

Посмотреть, как извергается вулкан в домашних условиях можно не только по телевизору. С помощью небольшого химического эксперимента вы устроите настоящее извержение на сказочном острове.

Из этой статьи вы узнаете

Все что нужно

Для опыта понадобится немного бытовой химии и декоративные элементы для создания острова. Остров с вулканом можно сделать из природных материалов или использовать наборы сенсорных коробок с динозаврами.

Макет вулкана лепят из пластилина. Создание сказочного вулканического острова для опыта является главной его составляющей и служит для развития у ребенка воображения и творческих способностей. Такие занятия помогут привить любовь к химии и географии. Мелкую моторику пальцев рук, ребенок будет разрабатывать во время изготовления пластилинового рельефа местности и его обитателей.

Для изготовления острова нужны:

  • картон;
  • степлер или узкий скотч;
  • коробка с цветным пластилином;
  • маленькие игрушки животных;
  • разноцветные камешки;
  • большая пластиковая коробка или миска, в которой будет стоять остров;
  • стеклянная или пластиковая емкость объемом 200 мл для жерла вулкана.

Для проведения опыта понадобятся:

  • сода 20 г;
  • пищевой краситель:
  • уксус 9%;
  • моющее средство для посуды 25 мл;
  • вода 100 мл.

Обычно опыт происходит до тех пор, пока у мамы не заканчивается вся сода и весь уксус, поэтому запаситесь терпением.

Самостоятельно без взрослых опыт детям проводить нельзя. При попадании уксуса в глаза или в рот ребенка может произойти ожог слизистых, а при проглатывании – ожог пищевода.

Делаем сказочный остров

Можно соорудить остров в большой пластиковой емкости. Налить настоящую воду, выложить дно круглой галькой. Емкость для вулкана сделать из баночки для детского питания или старого стакана. Для горы, внутри которой будет стоять емкость нужно сделать картонный макет, его ребенок с удовольствием обмажет пластилином.

Последовательность изготовления вулканической горы:

  • вырезают из плотного картона круг нужного диаметра;
  • делают надрез от края до центра круга;
  • сворачивают конус;
  • края конуса скрепляют при помощи степлера или скотча;
  • обрезают верхнюю часть конуса на высоте равной выбранной для вулкана емкости;
  • помещают емкость внутрь конуса.

Сверху гору обмазываю пластилином. Для этого раскатывают небольшие пластилиновые лепешки коричневого цвета и прилепляют к бумажному конусу, полностью закрывая картон. Верх вулкана можно сделать из красного пластилина, который будет имитировать раскаленную лаву.

Устанавливают вулканическую гору на сухой островок из гальки. Рассаживают вокруг маленьких резиновых зверей, которые есть среди детских игрушек. Разноцветных удивительных динозавров или волков, лисиц, зайчиков, медведей и других обитателей леса и джунглей. В зависимости от того каких зверей посадили, подбирают растительность для острова. Большие древовидные папоротники и хвощи для динозавров, и обычные елочки и березки для зайчиков и лисиц.

Пластмассовые растения тоже часто продаются в наборах для детских игр. Можно использовать листик живого папоротника и веточки растений, если за окном лето. Растения можно также слепить из пластилина, изготовить из ниток и бисера или обычного картона.

Можно сделать из картона небольшие домики, для пластмассовых индейцев и солдатиков. Использовать картон для изготовления растений и домиков лучше в том случае, когда остров будет находиться в емкости с окрашенным в голубой цвет песком вместо воды или на синем пластилиновом море.

Проведение эксперимента

Наконец остров готов. Все игрушечные звери и люди замерли в ожидании интересного события – извержения вулкана. Они знают, что вулкан ненастоящий и поэтому не боятся его.

Для проведения опыта насыпают в баночку-жерло вулкана столовую ложку соды. Добавляют столовую ложку моющего средства для посуды. Пищевой краситель красного или оранжевого цвета растворяют в 100 миллиграммах воды и вливают к соде и моющему средству. Основа для опыта готова, осталось добавить уксус. Маме, можно дать ребенку наливать самостоятельно уксус в вулкан, под ее присмотром, чтобы он не сделал это в ее отсутствие. Лучше повторить опыт на бис, наливая уксус в «жерло» вулкана и насыпая туда соду, пока ребенку это интересно и он просит повторить опыт.

При добавлении уксуса сода начнет пениться, извергаясь из «жерла вулкана», как красная или оранжевая лава. Моющее средство позволит «лаве» дольше и обильнее пениться, переливаясь из жерла и затапливая окрестности вместе с растениями и животными, которые по неосторожности разместились слишком близко.

Послесловие

Опыт с вулканом для маленьких детей безопаснее всего проводить с помощью соды и уксуса. Его можно повторять много раз, а достать необходимые материалы для опыта не составит труда.

Самое интересное в опыте это создание с ребенком своего сказочного острова, который можно использовать не только для химического опыта «Вулкан», но и для увлекательной игры.

С детьми старшего возраста можно провести опыт «Вулкан» в домашних условиях с применением
, перманганата калия и глицерина. Для опыта дихромат аммония насыпают в выпарительную чашу в виде горки, в середине которой делают углубление. Добавляют в углубление немного перманганата калия и несколько капель глицерина.

Через несколько минут из-за взаимодействия перманганата калия и глицерина произойдет возгорание дихромата аммония. Из вулкана посыплют искры во все стороны, и начнет извергаться фонтанчик огня. Чашу перед началом эксперимента необходимо поставить на фольгу, чтобы не сжечь поверхность, на которой будет проходить эксперимент.

Дихромат аммония можно просто поджечь, и он будет гореть подобно вулкану, извергая искры. Опыт захватывающий, но без присутствия взрослых детям его лучше не разрешать делать. Ожоги могут вызвать не только искры, но и используемые химические вещества.

Удачных вам экспериментов!

Когда мы начинали с Владиком химичить, самыми любимыми веществами для опытов были сода и уксус . Много же мы извели соды,

Сегодня для удобства я собрала с одной статье несколько простых опытов с содой, с которых вполне можно начинать знакомство Вашего маленького ученого с химией.

Кстати, не лишним будет объяснить ребенку чем отличаются химические превращения от физических.

Химия изучает такие превращения, когда в результате взаимодействия веществ получается что-то новое. Например, гвоздь остался в воде и спустя какое-то время образовалось новое вещество — ржавчина. А физическим опыт будет тогда, когда превращения будут происходить с одним веществом. Например, положили лед в стакан, потом лед растаял — образовалась вода, а если воду подогреть, то будет водяной пар. Лед, вода и пар — это разные состояния одного и того же вещества — воды. Думаю, что так будет понятно.

Вернемся к нашей соде. Химики называют ее бикарбонатом или гидрокарбонатом натрия, а вот как назвать это вещество, проводя опыт с ребенком, Вы решайте сами.

Опыт 1

В половину стакана воды добавить немного уксуса, а потом пол чайной ложки соды всыпать в стакан. Раствор сразу запузыриться, как будто вскипает. В результате реакции выделяется углекислый газ. Почему же так происходит? Молекулы соды и уксуса соприкасаются в стакане и выделяется газ. Опыт немного видоизменяем.

22 сентября 2010, 13:42 Простите, совсем уж опопсели – что тут лайвсайнсного? Прям как у мозголомов на дискавери

Вроде ж достаточно много интересных идей предложено в соседнем разделе.

Еще б колу с ментосом смешали

  • Тогда уксус+сода не подойдет, т. к. получаем расширение за счет газа, а в итоге пену.

    Чтобы это обойти, мне представляется 3 варианта:

    1. Использовать другое вещество, сильно расширяющееся без создания газа (не знаю такового).

    2. Использовать нехимическую силу для извержения. К примеру, сообщающиеся сосуды, один поднимаем, из другого извергается. Или велонасосом накачивать давление (вместо соды/уксуса в аппарат из п. 3, горлышко заменить на ниппель)

    3. Либо же оставить газ, но смесь расслоить (но тогда нужен нетривиальный аппарат для вулкана), например налить сгущенки, окунуть в нее соломинку, а сверху запустить реакцию.

    Например на такой установке:
    http://img638.imageshack.us/img638/3518/volcano.gif
    где:
    1 – сгущенка
    2 – сода
    3 – горлышко для заливки уксуса (герметично закрывающееся)
    4 – соломинка, из которой будет извержение (края соломинки с горлышком вулкана тоже нужно герметизировать).

  • 22 сентября 2010, 23:35
    Кстати... для реабилитации научности статьи, приведу реакцию взаимодействия, на которой основан опыт:

    Уксус (уксусная кислота): CH 3 COOH
    Сода (карбонат натрия): Na 2 CO 3

    При смешивании получаем:
    Na 2 CO 3 + 2 CH 3 COOH =
    2 CH 3 COONa + H 2 CO 3

    CH 3 COONa – ацетат натрия (натриевая соль уксусной кислоты)

    H 2 CO 3 – угольная кислота. Которая быстро распадается на CO 2 (углекислый газ) + H 2 O (вода)

    Углекислый газ гораздо больше в объеме, чем исходные вещества. За счет него и идет расширение с выбросом "через край".

  • 23 сентября 2010, 17:57
    Попробую сам дать ответ на домашнее задание (на уровне гипотезы, правда):

    Известно, что свежезамешанное тесто хорошо "поднимается", пока стоит в тепле. Механизм заключается в образовании пузырьков углекислого газа по всему объему теста. Так как они не имеют возможности выйти наружу, то и приводят к разбуханию теста.

    Теперь делаем следующее: готовим полужидкое тесто в холодном состоянии, помещаем внутрь вулкана и начинаем активно подогревать. По идее, должно начаться сильное набухание с вытеканием настоящей полужидкой "лавы".

  • 28 сентября 2010, 00:19
    С тестом не выйдет.
    Нужно будет очень сильно нагреть, что приведет к получению головешки, т. к. газа там немного. А сильно ускорить газообразование нереально.

    Понадобится емкость побольше и чтонить плавучее настолько, чтобы оно было легче бурлящей воды (на ум приходит только пенопластовая крошка) но нужно будет поэкпериментировать с соотношением вода–пенопласт... да и пластичности лавы сложно будет добиться...

  • Роман 17 марта 2012, 15:04
    Вот тоже один из вулканов.
    Вулкан Лемери
    Французский химик, аптекарь и врач Никола Лемери (1645––1715) в свое время тоже наблюдал нечто похожее на вулкан, когда, смешав в железной чашке 2 г железных опилок и 2 г порошкообразной серы, дотронулся до нее раскаленной стеклянной палочкой. Через некоторое время из приготовленной смеси начали вылетать частицы черного цвета, а сама она, сильно увеличившись в объеме, так разогрелась, что начала светиться. Вулкан Лемери –– результат простой химической реакции взаимодействия железа и серы с образованием сульфида железа. Эта реакция протекает весьма энергично и сопровождается значительным тепловыделением.