Роль игры в воспитании ребенка —. Родительское собрание: Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста

В этой статье:

Все мы когда-то были детьми и с упоением носились по улице, играя в догонялки, прятки или казаки-разбойники, строили магазины и обустраивали дома, распределив роли дочек и матерей. Чудесное время без всяких хлопот, кредитов, ипотечных взносов, безработицы и прочих неприятных моментов взрослой жизни.

Но пришла пора, мы сами стали родителями и теперь, наблюдая за играми своего ребенка (или детей), можем задаться вопросом: насколько такая простая вещь, как игра, влияет на ребенка и какое место она занимает в его развитии?

Давайте вместе порассуждаем на эту тему, а конкретнее о том, каким образом развиваются наши дети во время игры, причем подробно остановимся на ребятах дошкольного возраста.

В наше время границы семьи и дома раздвигаются до самых широких пределов. Огромный поток информации льется на нас и наших детей отовсюду: средства массовой информации, различные образовательные учреждения, литература, искусство, развлечения, наука. Нынешние дети разбираются в таких вещах, о которых еще 10-20 лет назад их сверстники и подумать не могли. Мы можем дать своим детям очень многое: от развивающих игрушек дома до поездок за границу в дальние страны. Все это соответствующим образом влияет на кругозор ребенка, формирование его мировоззрения и, безусловно, сказывается на его развитии.

Имея возможность заниматься самой разной деятельностью, наблюдая за жизнью взрослых, ребенок вольно или невольно копирует их и примеряет на себя впитанные им знания и впечатления.

В игре дети моделируют жизнь взрослых, отношения между ними, тем самым в организме ребенка включаются в работу психические процессы. Глядя на то, как играет ваш малыш, вы можете узнать себя со стороны, поэтому очень важно подавать самый положительный пример, который сыграет немалую роль в воспитании человека и формировании его как личности.

Виды игр и их значение

В дошкольном возрасте роль игр является первостепенной в развитии ребенка, поэтому их должно быть много. Те игры, что уже известны, дети дошкольного возраста с легкостью меняют, подстраивая правила под себя: усложняют или упрощают, привносят что-то своё, придумывают дополнения.

Игры бывают подвижные, дидактические, ролевые, конструктивные (строительные), и все они направлены на развитие творческих способностей ребенка, физическое совершенствование, обучение общаться с окружающими и действовать сообща в коллективе, а также на формирование познавательных процессов и нравственное развитие. Сюда же можно отнести игры с музыкальными инструментами и игрушками, а также игры, имитирующие театр.

Ролевые игры начинаются в раннем возрасте и копируют нас с вами, взрослых людей. Известные педагоги, занимающиеся исследованием игровой деятельности ребенка, считают, что ролевые игры занимают главное место в деятельности ребенка дошкольного возраста. Дети наблюдают, повторяют за взрослыми поведение в семье, быту, на работе и в целом во взаимодействии с окружающей средой.

Таким образом дети готовят себя к будущей взрослой жизни. Сюжетов для ролевых игр вокруг полным-полно: детский сад (воспитатель и воспитанники), больница (врач и пациент), дочки-матери (родитель и ребенок) и так далее.

Подвижные игры
сказываются прежде всего на физическом развитии ребенка. Укрепляют здоровье, способствуют развитию координации движений, ловкости. Такие игры любимы практически всеми малышами, у которых, как известно, внутри моторчик, требующий постоянного движения, беготни, прыжков и танцев. Роль подвижных игр сложно переоценить – без них невозможно представить полноценное счастливое детство любого ребенка.

Дидактические игры развивают память, внимание, самым положительным образом сказываются на развитии наблюдательности и мышления ребенка дошкольного возраста. Сюда относятся лото, красочные карточки с картинками и буквами, детское домино, пазлы.

Строительные
игры: пирамидки, кубики, конструкторы – направлены на развитие конструктивных способностей малыша. Они готовят детей к освоению ими трудовых навыков, развивают пространственное воображение и анализ-синтез (через умение собирать-разбирать).

Замечательно, если ваш ребенок будет проводить время, играя с музыкальными игрушками. Это могут быть металлофоны, колокольчики, детское пианино или гитара. Музыкальных предметов для детской игры огромное количество, и все они помогают малышу в развитии речи и слуха.

Играя в театр, который может быть пальчиковым, кукольным, настольным, дети получают возможность развить воображение, пополняют словарный запас, учатся взаимодействовать с окружающими и просто получают удовольствие от игры.

Разумеется, при выборе игрушек родители должны руководствоваться определенными требованиями.

Покупая игрушку, обратите внимание на производителя товара, материал, из которого игрушка изготовлена, ее внешний вид.
В последние годы российский рынок заполонили дешевые игрушки китайского производства, на которые, как говорится, без слез не взглянешь. Никаким эстетическим требованиям зеленые зайцы с кривыми носами и страшненькими глазами не соответствуют, а ведь это очень важно для формирования этетической личности ребенка. Кроме того, игрушка должна помогать в развитии и обязательно быть безопасной для здоровья. К этим вопросам нужно отнестись очень ответственно.

Помимо того,
что можно просто купить игрушку в магазине детских товаров, можно также приложить немного фантазии и сыграть свою роль в развитии ребенка.

Самое простое – поиграть на кухне. Пока мама готовит ужин для семьи, можно замечательно увлечь ребенка тем, что есть под рукой. К примеру, банальная яичная скорлупа (предварительно тщательно промытая) крошится на мелкие кусочки, а ребенок наклеивает их на пластилин или тонкий слой теста на бумаге, выкладывая узор, который потом можно раскрасить.

Кстати, о тесте. Лепить фигурки из него – сплошное удовольствие, а если приготовить соленое тесто и слепить из него фигурки, а затем высушить их в духовке – получатся прелестные статуэтки или панно.

Кроме того, крупы
– это отличный материал для игр, как и сухие макароны. Изготовление браслетов, рисование по мелким крупам, создание красивых и необычных аппликаций – отличный способ развить мелкую моторику ребенка, а также его творческие способности и воображение.

Для детей дошкольного возраста очень важными являются подвижные игры, как уже упоминалось выше. Запаситесь мячами, скакалками, сбивайте кегли, поиграйте на улице в городки – можно позвать в игру и других детей. Устройте веселое соревнование по прыжкам. При этом обязательно нужно следить за безопасностью детей.

Нередки случаи, когда дети разбивают коленки или лицо, потому что слишком быстро бежали, или наносят друг другу травмы игрушками, мячом или палкой. Организуйте подвижные игры так, чтобы дети веселились, двигались, но не
испытывали стресса, и чтобы игра не обернулась конфликтом.

Для ребенка дошкольного возраста очень важно, чтобы он умел играть разными игрушками. Не стоит категорично делить игрушки на «мальчуковые» и «девчачьи». Мальчик вполне может иметь дома пушистого мягкого зайца или забавного мишку, а девочка с удовольствием посадит своих кукол в грузовик и покатает их по комнате.

Таким образом, роль игры для ребенка дошкольного возраста имеет основополагающее значение. В процессе игры дети общаются, снимают стресс, учатся добиваться поставленных целей, взаимодействовать с коллективом и получают общее необходимое психическое и физическое развитие.

Проанализируем научные взгляды относительно роли игры в развитии детей раннего и дошкольного возрастов. Огромно влияние игры на формирование свойств и качеств личности ребенка. Например, 3. Фрейд отмечал, что в игре следует искать первые следы воображения. Игра для ребенка является самой любимой и всепоглощающей деятельностью. Возможно, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится, относясь к игре очень серьезно и щедро вкладывая в нее свои эмоции.

Если рассматривать условия развития у ребенка способности воспринимать себя как активного деятельного человека, то можно проанализировать мнение специалистов, таких как Э.А. Колидзей, В.А. Петровский и др. Например, В.П. Кондрашов, анализируя взгляды Э.А. Колидзей на онтогенез игры, подчеркивает важность его вывода о том, что в результате процесса становления игровой деятельности у ребенка кроме игровых способностей появляется возможность выделить себя в своем сознании как инициатора действования, следовательно, проявить свою субъектность. Кроме субъектности деятельности игра, наряду с другими видами детской деятельности, способствует формированию субъектности жизнедеятельности, общения и самосознания, которые выделяет В.А. Петровский.

С.А. Шмаков рассматривает игру как универсальную сферу «самости» ребенка, в которой идут мощные процессы «само»: самоодушевления, самопроверки и т.д. Он выделяет следующие функции игры как социопедагогического феномена культуры.

1. Социокультурная функция: через усвоение богатства культуры происходит формирование ребенка как личности, позволяющей функционировать в качестве полноценного члена коллектива; согласно Ж. Пиаже, игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является особенно важной. В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символом чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытал.

2. Функция межнациональной коммуникации: игра дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, учит разнообразию эмоций в воспроизведении действительности. Для детей «отыграть» свой опыт и чувства? наиболее естественная динамическая и оздоравливающая деятельность, которой они могут заниматься.

Игра? это средство обмена информацией, проигрывая жизненные проблемы, ребенок постепенно учится справляться с ними.

3. Функция самореализации ребенка в игре: игра? полигон человеческой практики как области применения и проверки опыта.

4. Коммуникативная функция: игра вводит ребенка в область человеческих отношений, для детей важен опыт, полученный от другого ребенка.

5. Диагностическая функция: максимальное проявление себя в игре, ребенок проверяет силы, самовыражается и самоутверждается.

6. Игротерапевтическая функция: дает возможность преодолевать различные трудности в поведении ребенка.

7. Обучающая функция.

8. Функция коррекции.

9. Развлекательная функция.

Эволюция функций игры как ведущей деятельности дошкольника заключается в развитии его способности к условным действиям, мысленному экспериментированию, выбору условно исполняемых ролей, пониманию смысла роли, воспроизведению своего понимания и приобретению для этого социальных умений. Эта совокупная психическая деятельность развертывается в условном игровом образном пространстве, в котором ребенок приобретает реальный опыт, вариативно более богатый, чем опыт освоения окружающего мира.

Кроме того, ребенок осваивает опыт смены ролей, гибкого переключения в ролях, «играния ролей» (Я. Морено). Этот опыт определяет впоследствии социальную адаптивность и стрессоустойчивость к социальному конфликту; предопределяет развитие способности самопознания и понимания другого, эмпатии. Таким образом, шаг за шагом игра позволяет усваивать и «проигрывать» различные позиции взрослого человека, правильно соотносить себя и свои действия с реальными событиями. Как заметил Ж. Пиаже, личность существует в пространстве общения, даже когда человек один.

Но, как отмечает Г. Лэндрет, играющий ребенок и играющие дети? это разные по психолого-педагогической сути явления. Ключом к росту являются именно отношения, а не использование игрушек или интерпретация поведения, поэтому недостаточно окружить ребенка игрушками, играми, необходимо организовать игровое взаимодействие детей и педагогически целесообразно направить игру.

Игра рассматривается и как средство формирования позитивной «Я-концепции» дошкольника (Е.А. Панько, Л.С. Ходанович). Умение смотреть на мир добрыми глазами, ощущать уверенность и свою защищенность, а также выстраивать позитивные отношения со взрослыми и сверстниками легче и естественнее в игре. Социальная устойчивость дошкольников определяется реальными взаимоотношениями, которые складываются у ребенка в личностно значимой для него деятельности. Закрепившиеся способы взаимоотношений в игре формируют определенные качества личности. Ролевая игра? школа морали в действии. Игровое структурирование естественного поведения детей? разыгрывание внутренних проблем ребенка в контексте игрового сюжета.

Е.А. Климов выделяет игру в качестве главнейшего способа овладения «основными смыслами» человеческой деятельности и первого знакомства с конкретными профессиями в период с трех до шести-восьми лет, говоря о развитии человека как субъекта труда в любом обществе.

Исследования современных ученых и педагогов помогают расширить понимание социальной сущности игры, ее функциональных свойств как целостного явления свободного проявления творческой активности личности, как средства утверждения своего «я», физического совершенствования, эмоциональной разрядки.

Наши ученые считают, что игра является структурной моделью поведения ребенка, с помощью которой ребенок осваивает окружающую его действительность и готовится к преобразованию этой действительности.

Введение 2

Социальное значение сюжетно ролевой игры по Л.С. Выгодскому 2

Игра - это мост между взрослыми и детьми 6

Игра - как средство общения детей 7

Символическая игра 8

Виды игр 9

Сенсорные игры. 9

Моторные игры 9

Игра-возня. 10

Языковые игры. 10

Ролевые игры и имитации. 10

Роль игры в психическом развитии ребенка 11

Влияние игры на общее развитие ребенка. 11

Игра и научение 13

Заключение 14

Список используемой литературы 15

Введение

За последние пятнадцать лет в нашей психологии и педагогике проведены отдельные исследования по проблемам детской игры. Они, главным образом, касаются самых ранних этапов возникновения игры, вопросов социальных отношений детей в игре, некоторых вопросов влияния игры на интеллектуальное развитие. Упомяну лишь некоторые из этих исследований: исследования С. Л. Новоселовой; исследования Н. Д. Соколовой, посвященные возможности формирования ролевой игры у умственно отсталых детей и ее влиянию на ход их развития; исследования Н. Я. Михайленко об условиях формирования сюжетной игры на стыке раннего и дошкольного периодов; работы К. Я. Вольцис (Вазиной). В них выяснялось значение игры для коррекции взаимоотношений между детьми в группах.

Конечно, это не все исследования. Однако, даже если прибавить к перечисленным и другие, все же приходится констатировать, что психолого-педагогические исследования дошкольной игры не занимают еще в общем балансе исследования по проблемам дошкольного детства достойного места.

Возможно, это определяется тем, что и в повседневной практике дошкольного воспитания игра все еще не занимает того места, которое должно было бы ей принадлежать, если принять положение, что ролевая игра является ведущим типом деятельности детей в этот период.

Социальное значение сюжетно ролевой игры по Л.С. Выгодскому

Вопрос о значении игры для формирования детского общества, а тем самым и для формирования у детей черт общественности и коллективизма, остается и до настоящего времени исследованным недостаточно. Вместе с тем этот вопрос является центральным для педагогического использования игры.

Вопрос этот тесно связан с природой игры. Игра есть деятельность, в которой дети, беря на себя роли взрослых, моделируют те отношения, в которые вступают взрослые в действительной жизни и, прежде всего при осуществлении своих основных общественных, трудовых функций. Такое практическое моделирование отношений, в которые вступают взрослые люди между собой в процессе осуществления своих реальных общественных функций, является единственно доступным для детей средством ориентации в задачах, мотивах и моральных правилах, которые реализуют взрослые люди в своей деятельности. На это указывал уже Л. С. Выгодский, говоря, что «игра есть арифметика социальных отношений».

Для осуществления такой сложной деятельности, носящей коллективный характер, необходима определенная самоорганизация. Необходимо договориться между собой об общем, всех интересующем сюжете, распределить между собой роли, договориться о значении вовлекаемых в игру предметов; распределить между собой предметы в соответствии с взятыми ролями, в ходе осуществления замысла игры подчиниться правилам, заключенным во взятых на себя ролях и в отношениях определяемых сюжетом игры, контролировать свое поведение и поведение своих товарищей по игре.

Таким образом, самоорганизация, требуемая сюжетно-ролевой игрой, близка по своей форме общественной организации трудовой деятельности взрослых. Особо следует подчеркнуть, что при распределении ролей устанавливается не техническое разделение труда, а общественно-функциональное. Та организационно-деловая деятельность, которую дети осуществляют до начала игры и в процессе ее осуществления, есть коллективная деятельность, объединяющая детей единым сюжетом и совместным его воплощением. Именно эта организационно-деловая сторона игровой деятельности, осуществляемая самими детьми, и создает своеобразное детское сообщество.

Л. С. Выгодский уже давно указывал на то, что основной тракт развития игры идет от игр с развернутой игровой ситуацией и скрытым в ней правилом к играм с открытым правилом и свернутой игровой ситуацией. Это положение достаточно подтверждено экспериментально и остается верным. Однако, в связи с выделением в игре организационно-деловой стороны, есть основания выдвинуть еще одно предположение. Развитие сюжетов детских игр требует более продуманной организационно-деловой стороны этой деятельности, начинающей занимать все большее место и больше времени, вступая в противоречие с собственно разыгрыванием сюжета, которое в силу этого принимает все более свернутый характер и выступает как сокращенные и обобщенные смысловые изобразительные действия. В относительно сложной по сюжету игре ребенку то и дело приходится переходить от организационно-деловых отношений со своими партнерами по игре к игровым. И эта постоянная смена позиции происходит не один раз. В связи с этим играющая группа детей выступает как коллектив, осуществляющий единый для всех замысел. Может быть, развитие организационно- деловой стороны игры есть один из важнейших путей формирования коллективистических черт личности, а тем самым еще один важный путь, подготавливающий ребенка-дошкольника к школьному обучению.

Одним из основных положений теории психического развития ребенка в детской психологии является признание ведущей роли деятельности в этом развитии. Деятельность обеспечивает связь ребенка с окружающим предметным и социальным миром. Значение деятельности для психического развития состоит в том, что в ней и через нее ребенок усваивает общественный опыт, фиксированный в достижениях человеческой культуры, причем такое усвоение включает в себя как приобретение знаний, умений и навыков, так и формирование психических свойств и способностей.

Попытаемся подойти с этой точки зрения к игре, имея в виду ее развернутую форму - совместную сюжетно-ролевую игру дошкольников. В ней можно выделить три основных аспекта, удовлетворяющих обозначенным выше условиям.

Первым требованием, обращенным к ребенку со стороны сюжетно-ролевой игры, является действие во внутреннем воображаемом плане. Этот момент отмечается всеми исследователями игры, хотя и получает разные названия. Так, Ж. Пиаже говорит о развитии в игре символической функции, А. Н. Леонтьев о наличии воображаемой ситуации, Д. Б. Эльконин - О формировании плана представлений. При этом, как известно, характерной особенностью игры является применение в ней внешних действий замещения (использование игровых предметов-заместителей, взятие на себя роли, замещение игровыми действиями действий изображаемых персонажей), выступающих в качестве исходной материальной формы при образовании действий внутреннего плана.

Сюжетно-ролевая игра требует, далее, от ребенка определенной ориентировки в системе человеческих взаимоотношений, так как направлена на их воспроизведение (Д. Б. Эльконин). Она создает внешнюю модель таких взаимоотношений, выступающую в виде взаимоотношений, разыгрываемых самими детьми. Наблюдения за играми детей и некоторые экспериментальные данные, полученные в лаборатории, позволяют предположить, что основное содержание взаимоотношений, которое моделируется в игре, состоит в различных комбинациях соподчинения социальных ролей, а именно это содержание представляет собой в первую очередь предмет освоения.

Наконец, третье требование относится к реальным взаимоотношениям между играющими детьми, выделенным в работах сотрудников Д. Б. Эльконина и затем особо подчеркнутым в исследованиях А. П. Усовой. Совместная игра невозможна без согласования действий.

В этом и состоит основное специфическое развивающее значение сюжетно-ролевой игры. Следует только оговориться, что оно реализуется не автоматически, а под влиянием руководства игрой со стороны взрослого.

Все, сказанное выше, позволяет сделать вывод о необходимости четко разделить, значение, которое имеет для психического развития ребенка сама сюжетно-ролевая игра, ее специфические компоненты, значение возможностей формирования психических качеств, сообщения детям знаний и умений через игру, посредством внесения в нее того или иного содержания и, значение использования игровых приемов обучения. Такое разделение представляется чрезвычайно важным как в исследовательских, так и в практических целях.

Специфическое развивающее влияние сюжетно-ролевой игры изучено в настоящее время явно недостаточно. Нет сомнения в том, что указанные выше качества (символическая функция, ориентировка в соотношении социальных ролей и «качества общественности») его не исчерпывают, но проведению дальнейших исследований в этой области мешает смешение развития детей в игре, через игру и при помощи игровых приемов. Возникает ложное впечатление, что игра воспитывает «все на свете».

Вместе с тем, именно специфическое воздействие игры имеет наибольшую ценность и должно быть максимально использование в педагогических целях.

Для полноценной реализации развивающего значения сюжетно-ролевой игры в практике дошкольного воспитания необходимо дальнейшее углубленное изучение как условий использования самой игры для формирования психических свойств и способностей, так и условий обобщения этих свойств и способностей и их переноса в другие виды деятельности ребенка.

Игра - это мост между взрослыми и детьми

Чтобы понять детей, найти к ним подход, мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра и разнообразная деятельность.

Игра - это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей не нужно учить играть. Дети играют постоянно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей.

Не смотря на то, что Зигмунд Фрейд очень мало работал с детьми, он замечательно понимал значение детской игры. Он писал: « Нам следует искать в ребенке первые следы воображения. Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка - это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравиться. Было бы не верно сказать, что он не принимает свой мир в серьез; напортив, он относиться к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции» (1953г., стр. 173-174).

Фрэнк (Frank, 1982) предположил, что игра для детей - способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах, людях. Включаясь в процесс игры, дети научаются жить в нашем символическом мире - в мире смыслов и ценностей, в тоже время исследую, экспериментируя и обучаясь.

Игра - как средство общения детей

Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей «отыграть» свой опыт и чувства - наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться. Игра это средство обмена информацией, и требовать от ребенка, что бы он говорил - значит автоматически воздвигать барьер в отношениях, накладывая ограничения, которые фактически говорят ребенку: «Ты должен подняться на мой уровень общения и использовать для этого слова». Взрослый несет ответственность за то, чтобы спуститься на уровень ребенка и общаться с ним при помощи тех средств, которые удобны ребенку.

Игра дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. «Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка.… В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать.… Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий. Он высвобождает чувства и установки, которые настойчиво стремились вырваться на свободу» (Axline, 1969, стр. 23).

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того, что выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок или застрелить дракона, или отшлепать куклу, замещающую маленького братика.

Игра - это конкретное самовыражение ребенка способ его приспособления к собственному миру.

Символическая игра

Согласно Пиаже (Piaget, 1962) игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является особенно важной. В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символом чего-то другого, то что он когда-либо прямым или косвенным образом испытал. Иногда такая связь совершенно очевидна, а иногда она может быть отдаленной. В любом случае, игра представляет собой попытку детей организовать свой опыт, и, возможно, с игрой связаны те редкие моменты в жизни детей, когда они чувствуют себя в большей безопасности и могут контролировать собственную жизнь.

Философия, центрированная на ребенке, рассматривает игру как необходимую составляющую здорового развития ребенка. Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру ребенка. Эмоционально важный опыт получает в игре осмысленное выражение. Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающиеся контролю ситуации. Игра для ребенка является символическим языком для самовыражения. «Манипулируя игрушками, ребенок может показывать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни» (Ginott, 1961 стр. 51).

Виды игр

По мере того как дети растут, их игры меняются. Маленькие дошкольники играют с другими детьми, обсуждают то, что происходит вокруг, и обмениваются игрушками. Но во время этих интеракций они не ставят перед собой каких-то целей и не устанавливают для своих игр правил. Дети постарше могут играть вместе и помогать друг другу в деятельности, преследующей определенную цель. Дошкольникам нравится строить и создавать что-то из различных материалов, а также разыгрывать роли, пользуясь какими-то бутафорскими предметами.

Все виды игр имеют свои особенности и назначение, но между ними нет явно обозначенных границ - в каждой игровой ситуации они могут накладываться друг на друга. Ниже мы опишем некоторые виды наиболее типичных детских игр.

Сенсорные игры. Цель этого вида игры: приобретение сенсорного опыта ради самого этого опыта. Дети могут без конца плескаться водой, жевать травинки, греметь посудой и отрывать у цветов лепестки - только ради того, чтобы насладиться новыми звуками, запахами, вкусовыми и тактильными ощущениями. Благодаря сенсорной игре дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а также о свойствах вещей, которые их окружают.

Моторные игры Бег, прыжки, вращения - вот некоторые из бесчисленных разновидностей игр с движением, удовольствие от которых дети получают в силу самой игры. Игра, предполагающая постоянную смену ощущений движения, одна из первых, которым предаются младенцы, играя со слюной «

Игра-возня. Родители и воспитатели часто пытаются отучить детей от игр, которые превращаются в потасовки и которые малышам так нравятся. Родители обычно стараются уменьшить детскую агрессивность и не допустить драки между детьми. Но игра-возня - это драка понарошку, а не настоящая драка. Недавние исследования свидетельствуют, что подобная игра приносит ребенку немалую пользу. Она не только дает детям возможность поупражняться и выплеснуть энергию, но и учит сдерживать свои чувства, контролировать импульсивные желания и помогает избавиться от негативных привычек, которые не приемлются группой. Более того, дети учатся видеть разницу между настоящим и изображаемым (Pellegrini, 1987) . Устраивать «кучу-малу» свойственно детям всех стран мира (Boulton, & Smith, 1989). Мальчики предаются этим играм чаще, чем девочки; одно из исследований показало, что в США мальчики посвящают игре-возне примерно в три раза больше времени, чем девочки (DiPetro, 1981).

Языковые игры. Дети любят играть со словами. Они экспериментируют с ритмическим строем и мелодикой речи; объединяют слова друг с другом, придавая им новое. значение. Дети играют со словами, чтобы посмеяться над миром и проверить, насколько хорошо они его понимают. Они используют эту игру в качестве своеобразного амортизатора проявлений раздражения и негодования. Основная функция речи - передача наполненных смыслом сообщений - отходит в этой игре на задний план. Детей интересует сама речь; они играют с ее звуками, формами и смысловыми оттенками.

Ролевые игры и имитации. Один из основных видов игр заключается в разыгрывании различных ролей и ситуаций: дети играют в дочки-матери, копируют родителя, уходящего на работу, изображают няню, космонавта, шофера. Такая игра, называемая сюжетно-ролевой, включает в себя не только имитацию чего-то поведения, но также значительный элемент и новые способы взаимодействия. С помощью имитационной игры дети знакомятся с социальными отношениями, нормами, традициями и другими аспектами культуры.

Роль игры в психическом развитии ребенка

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

Влияние игры на общее развитие ребенка.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета - он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как не обязательны и многие игровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может в таком случае протекать во внутреннем плане. Шестилетняя Катюша рассматривает фотографию, где изображена девочка, которая подперла пальчиком щечку и задумчиво смотрит на куклу. Кукла посажена возле игрушечной швейной машины. Катюша говорит: «Девочка думает, как будто ее куколка шьет». Своим объяснением маленькая Катя обнаружила свойственный ей самой способ игры.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Продуктивные виды деятельности ребенка - рисование, конструирование - на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер сдувает висящие яблоки и т. д. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Ребенок - шофер, он везет блоки на строительство, затем он грузчик, выгружающий эти блоки, наконец, рабочий строитель, строящий дом. В совместной игре эти функции распределяются между несколькими детьми. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности (например, рисунок), и она освобождается от влияния игры.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться играя, он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. Принципиально иное отношение взрослых к учению, чем к игре, постепенно, исподволь перестраивает и отношение к нему со стороны ребенка. У него складывается желание и первоначальное умение учиться.

Игра и научение

Игра удовлетворяет многие потребности ребенка - потребность выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, насытить свое любопытство, исследовать окружающий мир и поэкспериментировать в безопасной ситуации. Игру называют «работой» детей, из-за того значения, которое она имеет в развитии маленького ребенка. Она способствует развитию сенсорных способностей и физических навыков, создавая все возможности для того, чтобы ребенок мог отточить и расширить только что приобретенные им интеллектуальные умения. Игра отличается от любого другого вида деятельности. В силу самой своей природы она не направлена на достижение какой-то объективной цели. Каждый, кто хоть раз наблюдал за тем, что происходит на оживленной детской площадке, может подтвердить: дети выплескивают свою энергию ради того, чтобы получить наслаждение от самого процесса игры. Катерин Гарви (Garvey, 1990) дала такую характеристику игре: ей занимаются ради одного удовольствия; игра не преследует какой-то иной цели, нежели та, которая заложена в ней самой; она начинается по инициативе самих играющих; требует, чтобы играющие были активно вовлечены в нее; связана с другими сторонами жизни, содействуя социальному росту и развитию творческих способностей.

Заключение

Подводя итог этой работы, можно сказать, что игровые умения у детей формируются достаточно быстро. Для совместной игры с ребенком даже не всегда нужно отрываться от домашних дел. Затрачивая не так уж много времени на формирование игры у ребенка, мы обеспечиваем его содержательную самостоятельную деятельность, продвижение в развитии и счастливое детство. Поэтому потраченное время и силы взрослых окупятся сполна.

Через общение с ребенком взрослый проникает в его душу и раскрывает ему мир своей души. Отсутствие полноценного общения с ребенком обернется потом отчужденностью, непонятностью ребенка - родителями, родителей - детьми. Быть может, как раз в этом истоки конфликтов поколений родителей и детей.

В дошкольном детстве основой общения взрослого с ребенком является совместная деятельность, протекающая преимущественно в форме игры. Когда ребенок подрастает, общение взрослого с ним примет другие формы, а пока основное - игра!

Список используемой литературы

1. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова «Как играть с детьми», -М.: Академический Проект, 2001г.

2. В.С. Мухина «Детская психология», - М.: Просвещение 1985г.

3. Грейс Крайг «Психология развития», - СПБ.: Издательство «Питер», 2000г.

4. Г.Л. Лэндрет «Игровая терапия: искусство отношений», - М.: Международная педагогическая академия, 1994г.

5. Д.Б. Эльконин «Психическое развитие в детских возрастах», - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1995г.

6. Д.Б. Эльконин «Психология игры», - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999г.

Содержание Введение 2 Социальное значение сюжетно ролевой игры по Л.С. Выгодскому 2 Игра - это мост между взрослыми и детьми 6 Игра - как средство общения детей 7 Символическая игра 8 Виды игр 9 Сенсорные игры. 9 Моторные игры 9 Игра-воз

«Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста»

Вид проекта: познавательный, игровой

Продолжительность проекта: длительный (октябрь, ноябрь, декабрь)

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Возраст детей: 3-4 лет

Проблема и ее актуальность:

Детям трудно организовать игру, распределять роли, развивать сюжет, договариваться между собой. Все мы родом из детства, все мы играли в разные игры. Порой до глубокой старости люди помнят, как и с кем играли в детстве. Какова же роль игры? В.А. Сухомлинский говорил, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт, впервые получает урок коллективного мышления. Значительную роль в воспитании и развитии ребенка занимает сюжетно-ролевая игра. Игра для них отражение жизни. Действия всегда реальны, переживания, чувства подлинны, искренни. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности.

«Игра – говорил А.М. Горький, - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто переносится в чужую личность, принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность, познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознание. В паре ребенок начинает осознавать себя как члена коллектива, впервые появляется чувство единения, формируется понятие «мы». Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Благодаря игре детская группа развивается как коллектив. В игре формируются способность внимательно относится к точке зрения другого, смотреть на мир с его точки зрения. Таким образом преодолевается детский эгоцентризм, ребенок переходит на более высокую степень интеллектуального развития.

Цель проекта:

1. Развитие игровой деятельности;

2. Приобщение к элементарным, общепризнанным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Углублять знания детей о труде врача, медицинской сестры, парикмахера, водителя.

2. Учить передавать в игре профессиональные действия врача, парикмахера, водителя, правильно используя атрибуты.

3. Развивать и обогащать сюжет игры, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов.

4. Продолжать развивать активное речевое общение, расширять и обогащать словарный запас, вести ролевые диалоги.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение к членам своего коллектива, умение общаться спокойно, без крика.

2. Воспитывать умение выслушать, пожалеть, помочь своему товарищу.

3. Воспитать доброе, чуткое, вежливое отношение к своим друзьям и взрослым.

Оздоровительные:

1. Формировать здоровье сберегающие компетенции: умение заботиться о собственное здоровье, знания о способах оказания первой помощи.

Ожидаемые результаты:

1. У детей сформируется умение играть по собственному замыслу.

2. Дети научаться ролевому взаимодействию, будут сформированы коммуникативные навыки.

3. Обогатится словарный запас.

4. Получат знание о различных профессиях.

5. Полученные знания сформируют понятия о здоровом образе жизни.

6.Появится желание играть небольшими группами и в коллективе.

7. В дидактических играх будут сформированы усидчивость, внимание, развито мышление.

8. Родители получат необходимые теоретические знания.

Основные направления проекта:

Познание,

Коммуникация,

Социализация,

Труд,

Безопасность,

Физическая культура,

Здоровье,

Чтение художественной литературы.

Этапы реализации:

Подготовительный:

1. Изучение познавательной и методической литературы:

Журнал «Дошкольное воспитание»,

- «Ребенок в детском саду»,

- «Я и мир» Л.Л. Мосалова,

Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду Н.Ф. Комарова,

- «Воспитателю о детской игре» Д.В. Менжерицкая,

Создание развивающей среды: приобретение атрибутов и игрушек заместителей,

Чтение книг и просмотр мультфильмов, иллюстраций:

«Ай, болит» К. Чуковский,

«Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский,

«Песенка друзей» С. Михалков,

«Жадина» Э. Машковская,

«Про друзей» Г. Циферов,

«Когда не хватает игрушек» Г. Циферов,

«Маша растеряша» Л. Воронкова,

«Когда можно плакать» С. Прокофьева,

«Трудный день» И. Чапик,

«Жадина» Я. Аким,

«Я укола не боюсь» С. Михалков,

Серия мультиков «Маша и медведь».

Основной этап:

Сюжетно-ролевые игры:

1. Обсуждение содержания сюжета игры,

2. Поиск решения задачи с помощью воспитателя,

3. Принятие на себя роли,

4. Соблюдение правил выполнения взятых на себя ролей,

5. Использование предметов заместителей,

6. Диалоги персонажей,

7. Взаимоотношение партнеров.

Задачи:

1. Развивать умение ребенка выбирать роль,

2.Формировать умение взаимодействовать с несколькими действующими лицами,

3. Учить объединять отдельные действия в одну сюжетную линию,

4. Поощрять попытки детей в выборе атрибутов игрушек заместителей,

5. Активизировать словарь детей,

6. Развивать умение договариваться и ладить с партнерами,

7. Воспитывать доброту, уважение, внимание друг к другу и взрослым.

Конструкторские игры:

1. Обсуждение постройки,

2. Рассматривание иллюстраций,

3. Объяснение и показ воспитателя,

4. Проговаривание и запоминание названия деталей строительного материала,

5. Обыгрывание постройки.

Задачи:

1. Учить называть и правильно использовать детали строительного материала,

2. Формировать умение правильно располагать кирпичики и пластины,

3. Развивать умение изменять постройку, надстраивая или заменяя одни детали другими,

4. Обогащать словарь,

5. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, мышление,

6. Развивать умение мыслить творчески.

Дидактичекие игры:

1. Знакомство с названием и правилами,

2. Игра по правилам с воспитателем.

3. Рассматривание картинок иллюстраций,

4. Чтение стихов, потешек.

Задачи:

1. Закреплять умение подбирать предметы по цвету и величине, форме и качеству,

2. Формировать умение собирать картинку из 4-х, 6-ти частей,

3.Активизировать словарь детей,

4.Развивать умение классифицировать предметы,

5. Способствовать развитию мелкой моторики рук,

6. Воспитывать усидчивость, внимание,

7. Способствовать развитию мыслительной деятельности.

- «Собери чемоданчик доктора»,

- «Чья мама?»,

- «Четвертый лишний»,

- «Кто что делает»,

- «Узнай по описанию»,

- «Узнай на ощупь»,

- «Один много»,

- «Лото»,

- «Мозаика», «Пазлы».

Подвижные игры:

1. Знакомство с игрой,

2. Объяснение правил,

3. Выбор ведущего – ловишки,

4. Заучивание слов игры,

5. Чтение считалок,

6. Проведение игры,

7. Подведение итога.

Задачи:

1. Развивать двигательную активность детей,

2. Развивать умение четко выполнять правила игры,

3. Воспитывать умение играть в коллективе,

4. Воспитывать уважение и желание помочь товарищу,

5. Развивать эмоциональный отклик на игры в коллективе,

6. Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения.

Заключительный этап.

Итог:

Самостоятельная игра детей,

Участие в обсуждении проведённой игры.

Результат:

Дети стали сами чаще играть самостоятельно,

Больше проявляют инициативу творчества,

Обогатился словарь детей,

Взаимодействие в игре стало более длительным, целенаправленным.

Отношения детей в игре - доброжелательные, дружелюбные,

Родители получили необходимую информацию о значении игры.

«Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность – словом, все, что составляет богатство человеческой личности» И. Хейзинга.

Список литературы:

Дошкольное воспитание № 6, 2015.

Ребенок в детском саду № 3, 2013.

Программа дошкольного образования «От рождения до школы».

- «Роль игры в воспитании ребенка» Д.В. Менжерицкая,

- «Игра и дошкольник» Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова.


Введение

В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.

С чем же связан повышенный интерес педагогов к применению игровых методов в обучающем процессе?
В первую очередь, внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.

Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.

Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения младших школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на его качество.

Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.

Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения младших школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра - один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.
Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальны, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. "Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.",- писала Н.К. Крупская.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

Роль игры в воспитании личности

В системе воспитательных средств игра занимает явно не рав¬ноценное по сравнению с другими воспитательными средствами - общением, трудом, учением - место. Она если и имеет весьма су¬щественное значение, то в определенный непродолжительный период жизни индивида - в возрасте примерно от полутора-двух лет и до поступления в школу. Это, конечно, не означает, что до и после этого времени ребенок, взрослый не играют. Играть ребенок начинает очень рано, когда ему месяц-полтора, и продолжает потом играть всю свою жизнь.

Однако в первые полтора-два года жизни не игра является ос¬новным видом деятельности, а деятельность познавательная (ин¬теллектуальный труд) и деятельность учения. Он в это время учится многому: распознавать, передвигаться, общаться и в том числе играть, а после поступления в школу играть ребенку становится некогда, да и интересы постепенно смещаются в сферу организованного обучения и труда» И лишь общение не теряет своего значения ни в один из периодов жизни и развития индивида. Изменяются только его содержание, формы, мера включенности в другие виды деятельности.

Для игры же важнейшее средство воспитания выступает не¬продолжительный период детства, всего четыре-пять лет, когда от ее разнообразия, содержания, эмоциональной и интеллектуальной насыщенности действительно зависят результаты развития индивидуальности и социализации личности. В играх ребенок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых. Но он не только осваивает готовые способы действий, но и экспериментирует, приспосабливает предметы к своим потребностям, использует их в соответствии с развивающимся воображением
. Это же характерно и для освоения отношений в мире взрослых: ребенок, воспроизводя в игре отношения взрослых, по-своему переживает их и трансформирует в соответствии со своей фантазией: возникающими представлениями о добре и справедливости. Через себя в игре ребенок начинает понимать другого человека, точно так же как через другого начинает понимать себя.
Такое активное участие в освоении предметного мира и мира человеческих отношений способствует развитию творческих воз¬можностей детей: «Два основных психических новообразования дошкольного возраста, формирующихся в игре, - ориентация на позицию другого человека и творческое воображение, - теснейшим образом связаны друг с другом. Можно даже сказать, что это две стороны одного и того же начала в ребенке, а именно - начала творческого».
Нелегко дать обоснованную оценку или хотя бы представить реальную роль игры в формировании личности, особенно в сравнении с другими средствами воспитания. Попробуем это сделать, привлекая на помощь сведения из истории развития образовательно-воспитательных
систем и современные примеры использования игры в учебной и воспитательной работе.

Игра как первая заметная для взрослых деятельность ребенка

Пока ребенок не начинает играть, он вроде бы ничего и не делает. И когда начинает играть, то еще долгое время тоже как бы способен заниматься только этим видом деятельности. Взрослые не замечают труда ребенка по распознаванию и узнаванию, научению координировать свои действия, выражать чувства, состояния и др.

Скорее всего, это даже хорошо, что хоть в этом возрасте взрослые обращают большее внимание на организацию игр с детьми - того вида деятельности, в котором в наибольшей степени возможно целенаправленное развитие детского организма.

Игру чаще всего определяют как деятельность, выполняемую не для получения какого-либо результата, а ради самой деятельности, ради забавы. Именно такой смысл содержится в определениях игры в словарях: «игра - забава, установленная по правилам; играть - шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-то для забавы, от скуки, безделья» (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.); «...играть - резвясь, забавляться, развлекаться» (Ожегов С. И. Словарь русского языка.); «...игра - вид непродуктивной де
ятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе» (Советский энциклопедический словарь).

Подобные представления об игре отражены в теориях игры как растрате избытка сил (Спенсер), как подготовке к выполнению продуктивной деятельности (Грос), как отдыхе от дел более серьезных (Штейнталь, Лацарус) и др. Вместе эти теории вполне удовлетворительно объясняют суть многих игр, в том числе и игр взрослых людей. Анализируя их, Г.В.Плеханов пришел к выводу, что с точки зрения отдельного лица игра старше утилитарной деятельности. Она - средство подготовки к труду, копирование деятельности взрослых с целью овладения ею. В историческом п
ане игра - дитя труда.

Однако такое представление об игре не может полностью удовлетворить воспитателя или, тем более, исследователя педагогического процесса. В самом деле, почему деятельность ребенка, который, играя в песочнице, строит «город» с «улицами», «машинами», «скверами», взрослые считают непродуктивной деятельностью ради потехи, отдыха или подготовки к будущему труду? Правда, все созданное ребенком ненастоящее, игрушечное. Но ведь и взрослые изготавливают игрушки на фабриках, но считают эту свою деятельность продуктивной, хотя и производят не н
стоящие, а игрушечные предметы.

К.Д.Ушинский видел в игре ребенка серьезное занятие, в котором он осваивает и преобразует действительность: «Для дитяти игра - действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание... В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности...; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями». Здесь мы видим более глубокое понимание игры, чем даже в современных определениях, в которых суть ее видится лишь в ко¬пировании детьми действий взрослых: «Детская игра - исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности»?

Подобные определения, подчеркивающие неутилитарность игровых действий детей, наличие аналогов в реальной действительности неуместны в характеристике детской игры. Разве действия взрослых не имеют аналогов в реальной жизни? Тем более, что главным «продуктом» игры ребенка является то или иное изменение, развитие формирующихся личностных качеств, определенное новообразование личности. В играх с предметами, ролевых и сюжетных, спортивных, строительных, конструкторских и др. дети становятся более ловкими, сильными, сообразительными, обрыми, внимательными, способными к сотрудничеству и т.д.

Таким образом, для педагога и психолога игра (детская игра) выступает в совершенно ином качестве, чем это представляется в распространенных словарях и справочниках, - это деятельность воспитанника, мотивом которой является сам процесс или действия с воображаемыми объектами в воображаемой или реальной ситуациях, направленная на познание, освоение и преобразование действительности и используемая в педагогическом процессе в качестве средства воспитания. Иными словами, это средство воспитания, в котором воспитатель в качестве инструента формирования личности воспитанника использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направляя ее на развитие положительных качеств личности.

С.Л.Рубинштейн утверждал, что игра является выражением определенного отношения человека к окружающей действительности: «Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность. Впервые проявляясь в игре, эта самая всеобщая человеческая способность в игре впервые и формируется. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры»1.
Играть дети начинают очень рано - фактически с первых дней своей жизни. В прошлые времена в жизни россиян игра занимала особое место. Ее значение в воспитании было огромно, мир игры - «...это был обширный, особенный и вполне самостоятельный мир. Он пронизывал всю жизнь, проникал в каждую душу, формируя жизненный стиль. И хотя этот мир существовал отдельно, он был спаян с фольклорным, трудовым и бытовым миром, и все они взаимно обогащали друг друга».

В раннем детстве, в первые месяцы жизни ребенка, игры очень просты. Ребенок не может еще самостоятельно передвигаться, еще только учится координировать свои действия, получает самые первые впечатления о предметах своего окружения. Выражаются игровые действия в мимических движениях, движениях руками и ногами, в манипуляциях с предметами. П. Ф.Каптерев, давший в свое время лучшую в отечественной науке педагогическую характеристику детских игр, называл такие игры забавами, потешками. Он обращал внимание на важность использования в воспитании младенцев забав осязательного чувства (приятное раздражение кожи детей - поглаживание, похлопывание), мускульного чувства (движения руками, ногами), забав слуховых и зрительных (использование погремушек, музыки, цветных предметов - игрушек). В этих играх, которые Ж.Пиаже назвал сенсомоторными, развиваются органы чувств детей, совершенствуется координация движений, осуществляются первоначальное ознакомление с окружающим миром и его освоение.

На этом этапе игровой деятельности ребенок главным образом воспринимает воздействия, поскольку сам еще не в состоянии действовать. Поэтому, забавляя ребенка, взрослые должны обеспечивать воздействия на его органы соответствующим образом: мягкие гармонические звуки должны воздействовать на его слух; его зрение должно развиваться в восприятии в меру ярких цветовых пятен; укреплению мышц нужно способствовать выполнением нерезких движений руками и ногами и т.п. Особое внимание при этом следует обратить на три обстоятельства, определющие меру положительного влияния игр-забав на развитие ребенка: 1) определенная регулярность забав (вредны как их чрезмерная частота, так и недостаточность); 2) строгое ограничение силы воздействия раздражителей и их продолжительности, (не только двух-трехмесячный, но и двух-трехлетний ребенок может испугаться сильного звука, яркого света, резкого движения); чрезмерная сила воздействия, как и излишнее разнообразие впе¬чатлений, оказывает крайне неблагоприятное влияние на слабую еще психику ребенка; 3)обеспечение одновременного воздействия на несколько органов с целью их согласованного гармонического развития.

По мере взросления, накопления сведений о предметах и явлениях, развития чувств и физических возможностей ребенка усложняются и детские игры. Продолжением и развитием игр-забав, по мнению П. Ф. Каптерева, являются развлечения. Они действуют не только на внешние чувства, но и на память, мышление, вызывают более сложные по сравнению с забавами переживания. Рассматривание картинок с изображением предметов, манипуляции с игрушками-моделями, рассматривание сюжетных картинок развивают мышление детей и вызывают определенное эмоциональное отношение к узнаваемым предметам, познаваемым явлениям и событиям.

Разделение игр-развлечений П.Ф.Каптеревым на три группы представляет практический интерес и в настоящее время: 1) развлечения, развивающие прежде всего память (рассматривание картинок с изображением известных предметов, букв, цифр); 2) развлечения, вызывающие мыслительную деятельность (рассматривание сюжетных картинок, сравнение предметов по различным признакам, посещение доступных для понимания экспозиций, экскурсий); 3) развлечения, направленные преимущественно на возбуждение чувств (рассматривание картинок с забавными сюжетами,
с комическими выражениями, трогательными взаимоотношениями). Педагогические условия положительного воспитательного влияния развлечений те же, что и для забав: регулярность, рациональное дозирование силы и продолжительности воздействия, разносторонность одновременного воздействия. Однако учитывая возросшие возможности детей, следует медленно и постепенно, но постоянно повышать как физические, так и интеллектуальные нагрузки, заботясь всемерно о предоставлении ребенку самостоятельности во всех видах деятельности, о создании у
ловий для развития самодеятельности.

С полутора-двух лет важным развлечением для детей становится слушание сказок, историй, изложения событий и происшествий. Сначала это рассказывание кратких сказок и историй об известных ребенку персонажах и предметах, а затем и более длинных и сложных по сюжету. Знакомство с детскими книжками возбуждает интерес к чтению, которое в дальнейшем может стать прекрасным развлечением, способствующим духовному обогащению.

В практике семейного воспитания (а иногда и общественного - в детском саду, в школе) забота о повышении физических и интел¬лектуальных нагрузок проявляется зачастую в чрезмерном разнообразии материала и впечатлений: большом количестве дорогих игрушек, картинок и книжек, изображающих предметы и явления, которых ребенок еще не видел, частых экскурсиях с обилием новых впечатлений и т.п. Воспитательная ценность таких развлечений сомнительна, несмотря на большой труд воспитателей и видимость активности воспитанников. Детям интересно играть с игрушками простыми, более даже не собственно с игрушками, которые невозможно изменить, а с материалом, который легко трансформируется, превращается ребенком во что-то новое. Именно поэтому младенец с большим удовольствием и достаточно долго играет с клочком ваты, который он разрывает на кусочки, наблюдая за результатом, и отказывается от казалось бы красивых игрушек. Точно так же и дети постарше подолгу и с удовольствием играют с пластилином, кубиками, бу¬магой, красками и недолго играют с дорогими игрушками, ценя в них не игровые, а иные качества. И лишь в школьном возрасте наблюдается осознанное стремление к игрушкам сложным, близким по своему устройству к реальным объектам (работающие модели машин, подвижные игрушки с дистанционным управлением и т.п.), хотя очевидно и то, что это стремление наступает в таком возрасте, когда ребенок не удовлетворяется сложностью игрушки. Его интересует реальный объект. Игрушка не стано¬вится заменителем объекта и быстро недоедает, а играет ребенок по-прежнему с простыми.

Развивающееся воображение позволяет ребенку в игре наделять предметы вовсе не свойственными им функциями, моделировать сложные жизненные отношения с использованием самого примитивного материала (стул - автомобиль, пассажиры - игрушки и т.п.). Ж.Пиаже назвал такие игры символическими. Они наиболее характерны для детей в возрасте от 2 до 6 лет, хотя играют в них дети и более раннего, и более позднего возраста. Одобрение этих игр, поощрение принимаемых ребенком ролей и характера их исполнения, тактичная коррекция и направление деятельности равно как и участие взрослых в детских играх являются непременным условием их воспитательной эффективности.

Необходимость освоения системы человеческих отношений и стремление к участию в этих отношениях - отношениях взрослых приводят растущего ребенка к использованию игр со все большим психическим содержанием. На смену воспроизведению в движениях и действиях встречающихся предметов и лиц приходит воспроизведение взаимодействий, отношений, характеров. Дети начинают играть в ролевые и сюжетно-ролевые игры. Вторые более сложны по сравнению с первыми и характеризуются не только наличием роли (ролей), но и развивающегося сюжета с началом, некоторым разнообразием действий и их завершением каким-либо результатом (вылечили больного, прилетели на воображаемую планету, вырастили и убрали урожай и т.п.).

По сравнению с сенсомоторными и символическими (забавами и развлечениями) игры ролевые и сюжетно-ролевые требуют от ребенка значительно больших знаний о воображаемых объектах, вовлекаемых в игру, и вызывают более глубокие переживания. В этом их развивающая сила. Поэтому важно, чтобы ребенок играл в них систематически. При этом содержание игр должно постепенно усложняться, обогащаться. Усложнение содержания детских ролевых и сюжетно-ролевых игр зависит от обогащения детских представлений об окружающем мире, от знаний о растениях и ж
ивотных, о людях и машинах, об отношениях между людьми.

Следовательно, чтобы игры были разнообразными и содер¬жательными, нужно обеспечить разнообразие детских наблюдений, а затем ненавязчиво помочь ребенку научиться в игре воспроизводить полученные впечатления, представления, знания и тем самым по-настоящему усвоить их, сделать своим достоянием.

Обеспечение многообразия впечатлений, представлений и знаний о мире и разносторонности их использования в игре важно и в плане актуализации тех знаний и способов деятельности по их использованию, где ребенку сопутствует наибольший успех и к которым соответственно развивается наибольший интерес. Проявление и развитие индивидуальности облегчается многообразием игр: «опробывание» себя в различных видах игровой деятельности, в различных ролях позволяет ребенку найти то, что наиболее ему интересно и посильно.

Многие исследователи выделяют и такой вид детских игр, как строительно-конструкторские (конструктивные). Действительно, дети любят строить, создавать что-либо сложное из простых элементов. Эти игры развивают моторику, способствуют совершенствованию мыслительного аппарата, воспитывают самостоятельность, пытливость, творческую направленность личности. Наблюдения свидетельствуют о наличии определенных различий в отношении мальчиков и девочек к конструкторским играм, особенно к выбору материала для них. Мальчики чаще выбирают стро
ительство, механику, вообще чаще играют в эти игры. Девочки больше обращают внимание на конструирование одежды, приготовление пищи и т.п. Разделение на традиционно мужские и женские виды деятельности становится заметным достаточно рано. Этому способствует сознательно или неосознанно формируемая взрослыми атмосфера, ориентирующая ребенка в мире вещей и явлений вполне определенным образом. Но эти разные направления развития «женских» и «мужских» игр не имеют принципиальных отличий в отношении формиро¬вания инициативы и творчеств
развивающейся личности.

Побуждение детей к играм, предоставление материала для строительства и конструирования, собственное участие взрослых в играх детей и поощрение инициативы и самодеятельности - вот те педагогические условия, которые обеспечивают высокую воспитательную эффективность этих игр.
Воспитательные игры во внеурочной воспитательной работе со школьниками.

Конечно, всякая игра, в том числе и используемая на уроке с целью проверки и закрепления знаний, воспитывает, причем не в одном каком-то отношении, а во многих. Однако есть игры, которые организуются с учащимися во внеурочное время с целью освоения норм и правил поведения, формирования определенного отношения к нравственно-эстетическим ценностям, политике, труду и др. Их можно назвать воспитательными играми. Так, в начальных классах с детьми разыгрывают ролевые игры по правилам поведения в общественных местах, инсценировки домашних праздников, конкурсы сказок, частушек, национальных игр, проводят игры-практикумы по освоению «техники» жестов, обращений, разговора по телефону и т.д.

Считать, что в средних классах подростки не нуждаются в подобного рода игровом тренинге, нет оснований. Многое они не успели освоить в начальных классах, появляется немалое новых затруднений в общении с миром, научиться преодолевать которые легче всего в игре. Поэтому и в подростковых классах, особенно в V-VI, еще весьма уместно проведение игр, в которых школьники учатся разговаривать по телефону и приветствовать старших, оказывать помощь нуждающимся и общаться со сверстниками, вести себя вежливо и с достоинством в различных ситуациях.

Ко всему этому добавляются игры профориентационные, игры эстетической направленности, игры с идейно-политическим содержанием и др. Естественно, каждая игра оказывает комплексное воздействие на ее участников: способствует развитию в умственном, физическом, трудовом, "нравственном и эстетическом отношениях, но какое-то из направлений может быть преобладающим. По форме это те же игры-соревнования, имитации, драматизации, но проводятся они во внеурочное время и наполнены неучебным содержанием. Так, например, в целях экономического воспитания учащихся VIII-XI классов во внеурочное время с ними может быть проведена игра «Чистый воздух нашего города». В этой игре одновременно могут участвовать/учащиеся VIII, IX, X и XI классов: восьмиклассники выясняют источники загрязнения воздуха, девяти- и десятиклассники анализируют характер вреда, приносимого природе и человеку различными источниками, а самые старшие -разрабатывают систему мер по решению проблем очистки воздуха, используя знания по физике, химии, экономике и др.
Естественно, подобная игра рассчитана на выполнение значи¬тельных по трудности и времени заданий и может быть завершена масштабной конференцией, выпуском газет, журналов, сборников ученических докладов и сообщений. Здесь проявляется тесная связь игры с трудом.

В целях эстетического воспитания используют театральные игры: кукольный театр, драматизации сказок, художественных произведений.

Значительно большее распространение, чем в младшем школьном возрасте, получают у подростков игры спортивные: футбол, волейбол, баскетбол, хоккей и др. В младшем школьном возрасте дети играют в них меньше, потому что еще не способны к длительному физическому напряжению и не могут еще в полной мере соблюдать правила игры. Их деятельность еще почти полностью подражательная, и игра в футбол, например, для ребенка этого возраста пока лишь выполнение роли футболиста. Для подростков и старших школьников по мере взросления игры подвижные (спортивные) все больше приближаются к спорту с его вполне определенными правилами.

Большое распространение в средних и старших классах получили профориентационные игры. В.А.Ященко выделяет шесть их разновидностей:

1) проблемно-поисковые, фактически не затрагивающие вопросы выбора профессии и профессиональной подготовки, но развивающие внимание, смекалку, умение действовать в различных ситуациях и способствующие самопознанию;
2) отражающие отдельные аспекты профессиональной деятель¬ности, знакомящие с особенностями конкретных профессий (типа «Универмаг»);
3) моделирующие сам процесс выбора профессии, помогающие осмыслить процедуру профессионального выбора (типа «Проф-консультация»);
4) ценностно-ориентационные (типа «Мой профессиональный идеал»);
5) воспроизводящие важнейшие стороны жизненного уклада более древних культурно-исторических эпох (типа «Ремесла», «Одежда»);
6) моделирующие процесс организации профессиональной работы в школе, в отрасли, в стране и воспроизводящие противоречия между различными звеньями системы (типа «Кабинет профориентации»).

В проведении профориентационной игры (равно как и игры другой направленности) можно выделить четыре этапа:

1. Подготовительный: выявление актуальности и заинтересовывание участников игры, разработка и усвоение правил, выявление особенностей участников и качеств личностей, которые нужно корректировать, распределение ролей и заданий. Для этого используются простые диагностические методики, викторины, задания, подытоживаются результаты наблюдений и др.
2. Процессуальный (собственно игра): выполнение действий по сценарию игры.
3. Рефлексивный: коллективное обсуждение проведенной игры, индивидуальный анализ профессионального смысла закончившейся игровой деятельности.
4. Постигровой этап: перенос смысла игровой деятельности на повседневную действительность, самонаблюдения учащихся, изучение профессии, беседы, упражнения.
В последние годы в нашей стране получают распространение терапевтические игры, т. е. игры, организуемые с целью излечения от психических расстройств, для компенсации недостатков общения и облегчения или даже устранения некоторых физических и фи¬зиологических аномалий. Их эффективность в дошкольном и школьном возрасте очень велика. Используются они и в работе со взрослыми.