Ораторское мастерство и искусство речи упражнения. Упражнение «Вспомни слово ». Расширение словарного запаса

С сожалением следует отметить, что вопросам техники речи в школьной программе уделяется очень мало места. Обычно задания по технике речи сводятся к требованиям типа прочитайте текст выразительно или прочитайте правильно слова , в то время как понятие “техника речи” более широкое и включает в себя практические навыки, приобретенные в процессе тренировок в области дыхания, артикуляции, дикции, постановки и развития голоса и т.д.

Безусловно, вопросом постановки и развития голоса должен заниматься квалифицированный специалист, однако основы правильного произношения должны закладываться учителем-словесником.

Предлагаемая нами система заданий состоит из четырех разделов. Одна часть упражнений посвящена обработке четкого произношения и звукосочетаний. Вторая группа заданий, органично связанная с первым, предполагает работу над интонированием речи. Третий блок упражнений нацелен на устранение некоторых недостатков диалектного произношения. Четвертая часть посвящена упражнениям акцентологического характера.

1. Отработка произношения звуков и звукосочетаний

Упражнение 1

Прочитайте скороговорки сначала медленно, четко проговаривая все звуки. Затем темп чтения убыстряется. Необходимо следить за четкостью произношения:

  • Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
  • Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали.
  • Осип охрип, а Архип осип.
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь.
  • Клара у Карла украла кораллы, Карл у Клары украл кларнет.
  • Бьет Пашка шапкой Трошкину шавку.
  • Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.
  • Во мраке раки шумят в драке.
  • У ежа ежата, у ужа ужата; не живут ежи, где живут ужи.
  • Щетина у чушки, чешуя у щучки.
  • Павка на лавке плетет лапти Клавке.
  • Сидит тетерев на дереве, тетерка с тетеревятами.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон.

Упражнение 2

Усвоение смыслоразличительной функции звука. В каждой загадке спрятались два слова, разных по смыслу, но близких по звучанию. Нужно только один звук (букву) заменить другим. Найдите разгадку:

С “к” я в школе на стене –
Горы, реки есть на мне.
С “п” - от вас не утаю –
Тоже в школе я стою. (карта – парта)

Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
Но “к” на “ц” перемени –
И по болоту зашагаю. (капля – цапля)

С “п” я в доме, с “в” я в поле,
С “м” я в море, с “г” - в футболе,
С “к” вбивают, с “т” взрывают,
С “д” долину называют. (пол-вол-мол-гол-кол-тол-дол)

С “б” мучительной бываю,
С “м” одежду пожираю,
С “р” актеру я нужна,
С “с” для повара важна. (боль-моль-роль-соль)

Конечно же, загадка эта
На первый только взгляд сложна:
Я с “у” - далекая планета,
А с “и” - я в Азии страна. (Уран – Иран)

В заключение следует сделать вывод, так ли уж важна четкая артикуляция звуков.

Упражнение 3

А) Отработка звука Р:

Гром гремит на всю округу.
Грому рады – ровно другу.
С треском, с грохотом гремит,
Так, что все вокруг дрожит…
Ну и треск! Вот это гром!
Ох, гроза! Пожар кругом:
Так сверкнет вокруг вдруг ярко!
От грозы на небе жарко!
Гром народ благодарил:
Гром прохладу подарил!

Какой звук и сочетание звуков повторяются особенно часто? С какой целью это сделал автор? Выписать слова с этими звуками и сочетаниями звуков

(вариант вопроса: какие звуки помогают передать веселое звучание сильного дождя?)

Попробуем “картавить”: произнесем вместо звука Р звук Л. Сохранится ли звуковой образ грозы?

Почему в конце стихотворения звук Р встречается меньше, а звук Л – чаще?

Б) Отработка звука Л:

Ливень льет! Ливень льет!
Пляшут капли в лужице.
Плот плывет! Плот плывет!
Плот по луже кружится.
Лягушонок влез на плот
И кричит: “Ура! Вперед!”
Плещут волны! Хлещут волны!
Заливают с головой.
Что мне волны! Самый полный! –
Не сдается рулевой.

Какой звук и сочетание звуков повторяются особенно часто? С какой целью это сделал автор? Выписать слова с этими звуками и сочетаниями звуков.

(вариант вопроса: какие звуки помогают передать веселое звучание сильного дождя?) Выписать слова с этими звуками в две группы:

Где этот звук произносится твердо

Где этот звук произносится мягко

Есть ли взаимосвязь между артикуляцией и образностью речи?

В) Отработка звуков С и Ш:

Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под ветром тихим, кружась, шуршат.
Сухие листья, сухие листья,
Под ветром тихим сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?

Случайно ли, что в этом стихотворении так много звуков С и Ш? Какой звуковой образ создают эти звуки? Усиливает ли этот звуковой образ многократно повторяющийся звук Х?

Г) Отработка звука В:

Приятно было Ване в ванне,
Но сломался кран у ванны.
Чтобы новый кран ввернуть,
Мастера пришлось вернуть.
Долго кран пришлось винтить
Чтобы намертво ввинтить.

Обратите внимание на долгий и короткий звук В. Как на письме изобразить долгий звук В? Записать слова с одной и удвоенной буквой В.

Д) Отработка парных звуков: Ш - Ж, З – С, Г – К:

Пешком шагали мышки по узенькой дорож ке
От деревушки Пешки до деревушки Лож ки.
А в деревушке Лож ки у них устали нож ки.
Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.
И пели по дорож ке, и щелкали орешки –
От деревушки Лож ки до деревушки Пешки.
Пешком идти не близ ко, когда идешь обратно.
А на пушистой киске и мяг ко, и приятно.
Если кошке по пути – отчего не подвез ти?!

Обратить внимание на подчеркнутые буквы. Какие звуки мы произносим? Какой орфоэпический закон “заставляет” нас делать это? Сколько звуков Ш в этом тексте? Сколько звуков С в этом тексте?

Попробуем говорить “по писаному”: лоЖки, ноЖки…

Самостоятельная работа

Наблюдение над гласными и согласными звуками в стихотворном отрывке:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…

Какие гласные и согласные звуки рисуют картину бури? Как нужно читать это стихотворение? Какое настроение возникает?

Примечание: эти задания могут быть предложены для индивидуальной работы тем учащимся, у которых есть недостатки в произношении того или иного звука.

Работа над интонацией

Упражнение 1

Произнести пословицу сначала с утвердительной, а потом с вопросительной интонацией.

  • Правда дороже золота.
  • Веселье делу не помеха.
  • Смерти бояться – на свете не жить.
  • Без труда нет добра.
  • Старинная пословица не мимо молвится.
  • Родина краше солнца, дороже золота.

Упражнение 2

Произнести пословицу с иронией, с восхищением. Меняется ли смысл высказывания? Какова роль интонации в нашей речи?

  • Не ищи красоты – ищи добра.
  • На чужой сторонушке рад своей воронушке.
  • Умный молчит, когда дурак кричит.
  • Голова без ума что фонарь без огня.
  • Была бы голова, будет и борода.
  • Без крыльев и птица – ком.

Упражнение 3

Изменить логическое ударение, т.е. выделить голосом различные слова в предложении.

Люблю грозу в начале мая.

Как меняется смысл высказывания?

Люблю (не люблю)

Грозу (дождь, солнце)

В начале (в середине, в конце)

Мая (апреля, июня, сентября)

Упражнение 4

Белая береза под моим окном.

Построить вопросительное предложение так, чтобы на него можно было ответить:

-) да, белая. -) да, береза. -) да, под моим. -) да, под окном.

Определить роль интонации в речи.

Упражнение 5

Произнести фразу с разной интонацией: с восторгом, сомнением, презрением, гневом, равнодушием.

Ни слова не меняя в этой фразе, меняем ли мы смысл сказанного? При помощи чего мы этого добиваемся?

Какой ты молодец.

Упражнение 6

Сочинить небольшой рассказ, в основе которого была бы использована пословица или скороговорка. В тексте пословица (скороговорка) должна прозвучать трижды с разными интонациями: вопросительной, восклицательной, утвердительной. Подготовить рассказ для чтения в классе.

Примечание: это упражнение может быть предложено учащимся при изучении типов речи (описания, повествования, рассуждения).

Упражнение 7

Отработка фразового ударения. Выделением того или иного слова изменить смысл высказывания. Дано предложение:

Я думаю, что ты мне друг.

-) Произнести это предложение как утверждение. Какое слово мы при этом выделим голосом?

Я думаю, что ты мне друг.

-) Если мне нужно подчеркнуть, что это мое мнение, а не чье-либо, то какое слово я выделяю голосом?

Я думаю, что ты мне друг.

-) Если важно подчеркнуть, что другом является именно этот человек, а не какой-либо другой?

Я думаю, что ты мне друг.

-) Произнести эту фразу так, чтобы не возникло сомнений, кому именно этот человек является другом.

Я думаю, что ты мне друг

Самостоятельная работа

В качестве самостоятельной работы учащимся предлагается ролевая игра. Модулируется ситуация. Например, разговаривают два доброжелательно настроенных приятеля. Или: один провинился перед другим и старается загладить вину. Или: один из них относится к другому свысока. Или: первый старается заинтересовать другого.

Вариант самостоятельной работы:

У Экзюпери Маленький Принц произносит слова: “Нарисуй мне барашка!”

Фразу произнести как:

  • Нейтральную просьбу
  • Настоятельную просьбу
  • Настоятельное требование
  • Мягкую просьбу

Попробуйте произнести эти слова как приказ, как угрозу. Почему Маленький Принц не произносил эту фразу как приказ или как угрозу?

Упражнение 8

Обнаружение интонационного рисунка поэтического произведения. Используя произвольное сочетание звуков (бормотание), воспроизвести интонацию стиха. Для чтения и анализа может быть использовано стихотворение из учебника “Литература” (5 класс).

После того как учащиеся увидели интонационный рисунок произведения, текст читается выразительно вслух (можно предложить выучить наизусть).

Упражнение 9

Обработка темпа речи.

“В понятие темпа речи входят:

  1. быстрота речи в целом;
  2. длительность звучания отдельных слов;
  3. интервал и длительность пауз” (Поль Сопер, с.155)

Темпы речи зависят от ситуации общения, от жанра выступления. “Частная беседа, особенно на случайные темы, протекает в более быстрых темпах, чем публичное выступление. Как правило, чем важнее содержание, тем более сдержанна речь; исключение составляет более быстрая речь в напряженных или связанных душевным волнением положениях. Никто не скажет: “Ваш дом в огне!” - медленно, если говорит об этом всерьез. Но даже здесь соответствующая выразительность замедляет темп по сравнению с беседой на случайные темы” (Поль Сопер, с. 159) Среди нарушений темпа речи П. Сопер называет торопливость речи, вялость речи, неуверенную, вымученную речь. (Поль Сопер, с.170 – 171)

Познакомив учащихся с этими наблюдениями, можно предложить им принять участие в конкурсе дикторов. Для этого необходимо отработать правильный темп речи. По требованию русского языка дикторская речь должна быть четкой, выразительной и протекать в определенном ритме.

(70 – 80 слов в минуту)

Текст для чтения

Вы, конечно же, знаете, что выражение ОТ ДОСКИ ДО ДОСКИ означает “прочитать от начала и до конца”. А знаете ли вы, как возникло это выражение?

У старых книг переплеты были массивные. Их делали их целого куска дерева и обтягивали кожей. Книги имели большую ценность. После чтения такая книга запиралась на застежки.

А связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди-дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всех народов России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко – кричал во всю Ивановскую.

3. Работа над коррекцией диалектного произношения

При работе над правильным произношением учитель-словесник не должен забывать о том, что “ литературный язык, ведущая форма национального русского языка, не изолирован от территориальных разновидностей последнего – местных говоров. Языковая интуиция множества людей и конкретные исследования литературной речи отдельных территорий позволяют с уверенностью утверждать, что носители литературного языка из Москвы и Екатеринбурга, Красноярска и Воронежа говорят неодинаково.

(Кржижановская, Матвеева, с 55 – 56) Поэтому, как утверждают ученые, можно говорить о региональном варьировании литературного языка – это явление, ослабляющее, расшатывающее единую литературную норму, но не разрушающее статус литературности. Диалектный вариант литературного языка создается незначительными отклонениями от образцовой нормы, обусловленными речевой средой определенной территории, но качественно или фундаментально отличными от просторечных явлений”. (Там же с.56) Далее авторы статьи перечисляют наиболее характерные фонетические регионализмы на Урале, к числу которых относятся:

  1. неполное оканье, или стертое оканье – общеуральская произносительная черта. “Призвук 1о1, создающийся за счет лабилизации безударного гласного непереднего ряда после твердых согласных, в уральской литературной речи очень распространен как в первом безударном слоге, так и в других безударных позициях (там же, с. 58);
  2. Неполное еканье, т.е. “ преобладание качественных характеристик фонемы 1е1 в безударном положении после мягких согласных на месте 1и1 (там же, с. 58);
  3. “особенно яркая региональная черта – это растяжка заударных гласных. В абсолютном конце словоформы безударный гласный нередко не уступает по длительности ударному. За счет явления многоударности создается нерельефное, однообразное слово, в котором ударный слог теряется среди безударных и общий ритмический рисунок отклоняется от образцово-литературного. Многоударность сказывается и на синтагменном уровне, лишая фразу цельного интонационного рисунка, затушевывая синтагматическое ударение, сообщая отрезку речи однородность и тяжеловесность” (там же, с.59).

Из изложенного выше вытекает задача, которую учитель русского языка уральской школы должен постоянно держать в центре внимания, работая над искоренением фонетических регионализмов.

Можно выделить два направления в интересующей нас проблеме:

  • во-первых, развитие фонетического слуха учащихся,
  • во-вторых, индивидуальная система упражнений по устранению фонетических регионализмов.

Упражнение 1

Целью данного упражнения является наблюдение учащихся за проявлением региональной окраски в речи уральцев.

Для этого нужно познакомить пятиклассников с особенностями уральского произношения и предложить долговременное задание: выделить в речи товарищей, а также окружающих особенности произношения (без учета дефектов речи: заикания, нечеткой модуляции звуков, немотивированного непроговаривания отдельных слогов и т.п.), отличные от произношения дикторов центрального радио и телевидения. Наиболее яркие примеры записать на карточку.

Упражнение 2

Работа над устранением неполного оканья.

Для этого необходимо снять излишнее огубление безударного гласного 1о1. Растянуть губы в улыбке и в среднем темпе прочитать слова:

ВОДА, ХОРОШО, ПОМОГАТЬ, ПОЕЗДКА, ПОТОМ, ВОДОРОСЛЬ,

ДОРОГА, ВОРОТА, ПОХОД, МНОГО, ВОЗМОЖНОСТЬ, МОРОЗНЫЙ, КОЛОСОК, ГОЛОВА, ГОЛОСОК, ПОРОШОК, ГОРОШЕК, МОЛОТОК, КОЛОБОК, КОРОНА, КОРОБКА.

Для чтения предлагаются слова, при произношении которых необходимо соблюдать орфоэпические нормы:

ДосУг, звонЯт, договОр, приговОр, зАговор, благоволИть и т.д.

Упражнение 3

Работа над устранением многоударности.

  1. двусложные слова: долго, поле, зелень, небо, мама, возраст, тени -
  2. слова с ударение на первом слоге;
  3. играть, клубок, поход, земля, читать, пятак, листок – слова с ударением на втором слоге;
  4. газета, малина, крапива, ударный, возможность, веточка, крупные – трехсложные слова;
  5. характерно, многократно водоросли, непременно, понедельник, запятая, засмеяться – четырехсложные слова;
  6. чередование, выражение, государственное, литературная – многосложные слова.

Следует оговориться, что работа над устранением фонетических регионализмов представляет определенную сложность в связи с тем, что тема недостаточно исследована в теоретическом и практическом аспектах, не выработано достаточное количество апробированных и надежных методик, позволяющих устранить недостатки произношения.

4. Работа над акцентированием

В литературной речи “важная роль отводится нормативному произношению и ударению. Отклонения от орфоэпических норм становятся помехой в общении с аудиторией: отвлекают внимание от содержательной стороны выступления, направляют мысль на второстепенные детали”. (Голуб, Розенталь, с.176)

Задания по нормативному произношению пронизывают весь курс русского языка. В своих занятиях мы стремимся упорядочить, систематизировать знания орфоэпических норм учащихся. С этой целью нами использовались так называемые “орфоэпические разминки”.

Упражнение 1.

Каждый урок начинается с чтения небольших предложений, в которых встречается слово, требующее знания орфоэпической нормы.

  1. Вечерами мы с мамой любим домовничать.
  2. Звонят – откройте дверь.
  3. Медальон на тоненькой цепочке.
  4. Мы разговаривали до самого аэропорта.
  5. Я бегло посмотрел каталог.
  6. Большой урожай свеклы.

Упражнение 2

Объяснить, какую роль играет ударение в приведенных парах слов. При необходимости обратиться к орфоэпическому и толковому словарям.

рУки – рукИ, языкОвая – языковАя, пОлки – полкИ,

прОпасть – пропАсть, стрУны – струнЫ, парИть – пАрить,

моЮ – мОю, крУжки – кружкИ, хлОпок – хлопОк.

Упражнение 3

Самостоятельно подобрать поэтические строки, в которых встречаются отклонения от норм ударения. Показать уместность или неуместность этих отступлений. Объяснить, чес вызваны эти отклонения от норм.

Упражнение 4

Это упражнение направлено на развитие внимания к произносимому слову. Сколько слов записано?

ПозднЕе (пОзднее), глазки, плачу, города, острота, дела, стрелка, слова, косы, пяток, свечи, сорок, паром, синее, рассыпать.

Упражнение 5

Игра “Четвертый лишний”

Можно предложить учащимся самостоятельно составить подобную цепочку слов.

  • монолог, диалог, каталог, филолог
  • связала , взяла, приняла, начала.
  • баловать, нефтепровод, недуг, средства.

Упражнение 6

Из орфоэпического словаря выбрать 10 слов на одну тему, составить с ними небольшой рассказ и прочитать его в классе.

Упражнение 7

Из орфоэпического словаря учащиеся самостоятельно выбирают

10-15 слов, выписывают их на курточку и предлагают классу:

  • списать (предварительно эти слова записываются на доске) и расставить ударения;
  • прочитать записанные на доске слова и составить с ними словосочетания или предложения.

Упражнение 8

Провести конкурс дикторов. Каждому выступающему предлагается прочитать текст на 1-2 минуты. Чтение оценивается по следующим критериям: правильность произношения (соблюдение орфоэпических норм произношения и ударения), выразительная интонация, темп, четкость и ясность произношения звуков и звукосочетаний.

Система упражнений по речевому тренингу может быть дополнена сообщениями учащихся о великих ораторах человечества, об их работе над исправлением недостатков речи, дикции.

Заключение

Учить выразительной, убеждающей речи, учить искусству общения надо постепенно и методично, формируя навыки правильной речи на протяжении всего курса изучения русского языка и литературы.

В своей работе мы попытались представить один аспект, одну техническую разработку, затрагивающую правильное произношение. Как нам кажется, именно такой ступенчатый, дифференцированный к одному из разделов курса русского языка дает возможность сформировать навыки чистой, корректной речи. В дальнейшем же необходимо затрагивать уже другие аспекты работы над правильностью, богатством речи, логичностью изложения, смысловой нагрузкой речи, мотивированностью лексики и интонации речевого построения.

Список использованной литературы

  1. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. - М.: Наука, 1991.
  2. Брезгина М.П. Коммуникативная направленность преподавания русского языка в школе. - Екатеринбург: Институт развития регионального образования, 1993.
  3. Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.
  4. Голуб И.Э., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Международные отношения, 1993.
  5. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. – М.: Наука, 1989.
  6. Ерофеева Т.И. Опыт исследования речи горожан (территориальный, социальный и психологический аспекты). – Свердловск: Издательство Уральского государственного университета, 1991.
  7. Иртлач С. Опыт интонационно-мелодического анализа русской речи. – Л.: 1978.
  8. Кохтеев Н.Н. Основы ораторской речи. – М.: Издательство МГУ, 1992.
  9. Кохтеев Н.Н. Риторика. – М.: Просвещение, 1994.
  10. Крыжановская О.Д., Матвеева Т.В. Фонетические регионализмы в литературной речи на Урале и пути их устранения при подготовке актеров (Живая речь уральского города). – Свердловск: Издательство Уральского государственного университета, 1988.
  11. Макарова С.К. Техника речи (учебное пособие для дикторов телевидения и радиовещания). – М.: 1994.
  12. Сопер П. Основы искусства речи. – М.: Прогресс; Прогресс-Академия, 1992.
  13. Степанов Г.В. Язык. Литература. Поэтика. – М.: Наука, 1988.
  14. Стернин И.А. Культура общения. Программа для учащихся 8 – 11 классов средних учебных заведений. – Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1993.
  15. Стернин И.А. Практическая риторика. – Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1990.
  16. Пастухова Л.С. Материалы к школьному курсу “Основы речевой культуры и стилистики”. – Симферополь: Таврия, 1993.
  17. Яковлев К.Ф. Как мы портим русский язык. – М.: Молодая гвардия, 1976.

Многие люди склонны считать красноречие природным талантом, а людей, которые им обладают, – редкими счастливчиками. Но, как показывает практика во всех сферах жизни и искусства, талант – это лишь малый процент успеха, все остальное – упорство и ежедневный труд. Развить красноречие нетрудно. Это хорошо изученный предмет, которому обучались и который преподавали еще в древней Греции и Риме. Можно с уверенностью выделить ряд качеств, присущих красноречивому человеку почти во всех случаях:

#1

хорошая память

#2

уверенность в себе

#3

способность к импровизации

#4

грамотная и хорошо поставленная речь

С помощью доступных и действенных методик саморазвития каждый человек может воспитать в себе все качества, присущие хорошему оратору.

Если рассмотреть эти качества по отдельности, вы убедитесь, что каждое из них можно выработать в себе самостоятельно, или посещая соответствующие курсы. Существуют и комбинированные занятия, целью которых прямо или косвенно является развитие красноречия. К таковым можно отнести курсы ораторского искусства и актерского мастерства.

Искусство говорить красиво

Хотели бы вы быть способным говорить на любую тему, научиться интересно повествовать о скучных вещах, мастерски владеть силой слова, излагать свои мысли в убедительной и аргументированной форме, с легкостью импровизировать или четко следовать подготовленной речи? Если да, то вам просто необходимо постичь искусство красноречия.

Для того, чтобы овладеть искусством говорить красиво, необходимо в первую очередь:

  1. Обрести гармонию своего внутреннего состояния, т. е. преодолеть в себе неуверенность или страх перед незнакомой аудиторией, настроиться на положительный результат. Конечно, умение преодолевать волнение перед публичным выступлением приходит с практическим опытом, который можно получить в актерском кружке. На занятиях вы узнаете, как развить красноречие, побороть боязнь сцены и незнакомых собеседников. Педагоги также укажут на ваши ошибки и дадут индивидуальные рекомендации на тему расслабления, устранения волнения перед выступлением, тренинги помогут вам стать более уверенной в себе личностью.
  2. Научиться красноречию взрослому человеку невозможно без работы над качеством речи, звукоизвлечением, дикцией. Говорить много или быстро – не значит красиво. Важны детали, которые помогают стать красноречивым оратором и просто приятным собеседником. Существует множество практик, которые включают в себя всевозможные дыхательные упражнения и речевые разминки. Многие из этих упражнений становятся эффективными только при выполнении их с профессиональным педагогом по актерскому мастерству. Неправильное выполнение техники не улучшит дикцию и не поставит правильного дыхания, которое необходимо для длительного выступления.
  3. Развить красноречие поможет такая тема выступления, которая вас увлекает, ваш «конек» может стать вашей «визитной карточкой». Не бойтесь говорить и рассказывать о вашем любимом хобби или приятном событии. Тогда вы покажитесь аудитории энергичным, интересным, «живым» и, конечно, красноречивым. Для этого даже в самой научной и «сухой» теме найдите любопытные для вас факты, проведите аналогии с интересными событиями, изобразите схемы, упрощающие содержание вашего доклада, используйте иллюстрации и видео материалы.
  4. Попробуйте шутить с аудиторией, ее благосклонность обязательно раскроет ваше красноречие. Тренируйте себя в импровизации на уроках ораторского мастерства и смело участвуйте во всевозможных тренингах по развитию уверенности в себе. Красноречивый оратор всегда выйдет сухим из воды. Он может парировать любой неудобный и каверзный вопрос, справиться с негативно настроенной публикой.
  5. Развивать красноречие можно и нужно параллельно с тренировкой вашей памяти. Запоминайте яркие обороты, словоформы и словечки, что позволит сделать вашу речь яркой, особенной и запоминающейся.

Красноречие – это целое искусство, умение управлять умами, а это значит, что тот, кто не знает, как научиться красноречию, также должен обратиться и к изучению психологии. После того, как вы осознаете, как действуют те или иные слова и выражения на вашего собеседника, сможете эффективно управлять сознанием, а значит, ваша речь достигнет нужного результата.

Вот почему последнее время стало модным изучать НЛП (нейролингвистическое программирование) или уделять огромное внимание не только речи, но и невербальному общению (жестам, позам, мимике), которые призваны еще больше добавить вам весу как собеседнику.

Книги для развития красноречия

Обратите внимание, что на развитие красноречия положительно влияет чтение абсолютно любых книг. Книга как таковая – это речевой материал, в котором содержится множество лексических, синтаксических, логических и риторических конструкций. Все они могут быть использованы вами на практике. Чтение книг вслух развивает речь, дикцию, память и импровизационный навык (незаметно для себя вы тренируетесь в выразительном чтении незнакомого текста без подготовки). Кроме того, постоянно пополняется словарный запас – важнейший инструмент оратора.

Что же касается «профильных» книг, наша небольшая подборка всемирно известных произведений от признанных авторитетных авторов поможет вам разобраться с основными понятиями и азами работы над собой. Подборка книг составлена с расчетом на неподготовленного читателя.


#1

Хайнц Леммерман «Учебник риторики»

#2

#3

Хайнц Леммерман «Учебник Риторики»

Универсальное пособие по современной риторике от профессора Бременского Университета Хайнца Леммермана. Учебник включает в себя теоретическую часть, в которой автор доступно и подробно дает читателю представление о риторике как о науке в целом, а также делится собственными размышлениями и практическим опытом. Далее в книгу включен сборник разнообразных упражнений, заниматься по которым могут как взрослые, так и дети. Книга является скорее методическим пособием, чем ознакомительным материалом, и предназначена для длительных занятий.

Дейл Карнеги «Как выступать публично»

Дейл Карнеги – всемирно известный американский психолог и педагог, автор ряда авторитетных трудов по психологии и саморазвитию, а также основатель Института Эффективного Ораторского Искусства и Человеческих Отношений. Данная книга вышла в свет в 1956 году, уже после смерти автора. Она представляет собой своего рода квинтэссенцию предыдущих работ писателя в области риторики и красноречия. Книга написана простым и популярным языком, изобилует жизненными примерами и иллюстрациями, а также содержит ряд практических упражнений.

Ларри Кинг «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно»

Книга знаменитого американского тележурналиста Ларри Кинга направлена, главным образом, на преодоление страхов общения. Авторская методика уникальна и многократно проверена самим автором и группой его ассистентов. Важное отличие книги от предыдущих двух заключается в том, что она целиком посвящена общению. Автором подробно разбираются сотни ситуаций, в которых люди разного возраста и социального статуса испытывают коммуникативные трудности. Рассматриваются самые актуальные проблемы речи и предлагаются доступные пути решения из практики самого автора.

Упражнения для самостоятельных занятий

Для развития красноречия подходят любые упражнения, предполагающие непрерывную, спонтанную и длительную речь. Вы можете находить варианты для тренировок даже в повседневном быту. Например, включите футбольный матч, выключите звук телевизора и представьте, что вы футбольный комментатор, ведущий прямой репортаж. Подойдите к делу серьезно, постарайтесь не сбиваться и не делать долгих пауз. Даже если вы не осилите все 90 минут матча, то, по крайней мере, точно будете знать, сколько времени успешно «держите строй».

Игры на развитие ассоциативного мышления

Ассоциация для оратора – важный инструмент, позволяющий без особых затруднений менять тему разговора, делать необходимые отступления, а также придавать речи наглядность и убедительность в зависимости от ситуации. Подбор ассоциаций у хорошего оратора доведен до автоматизма: он, не задумываясь, выдаст целый перечень вариантов как только возникнет необходимость. Людям без специальной подготовки повторить такой трюк будет очень сложно, т. к. в повседневной жизни это умение им практически не пригождается.

Оратор с развитым ассоциативным мышлением способен говорить более гибко и искусно придавать своей речи необходимое направление незаметно для слушателя. С помощью ассоциации можно плавно увести разговор в любую сторону и задать ему любой вектор развития.

Развивать ассоциативное мышление лучше всего в играх. Стандартная игра «ассоциации» строится на том же принципе, что и «города», «имена» и прочие подобные игры. В нее можно играть с друзьями, корректируя правила на свой вкус и адекватно способностям.

Интервью

Самое тяжелое – не теряться в режиме живого интервьюирования, особенно когда журналист норовит ввернуть провокационный, каверзный, двусмысленный или компрометирующий вопрос. Такое интервью – настоящее испытание даже для умелого оратора, именно поэтому оно незаменимо в качестве упражнения на развитие красноречия. Вам понадобится партнер, который возьмет на себя роль журналиста. С ним у вас будет своего рода дуэль: он делает выпады в вопросах, вы парируете ответами. Его задача – сбить вас с толку, ваша – сохранять контроль над ситуацией и каждый раз плавно уводить разговор от неблагоприятного для вас развития. По результатам можно меняться местами, ведь задающий вопросы также проходит серьезную тренировку на импровизацию и гибкость речи.

Курсы в Москве: что выбрать

Многообразие курсов, прямо или косвенно развивающих красноречие, огромно. Сюда относится большинство бизнес-тренингов, развивающих умение продуктивно вести переговоры и правильно общаться с подчиненными. Узкая специфика таких тренингов делает их привлекательными для тех, кто желает развить красноречие в целях профессионального роста. Среди особенностей тренингов можно выделить навыки преодоления возражений и манипулирования собеседником.

Психологические курсы повышения самооценки и развития коммуникативных навыков также имеют отношение к красноречию. Их цель – раскрепощение и преодоление страхов, что является обязательным условием для человека, постигающего ораторское искусство. Такие курсы особенно актуальны для детей подросткового и младшего школьного возраста, но подходят и взрослым.

Курсы красноречия в Москве, а также курсы актерского мастерства представляют собой комплексный, универсальный подход к постановке речи и обучению навыкам ораторского искусства. Эти направления тесно связаны между собой, разница лишь в том, что актерское мастерство включает в себя ряд узкоспециальных дисциплин, а ораторское искусство целиком посвящено речи.

Если у ученика обнаруживаются микро зажимы в речевом аппарате, то для их устранения ему понадобится тренинг по сценической речи с целым комплексом эффективных упражнений. Затем его ждут задания, способствующие постановке правильного дыхания и звукоизвлечения.

Леммерман X.

Учебник риторики. Тренировка речи с упражне­ниями

Перевод с немецкого

Предисловие к первому изданию (1962)

1.1 Вводные упражнения

1.1.1 Дыхание

1.1.2 Речь Диалект

1.1.3 Упражнение в речи

1. Чтение текста

2. Передача смысла

3. Речевое мышление

4. Рассказ

5. Деловое сообщение

6. Речь, выражающая точку зрения

7. Изучение речей ораторов

8. Анализ речи

9. Дискуссии

1.1.4 Тренировка памяти

1.2 Предварительные положения

1.2.1 Главное о речи

1.2.2 Ответственность оратора-

опасности риторики

1.2.3 Цели речи - формы речи

2. Техника подготовки

2.1 Общие сведения

2.2 Специальные положения

2.2.1 Ступени подготовки

О сборе собственных материалов

Об отборе материала и его организации

Обдумывание материала

Первая редакция ключевых слов

Общий контроль

Окончательная редакция ключевых слов

2.2.2 Документ

3. Структура речи

3.1 Общие указания

3.1.1 Исторические сведения

3.1.3 Основное в содержании речи Объективность

Ясность Образность

Целеустремленность Повышение напряжения Повторение Неожиданность Смысловая насыщенность Лаконизм (краткость речи) Юмор, остроты, ирония

3.1.4 Стиль речи - стиль письма

3.2 О структуре (план речи)

3.3. О стиле речи (формулирование)

3.3.1 Общая часть

3.3.2 О стиле речи оратора

Слова иностранного происхождения а

3.3.3 О стиле предложений

3.4 Риторические средства выражения

Подробность.

Сравнение

Образ (метафора),

Образный ряд

Разрушение образа

Короткие рассказы

Разъяснение

Рафинирование

Призыв (восклицание)

Цитирование

Перекрещивание (хиазм)

Повышение напряжения (климакс)

Противопоставление (антитеза)

Промедление (запаздывание)

Неожиданность (Sustentio)

Предуведомление

Игра слов

Описание (парафраза)

Преувеличение (гипербола)

Кажущееся противоречие (парадокс)

Предупреждение (постановка возражений; пролепсис)

Мнимые вопросы (риторические)

Переименование (синекдоха)

3. 5 Вступление - заключение

3. 5.1 Вступление

Способ подкрепления

Техника использования повода

Техника возбуждения размышления

Прямая техника

3. 5. 2 Заключение

3. 6. Примеры речей с их анализом

3.7 Речь по специальному поводу

3.7.1 Рамочная речь

3.7.2 Траурная речь

3.7.3 Торжественная речь

3.7.4 Речь в дружеском кругу

Произнесение речи (как держать речь)

4.1 Оратор и помещение для выступления

4.1.1 Обзор помещения для выступления

4.1.2 Речь под открытым небом

4.1.3 Кафедра оратора

4.1.4 Пользование микрофоном

4.1.5 Упорядочение документации

4.2 Оратор и слушатели

4.2.1 Основная установка

4.2.2 Интонация

4.2.3 Начало речи

4.2.4 Обращение

4.2.5 Взаимодействие оратора со слушателями

4.2.6 Сопоставление слушателей

4.2.7 Позиция слушателей

4.2.8 О психологии масс

4.2.9 Документ: Фриц Эрлер об ораторе Фрице Эрлере

4.3 Общий опыт и размышления

4.3.1 Выступление оратора

4.3.2 Концентрация

4.3.3 Речевое мышление вместо чтения текста

4.3.4 Обмолвка

4.3.5 Особые приемы ораторского искусства

4.3.6 Помехи произнесению речи (актерская лихорадка)

4.3.7 Темп речи

4.3.8 Громкость речи

4.3.9 Поведение при произнесении речи

4.3.10 Визуальные вспомогательные средства

4.3.11 Критика речи

Заключительные замечания

Литература

Указатель некоторых имен, встречающихся в тексте

Предисловие к первому изданию (1962)

В музыкальной среде ходит по кругу веселая шутка; играть на рояле совсем не трудно: нажимайте только нуж­ным пальцем в нужное время на нужную клавишу.

Эта шутка применима и к риторике; речь произнести совсем не трудно: говорите только нужные слова в нуж­ное время по нужному адресу. Но легче сказать, чем сде­лать. Пианистом или оратором не станешь за один день. Пианист бесконечно тренирует пальцы, пока не овладе­ет беглой игрой на клавиатуре; овладеть ораторским ис­кусством позволит только длительная и упорная трени­ровка речи и мышления.

Возможно, вы слышали о ком-либо из знакомых: он знает, но плохо выражает свои мысли.

Многие люди искренне убеждены, что не могут про­износить речи. «Мне это не дано. Это дар, которого я ли­шен». И при этом произнесут небольшую речь о том, что не могут произносить речи. Какой парадокс! Кто может говорить, тот сможет овладеть искусством речи: важно знать основные правила и, конечно, потренироваться. Каждый вопрос, каждое предложение и каждая беседа - это речь в миниатюре. Почему же нельзя произнести бо­лее длинную речь, а также в присутствии слушателей? Предлагаемый учебник задуман как систематическое вве­дение в современную риторику. Его назначение - помочь формированию навыков речи и ведению дискуссии; крат­ко, связно и в доступной форме раскрыть «железные» правила, доказавшие свою действенность в ораторской

практике. Речь идет о наставлении не по художественно­му чтению, а по речевой практике, безразлично в какой жизненной сфере. Эта книга - в основном результат опы­та и размышлений из педагогической, а также полити­ческой и повседневной жизни. Я также опрашивал все­возможные малые, средние и большие «умы» и был удив­лен, что все они знали, что говорить на такую тему, как риторика.

Задача обучающегося ораторскому искусству - не в том, чтобы бегло пролистать эту книгу и ухватить не­сколько забавных примеров, а в ежедневных (!) по не­скольку минут речевых упражнениях. Кто не готов тща­тельно и не торопясь прорабатывать важнейшие положе­ния, предложенные в учебнике, не стоит и начинать. Жаждущим обучения новичкам эту нелегкую пищу ре­комендую принимать в гомеопатических дозах, чтобы не страдать от духовного «нарушения пищеварения». Выпол­нять упражнения лучше всего вместе с друзьями. Тогда каждый контролирует другого и, кроме того, представ­ляет публику.

Всегда что-нибудь получится, если добавить настой­чивость и терпение.

Я благодарен за критические замечания и дополнения.

Однако подумаем о следующем: умение говорить не предполагает говорить без умолку.

Именно сегодня, благодаря газетам и радио, а также эпидемии различных мероприятий в современной индус­трии всевозможных контактов, мы переживаем инфляцию слова. Со словом надо обращаться осторожно и с чувст­вом ответственности. Хороший оратор говорит меньше, зато лучше.

Слово не является ни добром, ни злом; оно может по­мочь, но может навредить или уничтожить.

«Слово должно быть мостом. Но может быть и сте­ной» - говорил Альбрехт Геэс.

При работе над этой книгой я соблюдал три принци­па, на которые обращали внимание еще античные знато­ки риторики: «docere, delectare, movere» - учить, радо­вать, побуждать.

Не каждый, кто проработает эту книгу, станет хоро­шим оратором, но надеюсь, будет в риторике сильнее, чем прежде.

май 1962 Хайнц Леммерман

Предисловие к переработанному изданию (1986)

Этот учебник написан для школьников, для обучаю­щихся самостоятельно и просто для заинтересованных лиц, то есть для представителей различных профессий и заня­тий, желающих освоить риторику. Предложенный учебник не научный трактат, не книга рецептов на все случаи рито­рики, - а своего рода полезный справочник, обеспечиваю­щий «страховку» в практической риторике.

Эта книга хорошо принимается читателем уже около 24 лет и выдержала много изданий. Меня радует, что некото­рые ее идеи и новые понятия вошли в специальную лите­ратуру.

Структура книги в значительной мере сохранена. В со­держание внесены изменения и дополнения, продиктован­ные временем. При этом учтены итоги опыта, выводов на­уки и размышлений последних лет.

Сегодня важная сторона любой деятельности - дискус­сии, дебаты и переговоры. Этот круг тем охвачен мной в книге «Школа дебатов. Статьи по диалогической ритори­ке». Книга вышла в 1986 г. в издательстве «Олцог», задума­на как дополнение к настоящей, как» Учебник, часть 2".

Что относится к речи, справедливо и для написанного: ни одна книга не является настолько хорошей, чтобы ее не­льзя было улучшить. Поэтому я надеюсь и в дальнейшем на конструктивную критику.

От всего сердца благодарю мою жену Руфь, которая от­печатала текст и критически его просмотрела.

Лилиенталь-Трупе близ Бремена май 1986 г.

Хайнц Леммерман

1. Вводные упражнения - вводные положения

1.1 Вводные упражнения

Если Вы полистали эту книгу или прочли ее по диа­гонали, сразу же начинайте упражнения в речи, всевоз­можные указания по которым даны в разделе 3 этой гла­вы. Например, можно прочитать вслух короткие газет­ные статьи (перед воображаемыми слушателями) и сразу же пересказать их содержание собственными словами.

Разделы «Дыхание» и «Речь» можно освоить постепен­но, в процессе изучения книги, потому что хорошее уп­равление дыханием, четкое произношение и эффектив­ное речевое мышление - фундамент свободной речи. Постоянная тренировка памяти также представляет ог­ромную ценность для каждого оратора.

1.1.1 Дыхание

«Дыхание правит всем» (индийская пословица). Мы дышим от рождения до смерти. И это стоит того, чтобы делать правильно. Для поддержания жизни достаточно просто вдыхать и выдыхать. При вдохе мы набираем кис­лород и с его помощью создаем энергию. При выдохе мы выделяем вещества, вредные для организма. Гете так вы­разил чередование вдохов и выдохов:

В дыхании есть два блага, без сомненья:

То воздух полнит грудь, то выдох дарит облегченье;

Что там - стесненное, здесь - свежесть и свободу обретает,

Да, жизнь чудесное смешенье представляет.

Будь благодарен Богу, если он тебя теснит,

И благодарен будь, коль вновь освободит.

Вдохнутый воздух совершенно необходим для речи, пения, стонов и других жизненных проявлений. Легкие дышат не сами; скорее, они вентилируются благодаря движению дыхательный мышц.

Бесчисленные легочные альвеолы не могут быть ак­тивными, напротив, они зависят от мускулов, располо­женных вокруг легких.

Наша задача не хватать воздух, а набирать его в лег­кие, и по возможности, именно через нос: тогда воздух нагревается и фильтруется. При дыхании только через рот быстро пересыхает гортань - в результате осипший голос и воспаления дыхательных путей. Многие люди при вдо­хе размещают под своими ключицами лишь немного воз­духа. Но мы используем нашу «воздуходувку» полностью, то есть мы предпочитаем «глубокое дыхание» (диафрагменное или брюшное дыхание) и боковое дыхание. И не довольствуемся верхним дыханием, последствием кото­рого могут быть спазмы, особенно при поднятом положе­нии плеч. Вы дышите правильно, если брюшная стенка округляется, а бока растягиваются.

Используйте глубокое дыхание, по возможности дыши­те свежим воздухом (20 вдохов). Прежде всего выдыхай­те и оставляйте внутри воздух в спокойном, тихом состо­янии до очищения отдаленнейших уголков легких. По­лезно представление о вдыхании аромата цветов.

Мы займемся дыхательными упражнениями при про­изнесении звуков «с», «ш» и «ф»; а позднее - при произ-

несении гласных и слогов. Произнося эти звуки, воздух выдыхают медленно или толчками.

Обходимся с дыханием экономно, большего достига­ем при меньших затратах воздуха. (Не допускаем ника­кого «дикого воздуха», как это бывает у плохого флей­тиста). Мы тренируем «поддержку дыхания»:

Выговариваем каждое слово в предложении пре­дельно медленно и протяжно.

Говорим в нормальном темпе как можно дольше на одном дыхании.

Не радуйтесь, пока не произнесете предыдущую ци­тату из Гете на одном дыхании без труда.

Основное правило речевой практики: вдыхай воздух только тогда, когда по смыслу допускается пауза. При быстрой манере речи у нас время только для недолгой пе­редышки, не допускающей полного дыхания.

Овладение навыками правильного дыхания - пред­посылка хорошей, богатой оттенками речи. Мы часто слу­шаем ораторов, которые через 10 минут выступления за­дыхаются, будто поднялись на вершину Цугшпитце (в Альпах, примеч. перев.).

Управление дыханием еще больше, чем все другие проблемы речи, нуждается во внешнем контроле. Книга дает только общие рекомендации. С техникой дыхания и, соответственно, дыхательной гимнастикой советуем познакомиться, например, в народных университетах и принять участие в занятиях.

1.1.2 Речь

В последующих рассуждениях о речи вы встретите лишь необходимый арсенал средств оратора: указания по произношению и по особым источникам опасностей. Если у Вас относительно произношения трудности осо­бого рода, то хорошо сделаете, если разберетесь во всем множестве упражнений по технике речи в книгах, приве­денных в списке литературы.

Учебник типа настоящего хорошо дополняет, но ни­коим образом не заменяет курс техники речи и оратор­ского мастерства.

Оратор не актер и не декламатор. Поэтому от него не требуют художественного чтения. Но говорить отчетли­во и осмысленно он обязан. Хорошим должно быть зву­чание голоса. Силу голоса, ударение, темп, тембр, резо­нирование настраивают в соответствии с имеющейся си­туацией, но прежде всего добиваются плавности речи. История знает ораторов, которые благодаря своей лич­ности и дикции имели большой успех, хотя их речь зву­чала плохо. Например, у Бисмарка голос был писклив и полон астматических шумов. Казалось, что звуки, про­износимые им, исходят из отверстия запонки для воро­тничка. Но это звучание не имело никакого значения. Побеждало отчетливое, звучное произношение.

Но речи Черчилля или Болдуина, произнесенные да­леко не так гладко, волновали и увлекали слушателей.

Если Вам удается с помощью конспекта ключевых слов произнести десяток предложений в «полусвободной» речи при ее спокойном, равномерном течении, у Вас оп­ределенно прогресс. Обращаем внимание, чтобы пред­ложения произносились до самого конца без их пере­стройки, без растягивания частей предложения и без пауз Для размышления. Многие ораторы не обеспечивают правильного течения речи. Они сжимают отдельные части предложения в блоках слов (произносимых быстро) и делают между ними неоправданные паузы.

Вновь и вновь упражняйтесь в произнесении речей эк­спромтом.

Рассмотрите картину, опишите событие, изображен­ное на ней. Внимательно разглядите детали и их взаимос­вязи. Выразительно расскажите о представленных в кар­тине образах, дайте меткие сравнения.

Рекомендуем проработать раздел о подготовке, пос­троении и произнесении речи. Много указаний дает под­раздел о стиле речи, средствах выражения, о вступлении, заключении и помехах речи. Указания быть могут учте­ны уже в настоящий момент.

6. Речь, выражающая точку зрения

Сделайте сообщение длительностью от трех до пяти минут на строго определенную тему: профессиональная цель, хобби и т. д.; вначале используйте ключевые слова, а заключение совершенно свободное. Если нет слушате­лей, Вы их себе представьте. Повторите эту миниатюр­ную речь в различных вариантах: один раз вслух, один раз про себя. Определите Вашу точку зрения на содержа­ние передовой статьи в газете: соответствует ли она ис­тине? Или Вы придерживаетесь другого мнения? Допол­ните приведенные факты, свяжите с другими фактами, сформулируйте Ваш взгляд на проблему и обоснуйте его. Если тема содержит трудные вопросы, поговорите об этом с друзьями; это очень часто приводит к пониманию и углублению прочитанного. Остерегайтесь желать, что­бы это первое упражнение в речи прошло блестяще. Наша цель - не красивые обороты речи. Мы обращаем внимание на спокойное, плавное течение речи. Однажды на­чатое предложение доводите до конца, даже если вкра­лась грамматическая ошибка. Пробуйте Вашу речь снова и снова, подвергая ее как самоконтролю, так и контролю со стороны. Контроль с помощью магнитофона убережет Вас от возможных насмешек.

Постоянно расширяйте свой словарный запас. Поэто­му собирайте (в картотеке) подходящие слова и выраже­ния, которые услышали или прочли (найденные по не­обходимости в словаре). Мы берем на заметку выраже­ния, близкие по смыслу. (Не все из найденного обяза­тельно должно быть «первосортно».)

Словарный запас помогает в работе: разнообразит речь, с его помощью мы преодолеваем принятый сегод­ня шаблонный язык и стандартные выражения.

Прусский фельдмаршал Шверин (1имел обыкновение предлагать своим офицерам следующее уп­ражнение в речи, которому можно последовать и сегод­ня: каждый записывал тему короткой речи, записки бро­сали в каску. Через минуту каждый импровизировал на тему, которую вытянул. Шверин говорил, что офицер дол­жен быстро действовать, быстро и точно говорить, объяс­нять и отдавать приказы. Это упражнение совершенствует живость ума, находчивость, способность к выразительной речи и концентрации внимания.

7. Изучение речей ораторов

Постоянно изучайте характерные особенности речи ораторов: во время докладов, произнесения проповедей, проведения дискуссий, радиопередач и т. д.

Каждую речь мы обсуждаем с двух точек зрения:

Что сказано: содержание, план, логика, образность, стиль и др; см. последующие пункты.

Как сказано: главные характеристики речи (сила го­лоса, высота тембра, ударение, темп, плавность, ар­тикуляция, жестикуляция и др.).

8. Анализ речи

Напечатанная речь соотносится с произнесенной так же, как консервы со свежим продуктом, и все-таки текст может многому научить (структуре, композиции, стилю и т. д.). Для изучения рекомендуются произносимые пов­седневно, а также научные доклады и речи парламента­риев с выражением их мнений. Анализируйте эти речи с помощью средств риторики, которые приведены в главе «Структура речи». Многие из этих средств Вы можете со временем включить в Ваш индивидуальный стиль.

9. Дискуссии

После некоторой подготовки наступает время рече­вой практики, прежде всего в кругу друзей и знакомых, а позднее и перед общественностью. Кто учится плавать, не обойдется без упражнений на земле; в конце концов, овладев основными приемами, он войдет в воду. Кто хо­чет овладеть ораторским искусством, тоже не обойдется теоретическими разъяснениями: придется учиться гово­рить и дискутировать. Надо, подобно плаванию, посте­пенно овладевать свободной речью: сначала в дружеском кругу или в клубе по интересам, а затем и на заседаниях. В первое время можно ограничиться короткими вопро­сами, но позже следует принимать участие в дискуссии. Если однажды и не получится, спокойно все взвесьте, обязательно участвуйте вновь, не волнуйтесь. У многих при первом общественном выступлении «душа уходила в пят­ки» (см. гл. 4, 3, 6 «Помехи произнесению речи»).

10. Речь

Теперь можно перейти к докладу. Вы хорошо сделае­те, выбрав для начала именно ту область, которой доста­точно овладели. Если проработаете следующий раздел этой книги, Вы получите в свое распоряжение арсенал средств, необходимых для такой большой речи.

В качестве упражнения для деловых сообщений выбра­на тема, для которой основным материалом служат ста­тистические данные. Мы заимствовали эти сведения из ежегодника ООН, по данным которого годовой прирост населения в период 1958-1963 гг. в различных регионах мира составлял:

Центральная Америка 2, 9%

Океания 2,2%

Африка 2,0%

Европа 0,9%

Задание. Подготовьте на основе этих данных деловое сообщение на тему: «Мировой демографический взрыв в 60-е годы.» (Рекомендуется сначала эту задачу выполнить со­вершенно самостоятельно, без проработки приведенных ниже предложений и рекомендаций.) Разработайте по данной теме конспект ключевых слов и изложите Ваше сообщение. После этого прочтите, пожалуйста, последу­ющие строки и проверьте, есть ли в них рекомендации, способные привести к улучшению сообщения. Надо убе­дительно показать слушателям значение и различные ас­пекты увеличения народонаселения. Некоторые выводы из приведенных цифровых данных:

Маленькое открытие: наибольший процент приро­ста населения не в Азии и Африке, а в Централь­ной и Южной Америке.

Правда, последствия прироста наиболее сказыва­ются в многонаселенной Азии.

Латинская Америка, Азия, Африка далеко оторва­лись от Европы, там приросте 3 раза больше.

Сверхдержавы США и СССР находятся на одном уровне.

В настоящее время прирост в Европе, в ФРГ превышает средний уровень.

Общий вывод: преобладающий рост цветного населе­ния.

Европа вскоре окажется «на грани». Проблемы: регу­лирование рождаемости, дефицит продуктов питания, индустриализация, новые могущественные факторы вли­яния на прирост населения. (Здесь я показал лишь неко­торые. Теперь попытаемся извлечь информацию, проана­лизировав структуру населения, причины различного прироста и т. д., чтобы основательнее развить комплекс проблем темы «Прирост населения». Но удовлетворимся представленным материалом, ведь мы ни в коей мере не стремимся отразить сегодняшнюю ситуацию, наша за­дача - дать полезный материал для упражнений.).

Сообщение, конечно, не будет настолько впечатляю­щим, чтобы приводимые в нем данные остались в памя­ти слушателя и побудили к размышлениям, если пред­ставленные цифры просто облечь в слова. Мы спраши­ваем себя, какие риторические средства можно предложить, чтобы совокупность сведений предстала наглядно и пластично. (Сравни с главой 2. «Техника подготовки»). Возможно, достаточно соблюдать принцип: надо что-то показать, и мы дополняем выступление картой мира. Пользуясь этим методом, можно наглядно показать:

Каково увеличение численности населения в на­званных регионах.

Что разница в приросте существует не только в на­правлении Восток - Запад, но что этот демографи­ческий фактор в постоянно возрастающей мере действует в направлении Север - Юг (на юге прирост населения больше).

Если нет под рукой карты мира, может помочь график (глава«Наглядные вспомогательные средства»).

США Европа СССР

Лат. Америка Африка Азия

Всегда есть возможность небольшого сообщения к до­кладу (глава 3.3.1 «Вступление»).

«Прямая» техника. Сразу вводит в суть дела, напри­мер: Ежегодник ООН за 1963 г. дает нам интересные данные о приросте населения во всех регионах мира. Исследования относятся к гг., т. е. ко времени примерно на четверть века назад. Такое начало возможно, однако. слишком сухо и ма­лопривлекательно. При таком способе воздействия у слушателя нет особой причины вслушиваться; он не переведен в состояние напряженного внимания. Техника действий начинающих по подготовке вступ­ления. Я размышляю, как уже во вступлении сухие цифры процентов облечь «в плоть и кровь». Я став­лю себя на место слушателя. Цифры процентов ему говорят еще очень немного. Но можно повысить действенность с помощью наглядного примера, свя­занного с представлениями и жизнью слушателя. Что означает годовой прирост населения, состав­ляющий 1,3%, для Федеративной Республики? Ок­ругляя, получаем по меньшей мере более жителей в год! Напрашивается сравнение: в Феде­ративной Республике это означает прибавление го­рода такой величины, как Ганновер или Бремен. Это, кажется, много. Однако в Китае ежегодный прирост числа жителей примерно равен населению ГДР*! За 20 лет Китай, по осторожной оценке, вы­растет на величину, равную 20-кратному увеличе­нию ГДР! Эти или подобные сравнения использует начинающий, чтобы дать слушателю наглядное представление о порядке величин и одновременно раскрыть идею проблемы, которая связана с демог­рафическим взрывом.

Техника побуждения к размышлению. Можно начать с неожиданного вопроса или утверждения. Напри­мер, «Дамы и господа, я думаю, Вы будете пораже­ны, когда я Вам предложу статистические данные ООН прироста населения по регионам мира. Как

° 1989 г. рухнула стена, разделявшая Берлин на два сектора, и произо­шло объединение ГДР и ФРГ в единое государство.

Вы полагаете, где прирост населения больше все­го? Вероятно, Вы полагаете, как и я: в Азии или в Африке. Большая ошибка: это Центральная Аме­рика...» и т. д.

Я бы в этом случае решился на сочетание побуж­дающих к размышлению мотивов. Рекомендуется на ос­нове приводимых фактов идти к решению обсуждаемой проблемы (дефицит питания, регулирование рождаемос­ти и т. д.). По мере надобности можно также привлекать новейшие данные ООН и делать соответствующие срав­нения. Если личное мнение добавляется к деловому со­общению или фигурирует в докладе, то мы констатируем переход от делового сообщения к речи с выражением мне­ния. Принято тщательно подчеркивать, что является со­общением и что мнением или личной интерпретацией.

Конспект из ключевых слов для сжатого представле­ния темы (с помощью карты мира или графика) мог бы выглядеть следующим образом:

(введение):

ФРГ в то время - ежегодно Ганновер или Бремен (1,3%).

Китай - ежегодно - прирастает одна ГДР.

(главная часть):

Ежегодник ООН - гг.

Неожиданность:

Центральная Америка 2,9% - Южная Америка 2,8%.

Следует: Азия 2,3%, Океания 2,2%, Африка 2,0%.

Последствия - Китай, Индия.

Сравнение: Бразилия - Китай, примерно одинако­вые по размеру регионы. Китай - население в 10 раз больше (см. Советский энциклопедический словарь). Показ и сравнение: южная ось Латинская Америка - Африка - Азия.

Северная ось: США 1,7% - Европа 0,9% - СССР 1,7%.

Сверхдержавы на одном уровне.

О Европе:

Проблема: перевес цветного населения.

Напряжение не только по оси Восток - Запад.

Напряжение по оси Север - Юг

(заключение):

Круг проблем.

Регулирование рождаемости.

Обеспечение питанием.

Помощь в развитии.

Индустриализация.

(Возможно: сравнение с сегодняшними данными учета). (Чтобы «обезопасить себя», формулируем заключительное предложение, чаще всего букваль­но перед выступлением): решить многообразные проблемы демографического взрыва мирным и справедливым путями - вот что будет в предстоя­щие десятилетия важнейшей задачей для всех на­родов.

Хотелось бы, чтобы в дальнейшем материалом для упражнений послужило задание из ключевых слов: Расчеты немецкого Совета городов (1986 г.): число жителей ФРГ до 2000 г. примерно на одном уров­не, затем быстро сокращается; в 2030 г. оно соста­вит всего лишь около 45,7 млн. человек. Растущее число престарелых - падение рождаемости. Динамика изменения: 1950 - 1973 гг. с 50,8 до 62,1 млн.

1985 г.-61,1 млн.

2000 г.- предположительно 59 млн.

Миграция жителей из городов. В больших городах 10 лет назад цифра составляла 35,5%, сегодня - 32,8%. В будущем увеличится число занятых домашним хо­зяйством: сегодня это 25 млн., через 15 лет - около 27 млн. человек. г

Растет потребность в небольших квартирах:

1985 г.-24% для лиц до 20 лет

2030 г. - 17% для лиц до 20 лет

1985 г. - 20% для лиц старше 60 лет

2030 г. - 33% для лиц старше 60 лет. С помощью этого скупого перечня данных, образующий каркас выступления, можно, используя средства ритори­ки, сформулировать впечатляющее деловое сообщение.

1.1.4 Тренировка памяти

«Память - сокровищница красноречия», - писал Квинтилиан, обобщивший в двенадцати книгах своего труда «Institutio oratoria» (Формирование красноречия) все лучшее, что создано античной риторикой.

Поэтому совет: каждый, желающий стать оратором, должен тренировать свою память. Возьмите за прави­ло ежедневно выполнять определенное задание: заучи­вать стихотворение или газетную статью, и т. д.

Мы уже выясняли с вами, какое большое значение в жизни человека имеет способность слушать и слышать окружающих. Тогда же мы говорили о том, что быть хорошим слушателем невозможно без умения красиво, понятно говорить, убеждая аудиторию в определённых тезисах. Но вот каким образом научиться основам ораторского искусства, сказано ещё не было. Что ж, время пришло!

Для чего развивать дар красноречия?

Поставив перед собой цель обретения навыков произнесения эффектной речи, каждый из нас должен чётко себе представить, зачем он это делает, зачем к данному достижению стремится. Ответить на указанные вопросы легко, стоит лишь поразмыслить немного на озвученную тему.

Во-первых, умеющий красиво говорить человек показывает уровень своего интеллекта, грамотности, начитанности. Согласитесь, абсолютный тупица вряд ли сможет связать слова воедино в осмысленное, умное, с энтузиазмом воспринимаемое публикой предложение.

Во-вторых, отличный рассказчик имеет возможность продемонстрировать уровень собственной культуры и впоследствии вызвать всеобщее восхищение и уважение.

В-третьих, таким образом, человек пополняет багаж знаний новыми полезными и интересными сведениями. Ведь для подготовки речи и выработки навыков её эффектного преподнесения массам придётся изучать различную литературу.

В-четвёртых, умение говорить, высказывать свои мысли публично всегда связано с наличием дара убеждения либо его развитием. Последний в свою очередь позволяет добиться небывалых высот и грандиозных успехов в жизни, повести за собой толпы людей.

В-пятых, субъект развивает в себе лидерские качества, а ведь только лидерам под силу сыграть важную роль в жизни общества.

Как видите, плюсов красноречия очень много. Так что, нечего терять время попусту – пора приступать к превращению себя любимой в великого оратора.

Практические советы

Научиться красноречию может любой человек, было бы желание. Но для этого необходимо потрудиться. Ниже приведены полезные рекомендации, которые помогут определиться с индивидуальным планом действий на пути к реализации указанного плана.

Тщательно формируйте круг своего общения.

Делайте упор на чтении книг.

Последние должны занять в вашей жизни достаточно важное место. Читайте художественную литературу, классику, газеты, журналы. Так вы будете расширять свой словарный запас и увеличивать объём знаний, то есть убьёте сразу двух зайцев.

Учитесь говорить мало, но по существу.

Иными словами, следуйте правилу, проверенному веками: «краткость – сестра таланта». Стремитесь к тому, чтобы каждая сказанная вами фраза отличалась яркостью и одновременно выражала законченную мысль.

Вырабатывайте у себя правильную дикцию.

С данной целью читайте чаще, лучше каждый день хотя бы по странице вслух. Здесь важно накопление опыта.

Получите заряд вдохновения и заодно – пример для подражания.

Нужно всего лишь обращаться время от времени к аудио- и видеозаписям речей великих ораторов, признанных миром. Муза непременно вас посетит, если вы прочтёте вдобавок подобный поток фраз с убеждающим оттенком. Ярким примером такой написанной речи может послужить «Геттисбергское послание» Авраама Линкольна.

Вы должны отлично разбираться в предмете беседы с публикой, продумать заранее ответ на любой, даже самый каверзный вопрос аудитории.

Обогатите свою речь образными выражениями.

Используйте метафоры, аллегории, эпитеты, сравнения. Так вам удастся не только завладеть вниманием аудитории, но и влюбить её в себя как в оратора, и выработать свой собственный, индивидуальный стиль.

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

Кто думает, что овладев более или менее искусством слова, может без подготовки выходить на три-буну (так как в любом случае умнее, чем его аудитория), глубоко заблуждается.

Хейнц Кюн

Есть ораторы выдающиеся, а есть - посредственные. Можно быть компетентным и талантливым оратором, но при недостаточной подготовке к докладу, все способности сводятся на нет, а выступление может оказаться серым, вялым и никого не впечатлит.

Поэтому никогда менеджеру или торговому агенту не стоит сбрасывать со счетов практические упражнения по риторике. Хорошая речь и впечатляющее выступление — это не продукт хаотичного вдохновения или спонтанной импровизации.

Это плод кропотливой подготовки. Только так менеджер может стать гениальным оратором, поднявшимся над уровнем рутины и посредственности. Из всего вышесказанного вытекает замечательное правило: работе над докладом нужно выделять время. Второе же правило подразумевает систематичность.

Выдающаяся речь — это не результат некого озарения, вспышки чувств, эмоций и мыслей, вылитых в слова и предложения. Без систематического и регулярного труда над речью, докладами и выступлениями — менеджер или торговый агент рискует потерять впустую массу драгоценного времени. А время в нынешний век - это деньги.

Поэтому необходимо постоянно тщательно прорабатывать материал, оттачивать готовый текст, внимательно относиться к деталям, подмечая каждую мелочь. Именно такой подход предполагает серьезная наука риторика, задания и упражнения по развитию памяти, речи при подготовке доклада должны быть регулярными и постоянными. Только так можно взойти на вершину ораторского олимпа.

Сама по себе подготовка доклада или выступления — труд творческий. А всякое творчество подразумевает и некоторые муки рождения в поисках вдохновения и нужного слова. Но чем большие муки творчества проходит автор, тем большую радость созидания получает.

Недаром известный ученый Эдисон полагал, что изобретение состоит из 99 процентов пота и всего лишь из 1 процента вдохновения. В риторике это суждение полностью справедливо для работы над ораторской речью.

Практикой выработаны некоторые общие ключевые моменты подготовки выступления, которые можно изложить в десяти поэтапных шагах.

Сбор материала

Материал всегда собирается с учетом перспективы. То есть, не нужно ограничиваться одной ближайшей темой выступления. Может так случиться, что встретившийся факт или ожившая фраза пригодятся в каком-нибудь, пусть не ближайшем, но далеком будущем.

Поэтому расширение знаний и сбор информации — неотъемлемая часть деятельности менеджера, как оратора. Изучение справочной и специальной литературы, книг, газет и журналов, энциклопедических словарей и словарей по различным областям, будь то философия, экономика, политика, техника, толковых словарей и пополнение словарного запаса иностранных слов. В источниках материала в сегодняшний век недостатка нет.

При сборе материала следует сразу делать разграничение между чужим и собственным. Например, собственные мысли менеджер может помечать особым образом: подчеркивание, скобки, квадратные скобки, выделение. Есть полезная практика фиксировать собранный материал в каталожных карточках.

Оформляя материал, обязательно следует оставлять место для того, чтобы потом можно было вносить изменения и дополнять текст. Различными цветами (цветными маркерами) можно выделять главное и важное в тексте речи.

Собственные мысли, суждения, озарения, заметки занимают немалое место в общем процессе сбора материала. Но есть одно но... они всегда приходят внезапно. Они не стучатся, не просят войти, они просто врываются и все, и что самое печальное, так же быстро и внезапно исчезают. Поэтому важно ловить момент.

А инструментами, которые позволяют ловить эти самые полезные, но «шустрые», мысли являются блокнот и ручка. Все очень просто. Важная рекомендация для менеджера: всегда иметь при себе ручку и блокнот для заметок, куда будут вноситься важные и интересные моменты наблюдений и размышлений. Впоследствии записи сослужат неоценимую службу, помогут из сырого материала сформировать рукопись.

Сформировать последовательный и логичный текст из хаотичного набора различных заметок поможет еще и такая важная деталь как идея. Иными словами, у текста речи или доклада должна быть центральная мысль, идея, цель, которую автор желает донести до слушателя. Именно ею нужно руководствоваться при отборе материала для доклада. Здесь настает время поговорить о втором шаге подготовки.

Отбор материала

Отбор и последующая организация собранного материала в стройную, ясную, четкую структуру — важная часть работы над выступлением. Для этого менеджеру стоит вновь и вновь просматривать свои заметки, записи, выделять главное, вычеркивать второстепенное. Надо отметить, что последнее сделать довольно трудно. Уметь выбрасывать — это, пожалуй, настоящее искусство и одна из сложнейших частей в организации текста.

Избыток материала никогда не будет полезным для речи. Менеджер постоянно должен задаваться вопросом: «Какова главная цель выступления? Что нужно достичь? На что направлена речь? К какому итогу должна привести? На данном этапе отбор становится еще строже. Так как постоянно идентифицируется с темой речи. И при малейшем несоответствии — лишнее убирается.

«Инкубационный период» или время обдумать материал

Теперь материал упорядочивается, уточняются данные, проверяются факты. И не только. Это время, когда менеджер, как автор речи, «живет» ею, пропитывается ею. Он находится в постоянном размышлении о ней и о будущих слушателях, все время, спрашивая себя: «Для чего эта речь? Что я должен сказать? К чему направить?»

Главная мысль прогоняется в разуме менеджера, как спектакль на сцене. Так происходит осознание. При этом для более плодотворного рабочего процесса и достижения результата нужно выделять для работы то время, в которое работается легче и лучше всего. Надо отметить, что у каждого человека это время индивидуально и зависит от климатических условий, особенностей организма и т. д.

Очень хорошим упражнением для осознания является чередование состояний. Текст прочитывается, потом автор размышляет над ним «про себя», слушает молча, сосредотачиваясь на прочитанном. А затем произносит вполголоса основные мысли. Таким образом, ключевые моменты речи падают внутрь оратора.

Вдобавок полезно вновь и вновь кратко формулировать главные мысли выступления в кратких законченных фразах. Таким образом, менеджер добивается оттачивания деталей, выделения ключевых слов и появления связок в речи.

Первичная редакция речи

На начальном этапе она подразумевает выделение всех ключевых элементов, фраз, начало работы над стилистическим оформлением текста, вступлением и заключением.

Словесное стилистическое оформление

Ориентируясь на ключевые слова, менеджер вновь и вновь находит новые формулировки, проговаривает их, выращивая «мясо» на каркасе конспекта.

Работа над вступлением и заключением, шлифовка

Следует доводить до совершенства все детали и мелочи, шлифовать, наводить глянец в речи. Взвешиваются факты, проверяются аргументация, связки и основные положения.

Окончательная правка риторической речи

Такая редакция предполагает сокращение фраз. Менеджеру необходимо постараться «уместить» слишком длинные предложения в одну строку. Порой, у ораторов в речи настолько длинные предложения, что они забывают о том, что было в начале, когда доходят до конца предложения. Таким образом, менеджеру нужно еще раз пробежаться по речи и сделать ее упорядоченной, легко читаемой и, самое важное, — лаконичной.

Мысленное освоение

Необходимо стараться усвоить доклад в памяти, взяв в качестве опоры ключевые слова. Здесь можно использовать два момента:

  • запоминание основных мыслей и высказываний;
  • воспроизведение структуры или плана выступления.

Запомнить конспект доклада поможет многократное его чтение и пересказ, т. е. словесное формулирование. В свободное время в любом месте: в очереди, в автобусе, в дорожной пробке необходимо мысленно проговаривать речь, придерживаясь ее плана.

Пробное произнесение речи

Чтобы текст речи усвоился более полноценно, менеджер может:

  • мысленно прокрутить конспект в обратном направлении, отслеживая связи между главными частями;
  • произнести речь без слов, молча, про себя, в голове.

В риторике речь должна быть естественной, она не должна «застывать» на устах говорящего. Поэтому еще и еще раз менеджеру следует выполнять упражнения по риторике, пока он не добьется совершенства.