Некоторые правила написания учебных пособий. Учебные и методические материалы

Учебное пособие - инструмент, который вы можете применить, чтобы исключить элемент стресса из своего учебного процесса. Когда у вас есть учебник, папка с множеством конспектов лекций, гора домашних заданий и рабочих тетрадей, может быть трудно решить, с чего начать. Но если выучить несколько особенностей форматирования, искать информацию в нужном месте и использовать учебное пособие, наилучшим образом используя пределы своих возможностей, вы сможете сделать обучение намного более эффективным. Интересно? Начните с Шага 1, чтобы узнать об этом больше.

Шаги

Часть 1

Структурирование вашего учебного пособия

    Пусть форма соответствует содержанию. Есть много разных типов учебных пособий, и каждый из них имеет формат, соответствующий определенной цели и стилю обучения. Для чего бы вы его ни применяли, есть учебные пособия, подходящие не только данному учебному предмету, но и определенной цели обучения при изучении этого предмета. Структурируйте информацию в наиболее удобное в использовании именно вам учебное пособие.

    • Если вам легче учиться визуально , подумайте об использовании расцвеченных блоков в учебном пособии или используйте технику картографирования идей, чтобы выделить информацию и сделать ее легкодоступной.
    • Если у вас линейный ум , организуйте информацию хронологически или в алфавитном порядке, чтобы вы могли выучить что-то одно из ряда, и потом перейти к следующему.
    • Если вам нужна эмоциональная связь с материалом , чтобы его понимать, придайте своим записям повествовательную форму; так их будет легче учить. Переведите понятия с языка математики на язык повествования, рассказа, к которому можно чувствовать причастность, затем организуйте ваше учебное пособие как короткий рассказ, который вы можете изложить в деталях, чтобы запомнить применение формул.
    • Если вы можете быстро запоминать информацию , используйте формат, который поможет вам эффективно запоминать, например, в форме записи своим голосом словарных слов и определений, затем вновь прослушивайте на своем плеере весь день или создайте анимированные флэш-карточки и регулярно себя проверяйте.
  1. Нарисуйте когнитивные карты, чтобы соединить основные идеи и расставить приоритеты в информации. При создании когнитивных карт каждую важную идею пишите в отдельном прямоугольнике, которые потом соединяйте в соответствии с их хронологией и важностью. Потом свяжите ветки связанной информации, производные от основных идей. Такой метод создания учебного пособия обеспечивает хорошую визуальную схему того, как сочетается друг с другом изучаемый материал в общую концепцию.

    Используйте схемы сравнений, чтобы выделить отличия в ключевых понятиях. Создавайте учебные пособия, используя схемы сравнений или таблицы, когда нужно сравнить и показать разницу в связанной группе идей. Вы можете использовать таблицы для создания четких параллелей в истории или биологии, или для того, чтобы сравнить разных писателей по литературе.

    • К примеру, в названиях колонок схемы сравнения особенностей разных видов растений, скорее всего, будут царство, семейство и род. Это поможет организовать информацию для быстрого сравнения и просмотра.
    • Вы также можете получить пользу от схемы сравнений при изучении литературы, выписывая имена героев рассказа в заголовки разных колонок, под которыми выписать их отличительные особенности или другую информацию. Подобным образом, информация из двух разных новелл может быть удобно структурирована в подобную таблицу.
  2. Используйте флэш-карточки или карточки понятий, чтобы запомнить терминологию. Флэш-карточки обычно делают из пустых учетных карточек 13 x 18 см, и они могут содержать настолько много или настолько мало информации, как вы того захотите, потому это один из самых эффективных приемов запоминания отдельных слов, или определений отдельных понятий. Благодаря этому они наиболее эффективны в изучении иностранных языков и истории.

    • Выпишите 1 ключевое понятие на лицевой стороне каждой карточки, а на обратной стороне напишите те факты и ключевые концепции, которые ассоциируются с этим фактом. Просматривайте карточки сами или попросите кого-то вразброс поспрашивать вас, используя эти карточки. Чтобы убедиться, что вы действительно запомнили то, что нужно, пройдитесь назад-вперед, начиная с лицевой стороны карточки, а потом с оборота. Это особенно хорошо работает при запоминании новых иностранных слов.
  3. Напишите собственный образец теста в учебных целях. Написание примера теста может быть исключительным способом проанализировать информацию, по которой вас будут спрашивать, с двух точек зрения: если вы будете думать, что стоит включить в тест, вы будете думать как учитель, и если вы сможете предвидеть эти вопросы, вы будете на шаг впереди.

    • Попробуйте выяснить, будут ли вам давать тест с набором вариантов ответов, текстом, в котором нужно заполнить пробелы или нужно будет письменно ответить на вопросы. Подготовьтесь соответственно, выписывая вопросы того типа, с помощью которых вас будут проверять.
    • Многие учителя захотят снабдить вас старыми версиями теста, если таковые имеются, чтобы вы могли использовать их в качестве учебного пособия. В учебники часто включены образцы тестов, которые являются превосходным способом обучения. Хотя прохождение теста более одного раза может оказаться дополнительным стрессом, это может быть отличным способом обучения, и даже может навести вас на типы вопросов, которые будут в тесте.
  4. Учитесь, используя много учебных пособий сразу. Создайте учебное пособие комбинированного типа, используя основные понятия и уточняющую информацию, которую вы отобрали из учебных материалов. Вы можете написать черновой вариант пособия на бумаге, от руки или с помощью компьютера, используя текстовый редактор, таблицу или специализированную программу по созданию учебных пособий, чтобы структурировать вашу информацию.

  5. Занимайтесь по расписанию. Сделайте учебное пособие как можно раньше, и выделите достаточно времени, чтобы учиться по ним, перед тем, как на вас свалится тест. За несколько недель перед тестом, разделите свое время для изучения всех разных предметов и выделите свое место каждому изучаемому предмету, чтобы быть уверенными, что вам хватает времени на каждый отдельный блок информации. Не откладывайте все на последнюю минуту.

    • Если вы страдаете от стресса, беспокойства и имеете склонность паниковать перед тестированием, может быть особенно хорошей идеей своевременно выставить предельные сроки выучивания отдельных глав или тем. Если вы знаете, что вам нужно на этой неделе пройти первые два параграфа, перед тем, как преступать к третьему и четвертому на будущей неделе, значит, вы можете посвятить этому всю неделю, и в течение этого времени вы не сможете волноваться по поводу 3 и 4 глав.
    • Выделите учебе разные временные промежутки, и фокусируйтесь на одном предмете за раз. Не нужно переключаться туда и обратно между пятью разными предметами, пока вы не выучили все по первому.
  • Выделенные слова и определения из учебника часто являются ключевыми пунктами и хорошими показателями материала для учебного пособия.
  • Помните, что каждый тип пособия имеет свои сильные и слабые стороны и есть много разных стилей обучения. Потому, правильно подбирайте тип учебного пособия к нужному предмету или к разным стилям обучения, для чего может понадобиться использовать более одного типа пособий. К примеру, визуалам могут лучше всего подойти карты и диаграммы, в то время как слушателям могут более подойти карточки, с которых они смогут зачитывать вслух.
  • Постарайтесь быть как можно более лаконичными. Избегайте ненужной информации.

Представляем отличную подборку методических пособий по системе КонсультантПлюс для студентов, изучающих в вузе систему КонсультантПлюс, а также для преподавателей ведущих занятия по «правовой информатике». Пособия можно скачать бесплатно.

Чтобы разобраться в разных вариантах учебных и методических материалов КонсультантПлюс, предлагаем вам воспользоваться нашей

В настоящее время студенты и преподаватели могут воспользоваться следующими учебными и методическими материалами КонсультантПлюс:

КонсультантПлюс: учимся на примерах. Юриспруденция

Учебно-методическое пособие "КонсультантПлюс: учимся на примерах" адресовано студентам вузов, обучающимся по направлению юриспруденция.

КонсультантПлюс: учимся на примерах. Экономика

Учебно-методическое пособие "КонсультантПлюс: учимся на примерах" адресовано студентам вузов, обучающимся по направлению экономика.

Пособие состоит из отдельных занятий (тем). В начале каждой темы имеется основной блок, в котором на основе подробно разобранных примеров представлены возможности системы КонсультантПлюс. Далее размещен блок примеров для самостоятельной работы. В пособиях Вы найдете также блок заданий для проведения зачетной работы (6 вариантов по 4 задания).

Обращаем внимание, что некоторые задания в пособии рассчитаны на использование документов судебной практики и авторских материалов. Такие документы в полном объеме доступны в системах, установленных в учебных классах вузов в рамках Программы информационной поддержки российской науки и образования, но могут отсутствовать в некоторых некоммерческих версиях системы КонсультантПлюс.

Данное методическое пособие предназначено для преподавателей вузов, которые проводят занятия по изучению компьютерных справочных правовых систем (СПС) на примере системы КонсультантПлюс со студентами юридических специальностей.

Данное методическое пособие предназначено для преподавателей вузов, которые проводят занятия по изучению компьютерных справочных правовых систем (СПС) на примере системы КонсультантПлюс со студентами экономических специальностей.

Учебник "Введение в правовую информатику"

В учебнике на примере системы КонсультантПлюс подробно освещены основные параметры и возможности справочных правовых систем и преимущества их использования.

В учебнике рассмотрены все источники правовой информации и особое внимание уделяется роли и перспективам развития справочных правовых систем. Специальная глава посвящена общим сведениям из области права, знание которых необходимо для полноценной работы с правовой информацией. На примере системы КонсультантПлюс подробно освещены основные параметры и возможности справочных правовых систем, преимущества их использования. Учебник рекомендован Учебно-методическим объединением по юридическому образованию высших учебных заведений для студентов вузов, обучающихся по направлению юриспруденция.

Руководство пользователя "КонсультантПлюс: Шаг за шагом"

Это практическое руководство, в котором подробно (на примерах, с рисунками и комментариями) рассмотрены возможности системы КонсультантПлюс.

Практическое руководство пользователя КонсультантПлюс состоит из шести тем. В каждой теме разбираются ситуации, с которыми сталкиваются пользователи системы КонсультантПлюс в процессе работы.

Тренинго-тестирующая система (ТТС)

Это электронный учебно-методический материал для обучения, закрепления и контроля знаний по основам правовой информатики.

ТТС представляет собой сборник тестовых заданий по учебному курсу "Введение в правовую информатику. Справочная правовая система КонсультантПлюс". В системе предусмотрен специальный режим "Преподаватель" для тестирования с помощью ТТС. Этот режим позволяет создавать собственные банки тестовых заданий, индивидуально отбирая задания из общего банка ТТС, и проводить тестирование с их помощью. Также в ТТС можно работать со стандартными настройками (полным банком заданий, в режимах "Самоподготовка" и "Тестирование"). Система оснащена подробным руководством по работе.

Электронный сборник примеров по работе с системой КонсультантПлюс

Учебное пособие и учебник: различия и связи

Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник - это основная учебная книга по какой-либо дисциплине, в которой изложены и систематизированы базовые знания в соответствии с учебной программой. В то же время учебное пособие является дополнением к учебнику и может охватывать как всю дисциплину, так и один или несколько разделов учебной программы. Учебное пособие дополняет, расширяет и углубляет информацию, изложенную в учебнике, помогает студентам лучше ее усвоить.

В учебник включается только апробированный и дидактически обработанный материал, а учебное пособие может содержать более новую и актуальную информацию, включать спорные вопросы, разные точки зрения. При этом учебное пособие должно удовлетворять следующим требованиям: оно не должно противоречить фундаментальным основам учебной дисциплины, изложенным в учебнике, и не должно его дублировать.

Учебное пособие выпускается более оперативно. Поэтому когда вводится новая дисциплина, то прежде всего по ней издается учебное пособие и только после апробации материала - учебник. Существуют учебные пособия, посвященные узкоспециализированным темам, спецкурсам. И учебник, и учебное пособие официально утверждаются в качестве данного вида издания.

Минимальный объем учебного пособия составляет 4 авторских листа (160 тыс. знаков с пробелами) и зависит от количества учебных часов.

С чего начать

Прежде всего необходимо определиться, для кого предназначено ваше пособие (для преподавателей или студентов, какого курса, по какой дисциплине), а также какова цель издания вашего пособия:

  • углубление теоретических знаний по предмету;
  • практическое изучение дисциплины;
  • самостоятельная работа студентов;
  • подготовка к экзамену;
  • написание контрольной, курсовой или дипломной работы и т. д.

Исходя из этих целей подберите материал, который ляжет в основу вашего учебного пособия.

Структура учебного пособия

Учебное пособие должно содержать следующие обязательные элементы: аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и библиографический список.

В качестве дополнительных элементов в учебное пособие включаются: предисловие, иллюстрации, словарь терминов, список условных сокращений.

Аннотация

Аннотация - это краткая текстовая презентация вашего учебного пособия, лучше всего браться за нее в самом конце, после того как само пособие полностью готово. Прочитав аннотацию, потенциальный читатель должен сразу понять, что за работа перед ним и чем она может быть ему интересна. Не забудьте в аннотации упомянуть, для кого предназначен ваш труд.

Введение

Во введении формулируют проблему, рассматриваемую в учебном пособии, указывают изложенные в нем темы, их актуальность, проблемность и дискуссионность. Также необходимо уделить внимание методологии и историографии вопроса, изложить цели и задачи учебного пособия. По своему типу задачи учебного пособия бывают контрольно-оценочные, обучающие, воспитательные, мотивирующие, развивающие и т. п. Можно обозначить и наиболее важные темы. Обязательно следует указать, каким учебным дисциплинам соответствует данное учебное пособие и на какую читательскую аудиторию оно рассчитано.

Основная часть

Основная часть учебного пособия делится, в свою очередь, на теоретическую и практическую части.

Теоретический материал и структура основной части должны полностью соответствовать государственному образовательному стандарту и учебной программе. Рекомендуется, например, в главе изложить материал одной зачетной единицы, а в параграфе - одну тему учебного плана.

Помните, что вы пишете учебную книгу, то есть книгу, предназначенную для тех, кто не разбирается в излагаемом вопросе, но желает в нем разобраться. Поэтому пишите простым, доступным языком, чтобы читатель сразу смог уловить суть проблемы и не тратил слишком много времени на постижение смысла. Если ваша аудитория - студенты, рассчитывайте, чтобы текст был понятен выпускнику школы, в противном случае никакой пользы ваша книга не принесет. Используя какой-либо новый термин, сразу же, не откладывая и не отсылая к сноскам или глоссарию, разъясняйте его смысл.

Например: Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем [Бандурка и др., 1998]. Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах. (Антонова Н. В. Психология управления: учебное пособие. М.: Издательский дом Государственного университета - Высшей школы экономики, 2010)

Теоретический материал разбавляйте подходящими примерами, органично включая их в текст.

Например: Именно для анализа рассуждений и была создана Аристотелем (IV век до н.э.) первая система логики, названная силлогистикой. Она представляет собой простейшую, но вместе с тем наиболее часто используемую форму дедуктивных умозаключений, в которых заключение (вывод) получается из посылок по правилам логической дедукции. Заметим, что термин “дедукция” в переводе с латинского означает вывод.

Для пояснения сказанного обратимся к античному силлогизму:

Все люди смертны.

Кай - человек.

________________________________

Следовательно, Кай смертен.

Здесь, как и в других силлогизмах, умозаключение совершается от общего знания о некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному. Сразу же подчеркнем, что в других случаях дедукция может осуществляться от частного к частному или от общего к общему. (Рузавин Г. И. Логика и аргументация: учебное пособие для вузов. М.: Культура и спорт, 1997)

При первом упоминании аббревиатуры дайте ее расшифровку, а если таких аббревиатур встречается много, то вынесите их в словарь в конце пособия.

Лучшему усвоению материала помогает визуализация. Подумайте, как можно представить ваш материал в виде схем, диаграмм, графиков, таблиц. Не пренебрегайте включением в книгу рисунков и фотографий, если они будут уместны. Однако, не утяжеляйте текст ненужными иллюстрациями.

В отличие от монографии, в которой обязательно должна быть научная новизна и содержаться результаты авторских исследований, учебное пособие может быть простой компиляцией различных источников. Тем не менее, старайтесь излагать информацию своими словами, избегая обширного цитирования. Каждый параграф завершайте выводами.

Еще одной особенностью учебного пособия и его главным отличием от монографии является наличие дидактического материала. Дидактический материал помогает эффективно усвоить учебный материал и творчески его применять.

Вопросы для закрепления материала являются неотъемлемой частью дидактических материалов. Составлять вопросы следует таким образом, чтобы они помогали студентам усвоить ключевые проблемы, выделить главное, а также стимулировали мыслительную деятельность. Составляйте вопросы так, чтобы они не повторяли дословно фразы из параграфа, а в последующих вопросах не содержались ответы на предыдущие.

Кроме вопросов, дидактический материал может включать:

  • таблицы;
  • задания для самостоятельной работы;
  • темы докладов, рефератов, курсовых работ;
  • упражнения;
  • тесты;
  • задачи;
  • списки дополнительной литературы по теме;
  • домашние контрольные работы и др.

Оптимальный объем дидактического материала - около трети общего объема учебного пособия.

Заключение

В заключении обобщается изложенная информация, выявляются нерешенные и труднорешаемые проблемы, даются рекомендации по дальнейшему изучению.

Библиографический список

Включите в такой список основную и дополнительную литературу, а также перечень интернет-ресурсов.

Оформление учебного пособия

Итак, текст учебного пособия написан, дидактический материал подготовлен. Теперь самое время передать рукопись на вычитку корректору. Даже если вы уверены в своей грамотности, это никогда не будет лишним. Скажете, зачем нужен корректор, если правописание может проверить программа Word? Не полагайтесь на нее: некоторые ошибки и опечатки под силу найти только профессионалу.

Перед передачей в печать еще раз просмотрите учебное пособие целиком, обращая особое внимание на единообразие оформления:

  • Оглавление. Убедитесь, что нумерация разделов, глав и параграфов единообразна и последовательна, а нумерация страниц, указанная в оглавлении, правильна.
  • Таблицы, рисунки, формулы и другие вспомогательные элементы. Их нумерация также должна быть единообразной и последовательной (если вы решили в нумерацию рисунков включать номер главы, убедитесь, что все рисунки пронумерованы правильно). На каждый такой элемент должна быть ссылка в тексте пособия.

Не стремитесь самостоятельно сделать оригинал-макет в редакторе Word, вы только зря потратите драгоценное время. Лучше доверить эту задачу профессиональному верстальщику, который использует профессиональное программное обеспечение и знает все тонкости российских ГОСТов.

Как напечатать учебное пособие

Автором учебного пособия может быть как один человек, так и коллектив авторов. Научным редактором должен быть специалист с ученой степенью, а рецензентами (их должно быть как минимум двое) - специалисты, работающие по данной проблеме или также имеющие ученую степень. К рецензированию пособий, предназначенных для внутривузовского использования, могут привлекаться специалисты смежных кафедр, а для пособий, претендующих на более широкое использование, - работающие в других организациях (внешние рецензенты).

Обязательно уточните в учебном или научном отделе своего вуза требования к учебным пособиям. В каждом учебном заведении приняты свои порядки и правила. В некоторых университетах нужно пройти через редакционно-издательский совет (РИС) и получить так называемый гриф, в других вузах этим вопросом занимаются учебно-методические комиссии (УМК). Возможно, потребуется виза ректора или одного из его заместителей. Вариантов множество, и к “бюрократической” части нужно подойти предельно внимательно.

Можете предварительно посчитать , сколько будет стоить издание учебного пособия. Не забывайте, что вам не обязательно заказывать большой тираж: иногда бывает вполне достаточно 20 экземпляров (16 из них отправятся в Российскую книжную палату, а четыре достанутся автору). В любое время, если возникнет необходимость, можно будет напечатать дополнительный тираж.

Осталось отправить файл с текстом учебного пособия в выбранное издательство - и процесс запущен. Редактор уточнит все необходимые детали, предложит на согласование два-три варианта обложки и сверстанный макет книги. А через пару недель вы получите готовый тираж.

Пусть ваши учебные пособия будут интересными и полезными!

"Основы геополитики"

А.В. Шалак

Основы геополитики: теория, методология, практика: Учебно-методический комплекс. - Иркутск, Изд-во БГУ, 2014. - 100 с.

Учебное издание включает программу, краткий курс лекций по основам геополитики, материалы для подготовки и проведения семинарских занятий, а также контрольные вопросы и тестовые задания для проверки знаний

"Основы теории международных отношений"

Ю.П. Вахрушев

Основы теории международных отношений: Учеб.-метод. комплекс. – 3-е изд., перераб. и доп. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. – 102 с.

Предназначен для студентов, магистрантов и аспирантов всех форм обучения факультетов мировой экономики, конституционного и международного права, а также для всех, кто интересуется внешнеполитической деятельностью.

Обобщаются и систематизируются наиболее устоявшиеся положения и выводы, имеющиеся в научной и учебно-методической литературе, в области международных отношений. Оно призвано помочь в формировании представлений о сущности международных отношений, об их развитии в прошлом и настоящем, о наиболее актуальных проблемах мировой политики.

"История"

Составитель канд. ист. наук, доц. Т.А. Яковлева

История: Учебное пособие для студентов факультета по освоению обра-зовательных программ в сокращенные сроки / сост. Т.А. Яковлева. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012. – 157 с.

Учебное пособие по дисциплине «История» составлено на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для бакалавров и специалистов.

Содержит учебную программу, методические указания и учебные материалы по изучению курса. Предназначено для студентов факультета по освоению образовательных программ в сокращенные сроки всех специальностей.

"История государственного управления России. Хрестоматия"

Составители: В.М. Левченко, А.А. Распопина

История государственного управления России: Хрестоматия / сост. В.М. Левченко, А.А. Распопина. - Иркутск: Издательство БГУЭП. 2014. - 246 с.

Для студентов всех форм обучения специальностей, изучающих курс отечественной истории и истории государственного управления.

"История"

А.М. Курышов

История: учебное пособие для студентов заочной формы обучения / А.М. Курышов. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012. – 106 с.

Учебное пособие по дисциплине «История» составлено на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для бакалавров и специалистов.Содержит конспекты лекций и справочные материалы по курсу.

Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов – бакалавров заочной формы обучения, может быть использовано для подготовки к экзамену по курсу Истории.

"История России в вопросах и ответах"

Сост. Н.Н. Быкова, А.М. Курышов, А.А. Распопина, Т.А. Яковлева.

История России в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Сост. Н.Н. Быко-ва, А.М. Курышов, А.А. Распопина, Т.А. Яковлева. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. - 240 с.

Учебное пособие содержит ответы и разъяснения наиболее актуальных вопросов по истории России в соответствии с федеральным образовательным стандартом для высшей школы и рабочей программой по курсу отечественной истории. Может быть использовано для самостоятельной работы студентов.

Предназначен для студентов всех форм обучения всех специальностей, изучающих курс отечественной истории.

"Политология"

Н.Н. Быкова

Быкова Н.Н. Политология: учеб.-метод. комплекс / Н.Н. Быкова. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. – 79 с.

Учебно-методический комплекс

Включает наиболее важные темы учебного курса в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта. Призван помочь студентам овладеть определенным минимумом политических знаний и тем самым внести вклад в формирование у современных специалистов более широкого кругозора и уровня политической культуры.

Предназначен для студентов университета экономических специаль- ностей заочной формы обучения.

"История: учебное пособие"

Н.Н. Быкова, А.М. Курышов, А.А. Распопина, Т.А. Яковлева

Учебное пособие составлено на основе ФГОС третьего поколения и предназначено для студентов - бакалавров очной формы обучения. Содержит информацию из ФГОС, конспекты лекций, материалы для практических занятий, тесты текущего и промежуточного контроля, экзаменационные вопросы.

"Курс лекций по Отечественной истории"

Курышов А.М.

Учебное пособие преджназначено для студентов всех специальностей.

"История"

Быкова Н.Н., Курышов А.М., Распопина А.А., Яковлева Т.А.

История: учебное пособие / Н.Н. Быкова, А.М. Курышов, А.А. Распопина, Т.А. Яковлева. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012. – 500 с.

Учебное пособие содержит конспекты лекций, материалы для практических занятий, примеры тестов текущего и промежуточного контроля, экзаменационные вопросы.

"История экономики: От эпохи палеолита до XX в."

Майдачевский Д.Я.

Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. - 136 с.

Для студентов, аспирантов и магистрантов, изучающих экономическую историю, историю экономических учений и экономическую теорию.

"История России для иностранных студентов"

сост. А. А. Распопина, Т. А. Яковлева

История России: учеб. пособие для иностр. студентов / сост. А. А. Распопи-на, Т. А. Яковлева. – 2-е изд. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012. – 125 с.

Учебное пособие по дисциплине «История» составлено на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Содержит учебную программу, методические указания и учебные материалы по изучению курса.

Предназначено для иностранных студентов бакалавриата и специалитета.

"История политических и правовых учений"

Составитель канд. филос. наук, доц. Ю.П. Вахрушев

История политических и правовых учений: Учебное пособие / Сост. Ю.П. Вахрушев. - 6-е изд., перераб. и доп. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011. - 170 с.

Учебно-методический комплекс включает в себя программу, курс лекций, а также планы семинарских занятий, вопросы для подготовки к экзамену, список учебной литературы. Предназначен для студентов и магистрантов юридических факультетов всех форм обучения.

"История экономической мысли: Взгляд через века"

Е.В. Рощупкина

История экономической мысли: взгляд через века: Учебно-методический комплекс. 2-е изд., доп. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. – с.

Учебное пособие представляет собой систематическое изложение истории познания экономики, начиная с момента зарождения экономических идей до наших дней. В основу курса заложена концепция развития экономической мысли от досистемного этапа к первым теоретическим системам политической экономии, а затем к формированию и развитию современных течений мировой экономической мысли. При этом особенностью содержательного характера курса является сочетание естественного для истории хронологического подхода с проблемно-тематическим, а именно: рассмотрением научных школ и концепций с точки зрения эволюции представлений о предмете экономических исследований. Каждый раздел и тема курса помимо комментария учебного материала содержит контрольные вопросы, список первоисточников и дополнительной литературы.

Комплекс предназначен для студентов экономических специальностей, магистрантов, аспирантов, а также всем, кто интересуется экономической историей.

"Политология"

Шалак А.В.

Последовательно излагаются основы политологии как науки, история наиболее значимых политологических идей, анализируются основные понятия политологии, а также политические и избирательные технологии. Обращается особое внимание на экономическую составляющую политических решений. Вопросы для повторения, тесты и библиографический список дают возможность углубить знания в процессе самостоятельной работы.

Для студентов всех специальностей, а также тех, кто интересуется проблемами политической сферы общественной жизни.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ


  • Пузырев А.В.
    «Эстетика языка и оценка содержательной основы массовых песен»
  • Филимонова Л.В., Быкова Е.А.
    Математика и информатика.
    (для студентов гуманитарных факультетов ВУЗов)

    Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся на факультетах, где математика и информатика не являются предметами специализации. Оно составлено с учетом требований государственного стандарта и в нем на доступном уровне изложены некоторые основополагающие вопросы, вошедшие в учебную программу по новому предмету "Математика и информатика". Данное пособие содержит 11 параграфов, каждый из которых посвящен изучению фундаментальных вопросов математики и информатики. Его цель - воспитать у человека культуру рациональных методов оперирования имеющимися и приобретения новых знаний, ознакомить студентов с некоторыми разделами высшей математики, углубить знания, полученные в школе по информатике и информационным технологиям, дать необходимые сведения о современных аспектах использования ЭВМ и последних достижениях.

  • Кравченко В.А.
    Справочный материал для составления курсового проекта (работы) по системе применения удобрений в севооборотах
    (для студентов сельскохозяйственного факультета дневной и заочной форм обучения)

  • Методические указания по выполнению и защите выпускных квалификационных (дипломных) работ
    (для студентов сельскохозяйственного факультета по направлению подготовки дипломированного специалиста - 660200 "Агрономия")

    Настоящие методические указания переработаны на основе методических указаний разработанных преподавателями агрономического факультета Воронежского Государственного Аграрного Университета им. К.Д. Глинки - Козлобаева В.В. Федотова В.А. Попова А.Ф. и имеют своей целью дать необходимую информацию студентам сельскохозяйственного факультета Елецкого Государственного Университета им И.А. Бунина для самостоятельной подготовки и защиты выпускной (дипломной) работы.

  • Подаева Н.Г., Жук Д.А.
    Лекции поосновам геометрии
  • Подаева Н.Г., Красникова Л.В.
    Линии и поверхности в евклидовом пространстве
    (для студентов физико-математического факультет)
  • Подаева Н.Г., Евсиков С.В.
    Лекции по элементам топологии
    (для студентов физико-математического факультет)
  • Носов В.А.
    Комбинаторика и теория графов
  • Губина Т.Н., Таров Д.А., Масина О.Н., Тарова И.Н.
    Методические рекомендации по подготовке к государственному итоговому экзамену "Информатика" выпускников физико-математического факультета
  • Губина Т.Н., Масина О.Н., Губин М.А.
    Работа в Microsoft Office
  • Позняк Т.А., Тарова И.Н., Карпачева И.А., Будякова Т.П.
    Производственная практика будущих учителей информатики
  • Таров Д.А., Тарова И.Н., Губина Т.Н., Масина О.Н., Дякина В.А.
    Контрольно-измерительные материалы по дисциплинам информационного профиля.
  • Таров Д.А.
    Методические указания по написанию курсовых работ по дисциплинам информационного профиля.
  • Тарова И.Н., Терехов Ю.П., Масина О.Н., Скоков А.В.
    Практикум по решению задач на ЭВМ.
  • Балашова Т.Н.
    Наследственное право
    (для студентов дневного и заочного отделений)

    В данном пособии поставлена задача - оказать методическую помощь студентам, изучающим дисциплину Наследственное право. В нем рассматриваются все основные разделы дисциплины, предлагаются контрольные задания, тесты и задачи к каждой теме. Методические указания составлены в соответствии с программой по наследственному праву для высших учебных заведений. Рекомендуется студентам юридического факультета. Пособие предназначено для студентов юридического факультета очной и заочной форм обучения.

  • Зубова О.В.
    Учебно-методические материалы по гражданскому праву (общая часть)

    Данные учебно-методические материалы предназначены для студентов и преподавателей юридического факультета. Целью пособия является оказание помощи в изучении общей части гражданского права, а также облегчение поиска нормативного материала и юридической литературы, необходимой для выполнения практических заданий.
    В сборнике даются практические задания, которые студенты могут использовать для освоения основных положений учебного курса в процессе самоподготовки к занятиям по гражданскому праву, а преподаватели - для осуществления контроля знаний студентов.


  • Курсы по выбору студентов факультета педагогики и психологии (дошкольной): Рабочие программы [Текст]

    Учебно-методическое пособие содержит темы и содержание курсов по выбору для студентов факультета педагогики и психологии (дошкольной). Пособие состоит из предисловия, программ курсов по выбору. В предисловии раскрывается место дисциплин по выбору в учебном процессе факультета и их значение в подготовке высококвалифицированных специалистов. Тематика и содержание курсов по выбору разработаны преподавателями кафедры дошкольной и коррекционной педагогики. Учебно-методическое пособие адресовано студентам дневной и заочной форм обучения, преподавателям вузов, практическим работникам.


  • Сборник рабочих программ психолого-педагогических дисциплин по специальности 050703 дошкольная педагогика и психология

    Сборник содержит рабочие программы по основному перечню психолого-педагогических дисциплин по специальности "Дошкольная педагогика и психология", разработанных преподавателями кафедр дошкольной и коррекционной педагогики, возрастной и педагогической психологии согласно ГОСТам 2005 года, современным требованиям и уровню развития науки. Каждая рабочая программа включает цель и задачи данной дисциплины, основное содержание, практические и лабораторные занятия, задания к самостоятельной работе, вопросы к зачетам и экзаменам, списки основной и дополнительной литературы, примерный перечень тем рефератов и курсовых работ, варианты тестов и контрольных работ по семестрам и т.д. Рабочие программы одобрены методическим Советом факультета педагогики и психологии дошкольной. Данное учебно-программное издание адресовано студентам факультетов педагогики и психологии дошкольной, может быть полезно преподавателям педагогических колледжей и вузов, готовящих специалистов данного профиля.

  • Чуйкова Ж.В.
    Историко-педагогический анализ проблемы обучения дошкольников родному языку
    (к курсу по выбору)
  • В.Н. Карташова
    Deutsch 4: Mein Beruf ist Fr?hfremdsprachenlehrer
    (Учебное пособие по практике немецкого языка для студентов 4 курса факультета педагогики и психологии дошкольной с дополнительной специальностью "Иностранный язык")

    Пособие предполагает реализацию принципов профессиональной и коммуникативной направленности, обеспечивающих активное формирование в процессе учебной деятельности иноязычных навыков у студентов - будущих учителей иностранного языка для дошкольников и младших школьников. Ориентация на будущую специальность студента определила отбор учебного материала. Пособие содержит оригинальные тексты для чтения по педагогической и страноведческой тематике. Учебное пособие предназначено для студентов 4 курса факультета педагогики и психологии (дошкольной), изучающих немецкий язык как вторую специальность.

  • Ануфриева О. В.
    Изобразительное искусство Германии.
    (для студентов факультета дизайна)

  • Конституционное (государственное) право зарубежных стран.
    (для студентов специальности 030501 - Юриспруденция всех форм обучения)
  • Захарова М.А.
    Педагогическое исследование в формате курсовой и ВКР
  • И.А. Карпачева, Т.А. Позняк
    Педагогическая практика.
    (для студентов физико-математического факультета)

    Учебно-методическое пособие предназначено для студентов физико-математического факультета, обучающихся по специальности 032100.00 - Математика с дополнительной специальностью (квалификация учитель математики). В пособии нашли отражение общие положения организации учебной и производственной практики студентов - будущих учителей, права и обязанности студентов-практикантов, требования к оформлению документов, критерии оценивания деятельности студентов. В соответствии с этапами организации практик последовательно раскрыто их содержание, сформулированы общепедагогические и методические рекомендации по организации современного урока, разработаны исследовательские задания и предложены рекомендации по их выполнению. Пособие содержит диагностические методики, планы и конспекты уроков.

  • Карпачева И.А., Крикунов А.Е.
    Методические рекомендации по изучению педагогики для студентов-заочников.
    (для студентов-заочников)

    Учебно-методическое пособие предназначено для студентов-заочников физико-математического факультета, обучающихся по сокращенной программе. Вместе с тем, оно будет полезно студентам заочной формы обучения всех педагогических специальностей. В пособии представлены логика и структура изучения курса педагогики в течение всего срока обучения в университете, предлагаются методические рекомендации и задания к семинарским занятиям, задания для самостоятельной работы. Студенты заочники найдут в пособии задания по педагогике, которые необходимо выполнить в период педагогической практики, а также рекомендации по выполнению курсовой и выпускной квалификационной работы.

  • В. Н. Мезинов
    Введение в педагогическую деятельность
  • Т.П. Будякова
    Курсовая работа по психологии

    В учебно-методическом пособии рассматриваются общие методические вопросы написания и оформления курсовой работы по психологии. Предлагаются способы описания результатов научного эмпирического исследования. Для студентов непсихологических специальностей.

  • Т.П. Будякова
    Знаково-символическая деятельность и её генез
    (к курсу "Возрастная и педагогическая психология" для специальности 031200 "Педагогика и методика начального обучения")

    В учебном пособии раскрывается один из наиболее сложных в изучении разделов возрастной и педагогической психологии: развитие знаково-символической деятельности в онтогенезе. Даётся определение знаково-символической деятельности, описываются пути её формирования и развития в дошкольном и младшем школьном возрасте. Пособие адресовано студентам, изучающим психологию.

  • Т.П. Будякова
    Юридико-психологические аспекты правового института компенсации морального вреда
    (к курсу "Юридическая психология" (для студентов, обучающихся по специальности 021100 "Юриспруденция"))

    Учебное пособие посвящено малоразработанным проблемам юридической психологии. В частности рассматриваются юридико-психологические аспекты в применении норм гражданско-правового института компенсации морального вреда.

  • Морозова М.А.
    Современный русский язык. Морфология (глагол, глагольные формы). Планы подготовки к практическим и индивидуальным занятиям.
    (для самостоятельной работы студентов очного и заочного отделения специальности "050301 - Русский язык и литература" с доп. специальностью "050401 - История".)

    Пособие содержит программу по морфологии русского языка (глагол и глагольные формы) для студентов 3 курса филологического факультета, планы практических занятий с указанием литературы, аудиторными и домашними заданиями и образцами их выполнения, перечень основной и дополнительной литературы по курсу, две контрольные работы, которые могут быть использованы также для самостоятельной подготовки к занятиям и зачёту. Пособие предназначено для студентов и преподавателей, ведущих курс морфологии русского языка (глагол, глагольные формы).

  • Воеводина Г.А.
    Уникальные аффиксы в современном русском языке.
    (для студентов филологического факультета)

    В учебном пособии по спецкурсу исследуются вопросы, связанные со статусом уникальных аффиксов, не имеющие однозначного ответа в силу их недостаточной изученности. Рассмотрение вопросов об уникальных аффиксах способствует уточнению понятия морфемы и её основных признаков. Данное пособие может быть использовано для теоретического и практического осмысления языкового материала, при изучении "Курса по выбору", факультатива, при подготовке курсовых и квалификационных работ.

  • Бирюкова Т.Г.
    Анализ и синтез текста

    Пособие представляет собой теоретико-практический курс, помогающий освоить приемы восприятия чужих и создания собственных текстов. Его основная задача - развить умение общаться в различных сферах на основе овладения наиболее распространенными жанрами устной и письменной речи, научить использовать выразительные средства языка для эффективного общения. В пособии предусмотрена разнообразная работа с текстом, задания носят творческий характер, имеют практическое значение. Книга предназначена для выпускников школ, а также для студентов различных специальностей, желающих повысить речевую культуру.

  • В.И. Казарина
    Современный русский синтаксис: структурная организация простого предложения

    Учебное пособие, включающее материал по проблемам присловных и предложенческих связей, структурной схеме простого предложения как языкового знака, означаемым которого является типовая пропозиция, и позиционной схеме как речевого знака высказывания, структурной и семантической организации предложений, традиционно квалифицируемых односоставными с экскурсами в историю изучения, предназначено прежде всего для студентов филологического факультета, оно будет полезным для аспирантов и учителей школ, а также и для всех, кого интересуют проблемы русского синтаксиса.

  • Филимонова Л.В., Боброва Т.М.
    Методические рекомендации для лабораторных занятий по изучению раздела общей физики "Механика". В двух частях.
    (для студентов инженерно-физического и физическо-математического факультетов)

    Целью данного пособия является оказание помощи студентам в подготовке и выполнении лабораторных работ по темам из раздела общей физики "Механика". В пособии приводятся описания к 13 лабораторным работам. Работы первой части затрагивают преимущественно материал по кинематике, колебаниям и волнам, движению тел в вязкой жидкости во второй части содержатся работы по динамике материальной точки и твердого тела. К каждой работе дается формулировка цели ее выполнения, перечень используемого оборудования, краткие основы теории по теме работы, описание метода, вопросы к допуску, содержание экспериментальных заданий, вопросы к отчету. Представленный в каждой работе материал достаточен для ее выполнения, но требует изучения дополнительных литературных источников для подготовки отчета. В приложениях приводятся краткая справка по вычислению погрешности результатов учебного эксперимента по физике, необходимые справочные таблицы, дополнительный материал. Учебно-методическое пособие рекомендуется к использованию на лабораторных занятиях со студентами инженерно-физического и физико-математического факультетов ЕГУ в лаборатории механики.

  • Филимонова Л.В.
    Методические указания для практических занятий по общей и экспериментальной физике. Часть вторая. МКТ и термодинамика.
    (для студентов физико-математического факультета)

    Целью данных указаний является оказание помощи студентам в усвоении программного материала по физике через решение типовых задач по разделу "МКТ и термодинамика". В методических указаниях приводится материал к 6 практическим занятиям, содержащий вопросы для теоретической подготовки к занятию, подробные указания по решению типовых задач, задачи для самостоятельного решения. Темы практических занятий взяты из рабочей программы дисциплины "Общая и экспериментальная физика" и охватывают теоретический материал по основам молекулярно-кинетической теории вещества и термодинамики. К каждому практическому занятию приводятся подробные указания по решению широкого круга задач, освещая основные законы, понятия и методы, отраженные в лекционном материале. Представленный в каждой теме через методические указания материал достаточен для самостоятельного решения студентами всех приведенных в конце каждого занятия задач. В приложениях содержатся дополнительный материал, посвященный понятию "число степеней свободы", математическим методам решения сложных задач, перечень используемых обозначений и справочный материал. Методические указания рекомендуются к использованию на практических занятиях по физике со студентами физико-математического факультета ЕГУ им. И.А. Бунина при изучении раздела физики "МКТ и термодинамика".

  • Филимонова Л.В.
    Методические указания для практических занятий по общей и экспериментальной физике. Часть третья. Электричество.
    (для студентов физико-математического факультета)

    Целью данных указаний является оказание помощи студентам в усвоении программного материала по физике через решение типовых задач по разделу общей и экспериментальной физики "Электричество". В методических указаниях приводится материал к 7 практическим занятиям, содержащий вопросы для теоретической подготовки к занятию, некоторые замечания к теоретическому материалу, подробные указания по решению типовых задач, задачи для самостоятельного решения. Темы практических занятий охватывают соответствующий лекционный материал, раскрывая законы и принципы, понятия и термины электростатики и электродинамики, освещая практические аспекты и методы применения теории. Представленная в указаниях информация достаточна для самостоятельного решения студентами всех приведенных в конце каждого занятия задач. В приложениях приводятся перечень используемых обозначений, список основных формул, необходимый справочный материал, дополнительный материал, посвященный математической теории векторного поля, и др. Методические указания рекомендуются к использованию на практических занятиях по физике со студентами физико-математического факультета ЕГУ им. И.А. Бунина при изучении раздела физики "Электричество".

  • Филимонова Л.В.
    Методические указания для практических занятий по общей и экспериментальной физике. Часть четвертая. Электромагнетизм.
    (для студентов физикоматематического факультета)

    Целью данного пособия является оказание помощи студентам в усвоении программного материала по физике через решение типовых задач по разделу "Электромагнетизм". В пособии приводится материал к 6 практическим занятиям, содержащий вопросы для теоретической подготовки к занятию, подробные указания по решению типовых задач, задачи для самостоятельного решения. Темы практических занятий взяты из рабочей программы дисциплины "Общая и экспериментальная физика" и охватывают теоретический материал по основам магнитостатики, системе уравнений Максвелла для электромагнитного поля и электромагнитным волнам. К каждому практическому занятию приводятся подробные указания по решению широкого круга задач, освещая основные законы, понятия и методы, отраженные в лекционном материале. Представленный в каждой теме через методические указания материал достаточен для самостоятельного решения студентами всех приведенных в конце каждого занятия задач. В приложениях приводятся дополнительный материал, посвященный, перечень используемых обозначений и справочный материал. Учебно-методическое пособие рекомендуется к использованию на практических занятиях по физике со студентами физико-математического факультета ЕГУ им. И.А. Бунина при изучении раздела физики "Электромагнетизм".

  • Вобликов С.Н.
    Методическое пособие по написанию курсовых работ по теории государства и права
  • В.И. Коротких, А.В. Усачев
    История философии
    (Сборник учебно-методических материалов для студентов ЕГУ им. И.А. Бунина, обучающихся по специальности "Религиоведение" с хрестоматией, прологом и эпилогом)
  • Горичева В.Л., Левашова О.В.
    Учебно-методическое пособие по написанию курсовых работ по кафедре уголовного права и процесса.

    В данном пособии поставлена задача - оказать методическую помощь студентам, осуществляющим написание курсовых работ по кафедре уголовного права и процесса. В пособии дается подробное описание процесса подготовки курсовой работы от выбора темы до публичной защиты. Особое внимание уделяется требованиям, предъявляемым к объему, структуре, содержанию и оформлению работы, этапам и методике ее выполнения. Пособие предназначено для студентов юридического факультета очной и заочной форм обучения.

  • Е.В. Исаева
    Методические указания для студентов стационара и ОЗО филологического факультета по подготовке к практическим занятиям по курсу "История зарубежной литературы XVII-XVIII веков"
  • С.В. Воробьев, Е.Г. Есина, Н.С. Трубицына
    Информационные системы в экономике: СУБД Access
    (Укороченный вариант)

    Данное учебно-методическое пособие посвящено проблемам, связанным с автомати-зацией обработки больших объемов информации, а именно, её организации в системе управ-ления базой данных Microsoft Access. Указанное приложение содержит широкий диапазон средств для эффективного управления информацией, в том числе, и экономической. Изуче-ние СУБД Access входит в содержание дисциплины "Информационные системы в экономи-ке" и, прежде всего, предназначена для студентов экономического факультета. Цель работы - дать студентам знания и практические умения в области прикладной информатики, показать методы автоматизированного решения различных экономических задач. Пособие содержит пять, достаточно объемных, лабораторных работ, в которых имеет-ся необходимый минимум теоретического материала, рассмотрены примеры решения задач с их подробным описанием, предлагаются задания для самостоятельного выполнения. Издание будет полезно не только студентам и аспирантам экономического профиля, но и бухгалтерам, аудиторам, аналитикам и иным категориям специалистов, занимающихся экономическими расчетами.

  • В.Е. Медведев, С.В. Воробьев
    Практикум по информационным системам в экономике: расчеты в электронной таблице Excel
    (Укороченный вариант)

    Данное издание предназначено для того, чтобы помочь читателям научиться эффектив-но применять встроенные средства электронной таблицы Microsoft Excel в процессе решения экономических задач. Пособие разделено на темы, каждая из которых содержит минималь-ный объем теоретической информации, необходимой для решения поставленных задач, практические задания с подробным объяснением технологии их решения, а также задачи для самостоятельного выполнения. Материал излагается в доступной форме по принципу от про-стого к сложному. Практикум может использоваться на лабораторных занятиях в процессе изучения дис-циплины "Информационные системы в экономике" и других подобных дисциплин. Пособие будет полезно студентам, аспирантам и преподавателям экономических специальностей, практикующим бухгалтерам и экономистам, которые желают самостоятельно повысить и за-крепить свой уровень знаний и умений в области экономических информационных систем и технологий.

  • Артюхова Г.А., Воробьев С.В.
    Автоматизация торговых операций и складского учета
    (Укороченный вариант)

    В настоящем учебно-методическом пособии излагаются основные принципы ведения автоматизированного складского учета и торговых операций фирмы в системе "1С: Предприятие", а именно, в конфигурации "Торговля и Склад". Теоретический материал пособия сопровождается практическими заданиями, большинство из которых имеет подробное описание хода решения. Кроме того, в каждой теме предлагаются за-дачи для самостоятельного решения. Данное пособие ориентировано на студентов экономических специальностей, может быть использовано в рамках информационных дисциплин, на спецкурсах или факультативах по информационным технологиям. Пособие будет полезно работникам экономических подразделений торговых фирм, бухгалтерам, а также программистам.


  • Практикум по решению задачи ведения бухгалтерского учета в системе 1С: ПРЕДПРИЯТИЕ
    (Укороченный вариант)

    Учебно-методическое пособие представляет собой комплексный набор за-даний по бухгалтерскому учету, представленный в виде сквозной задачи по ос-новным разделам учета. Задания предусмотрены для типовой конфигурации 1С: Бухгалтерия, входящей в систему 1С: Предприятие версии 7.7. Настоящее издание будет полезно студентам и аспирантам экономических специальностей, а также практикующим бухгалтерам и экономистам, которые желают повысить и закрепить свой уровень знаний и умений в области экономи-ческих информационных систем и технологий.

  • Воробьев С.В.
    Автоматизация управления предприятием в интегрированной системе "галактика"
    (Укороченный вариант)

    Учебно-методическое пособие содержит в себе описание основных принципов работы в отечественной корпоративной информационной системе "Галактика". Рас-сматриваются технологии организации процесса управления предприятием на приме-рах таких внутренних контуров, как "Управление персоналом", "Логистика", "Бухгал-терский учет". Каждая тема содержит теоретический материал, который сопровождает-ся практическими заданиями с подробным описанием хода решения, а также в каждой теме предлагаются задачи для самостоятельного решения. Данное пособие ориентировано на студентов экономических специальностей, может быть использовано в рамках дисциплин информационно-технологического цик-ла, на спецкурсах или факультативах по информационным технологиям. Пособие будет полезно для ознакомления работникам экономических подразделений производствен-ных предприятий, бухгалтерам, а также программистам.

  • М.В. Ильяшенко
    Программа педагогической практики в учреждениях системы среднего профессионального образования для студентов отделения заочного обучения факультета педагогики и психологии (дошкольной)
    (для студентов отделения заочного обучения факультета ПиПД)
  • Бакаева О.Н., Гожина О.Л., Емельянова И.Д., Краковская В.С., Красова Т.Д., Ильяшенко М.В., Мартынова Л.Н., Пеньковская О.В., Пронина А.Н., Фаустова И.В., Фоменко Л.К., Чуйкова Ж.В.
    Педагогическая практика студентов факультета педагогики и психологии (дошкольной)

    В пособии излагаются цели, задачи, содержание и методы орга-низации всех видов педагогической практики студентов по специаль-ности "Дошкольная педагогика и психология", с дополнительными специальностями "Логопедия", "Педагогика и психология", "Ино-странный язык". Представлены задания для студентов-практикантов, позволяющие выявить и сформировать у них необходимые профес-сиональные умения. Сообщаются требования к оформлению докумен-тации по каждому виду практики, приводятся необходимые образцы. Разработаны критерии оценки студента-практиканта. Описаны обя-занности руководителей практики и студентов-практикантов.
    Учебно-методическое пособие может быть использовано сту-дентами и преподавателями факультета дошкольной педагогики и психологии.

  • Р.Н. Перелетов
    ИСТОРИЯ РОССИИ (с древнейших времен до XVIII в.)
    (учебно-методическое пособие к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов заочной формы обучения по специальности «история»)

    В учебно-методическом пособии публикуются необходимые для студентов заочной формы обучения материалы по специальности «история». Они включают в себя практические занятия, историческую термино-логию, тесты, задания по историческим картам и др.

  • Белькова Н.А., Краснова Т.В., Тропин Н.А.
    Музейная и археологические практики
    (программы практик и методические рекомендации)

    Данные учебные материалы подготовлены опытными преподавателями, воз-главляющими в течение ряда лет учебные практики студентов исторического и филологического факультетов. Издание предназначено для студентов этих факультетов.

  • Д.А. Ляпин
    Служилое землевладение елецкого уезда в конце XVI-XVII вв.
    (программа спецкурса)

    Учебно-методическое пособие включает авторское содер-жание спецкурса (дисциплины специализации), тестовые зада-ния, тематику рефератов, перечень вопросов к отчетности, об-ширный список библиографии. Для студентов исторического факультета по специальности «история».