Софийский собор в новгороде. Описание Собора Святой Софии в г. Великий Новгород Новгородский софийский собор

Новгородский Софийский собор - один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Это самый старый из сохранившихся древнерусских храмов на территории России. Выстроенный князем Владимиром, сыном Ярослава Мудрого, в 1045 - 1050 годах, Софийский собор уже в 30-х годах ХII века перестал быть княжеским храмом, превратившись в главный храм Новгородской республики. Вплоть до сегодняшнего дня новгородская София является символом города, а слова, сказанные Мстиславом Великим в далеком XII веке: «Где святая София, там и Новгород», до сих пор будоражат сердца горожан.

Софийский собор - пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. С трех сторон (кроме восточной) к нему примыкают широкие двухэтажные галереи. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Софийский Собор. 2011 год.

Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы - 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона) и скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (цемянкой). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками). Сам же собор на протяжении своей десятивековой истории не перестраивался. Он ремонтировался после пожаров и войн, которые не смогли сильно задеть его. Стены Софии покрывались штукатуркой, а купола - свинцом, главный купол был позолочен в XV веке при архиепископе Иване Калике.

Первые храмы, очевидно, появились в Новгороде сразу после принятия Христианства на рубеже Х - XI веков. Одним из первых храмов города стала церковь Святой Софии, которую часто называют предшественницей каменного Софийского Собора. О том, существовала ли эта деревянная церковь на самом деле, историки будут спорить до тех пор, пока исследователям не удастся найти ее остатки в ходе археологических раскопок. В древнейшей из сохранившихся до наших дней летописи - Новгородской Первой летописи сообщается лишь о том, что в 1049 году церковь сгорела. «Месяца марта в 4, в день суботный, сгоре святая Софея; беаша же честно устроена и украшена, 13 верхы имущи, а ту стояла святая Софея конец Пискупле улице, идеже ныне поставил Сотке церковь камену святого Бориса и Глеба над Волховом». Некоторые исследователи считают эту запись вымыслом летописца, так как никаких других сведений о деревянной Софии нет. Однако старая церковь описана слишком детально, и точно указано ее местоположение.


Фотография 1900 года. Автор: AeJse Trasarebre

Строительство первого каменного собора Великого Новгорода началось в 1045 году и продолжалось либо до 1050, либо до 1052 года (по разным источникам). Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика - фресками.

Строился Новгородский Софийский Собор мастерами из Киева и Византии. Можно представить себе, как возведенный всего за несколько лет почти 40-метровый каменный храм воздействовал на новгородцев середины XI века: окруженный самыми первыми дубовыми стенами Кремля, среди деревянных домов и дворов совсем еще молодого города, на берегу реки Волхов, бывшей тогда частью оживленного торгового маршрута.


Софийский собор на купуре 5 рублей. Образец 1997 года.

Посвящение собора Софии - это фактически посвящение Богу, которое обращается к Софии Константинопольской, и еще древнее - к храму премудрости, построенному Соломоном.

В результате исследований под руководством Григория Штендера было установлено, что первоначально галереи Софийского Собора строились открытыми по образу киевских и константинопольских храмов. Уже начав работу по возведению, архитекторы приняли решение изменить проект и закрыть галереи из-за особенностей более холодного новгородского климата.

Первая роспись храма началась сразу после его постройки в середине XI века. К немногим сохранившимся до наших дней фрескам того периода относится «Константин и Елена », очевидно, написанная еще византийскими мастерами. Основные работы по росписи Софийского собора проводились в XII веке, в 1108-1109 и 1144 годах. Благодаря маленькой слабости мастеров, оставивших несколько своих автографов на память, а также благодаря счастливому случаю, позволившему старинным фрескам пережить все перипетии истории Новгорода на протяжении девяти веков, мы знаем, что одного из мастеров, расписывавших Софийский собор в XII, веке звали Стефан. Он был, по-видимому, монахом-мастером, возглавлявшим работы. На одном из граффити Стефан даже изобразил себя с нательным крестом в монашеском клобуке. Встречаются на стенах собора и другие имена живописцев - Микулы и Радко.


Софийский собор ночью. 2003 год.

Одним из подлинных сокровищ Софийского собора является древнейшая из сохранившихся на Руси рукописных книг - Остромирово Евангелие . Книга была изготовлена в 1056-1057 году и использовалась для ведения богослужений в Софии. В настоящий момент Евангелие храниться в российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Главная православная святыня Софийского собора - икона Знамение Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамение) - одна из наиболее почитаемых православных икон. По легенде она спасла Новгород от осады суздальского князя Андрея Боголюбского в 1170 году. Силы новгородцев и суздальцев были неравны, и защитники города начали молиться о чуде. На третью ночь осады новгородский архиепископ Иоанн услышал голос свыше, повелевший ему взять икону Богоматери и пойти с ней вокруг Детинца крестным ходом. Когда суздальцы стали обстреливать процессию, одна из стрел попала Богородице в глаз. Из ее глаз, по легенде, полились слезы, а суздальцев покрыла тьма. В неизъяснимом ужасе они стали отступать от города, побивая друг друга. В честь иконы, подарившей новгородцам мир, архиепископ Илья установил праздник Знамения Божьей Матери, который празднуется Русской Православной Церковью 10 декабря (27 ноября).


Софийский Собор. Осень 2016 года.

Отдельного внимания заслуживает еще одна жемчужина новгородской Софии - Магдебургские врата , которые также именуются Корсунскими, Плоцкими или Сигтунскими. Они находятся на западном портале храма, полностью покрыты рельефными изображениями сцен из Евангелия, необычайно искусно изготовленными западноевропейскими мастерами. Магдебургские врата в течение нескольких веков служили торжественным входом в собор. По одной из версий они были сделаны в 1153 году в городе Магдебурге. Вероятнее всего, они стали военным трофеем новгородцев, ходивших в 1187 в шведскую столицу Сигтуну. Эти ворота были выполнены так искусно, что в XVII веке шведский король не забыл об утраченном пять столетий назад трофее, и во время оккупации Новгорода дал приказ главнокомандующему шведскими войсками вернуть ворота на историческую родину. К счастью, главнокомандующий не посчитал возможным снять парадные ворота с главного храма новгородчины.


Софийский Собор. 2008 год.

Одна из самых знаменитых новгородских легенд связана с фигурой голубя, сидящей на самом высоком центральном кресте Софийского собора. Во время разгрома Новгорода Иваном Грозным в 1570 году, голубь по легенде сел отдохнуть и окаменел от увиденного ужаса. Если каменная птица улетит, то наступит последний день Великого Новгорода.

Во время Великой Отечественной войны, 15 августа 1941 года, фашистские войска оккупировали Новгород. При одном из авианалётов или артобстрелов города крест с голубем был сбит и повис на крепёжных тросах, и комендант города распорядился его снять. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии, и как один из трофеев, крест главного купола был вывезен в Испанию. По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.

16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007.

«Там, где Святая София, там и Новгород»

Так говорят на Руси уже тысячу лет. С тех самых пор, когда в XI веке был построен грандиозный собор Софии Премудрости Божьей . Храм был заложен Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром . Задумывался собор как центральный городской храм. По прошествии многих веков в храме Софии продолжаются богослужения, и каждый желающий может прикоснуться к этой древнейшей православной святыне. Собор открыт ежедневно с 8 утра до 8 вечера. Богослужения проводятся в 10:00 и в 18:00. Собор служит и городским некрополем. В его южной галерее похоронены знаменитые граждане этого города. Епископы, князья и посадники.

Храм строился с 1045 по 1050 год и является самой древней из сохранившихся каменных построек Руси . Сами новгородцы во все времена относились к собору с величайшим благоговением. Например, они считали, что именно благодаря заступничеству Софии их город никогда не подвергался набегам татар. Известно, что 1238 году их отряды повернули назад, не дойдя совсем немного до города. Горожане увидели в этом Божье знамение. В 1391 году город был спасен от страшного мора. И снова новгородцы соотнесли это с заступничеством Святой Софии. Нужно заметить, что во время своей постройки храм был единственным каменным зданием в Новгороде. Строили его киевские и византийские мастера , без сомнения, очень талантливые, которые смогли передать в камне черты новгородского северного характера. Сдержанность, суровость, грандиозность помыслов, мощь.

Существует легенда о том, как во время росписи купола, на котором должен был быть изображен Спаситель с простертой десницей , рука Иисуса Христа оказалась сжатой в кулак. Фреску переписывали несколько раз, пока художнику не приснился сон, в котором Христос говорил, что он специально сжал ладонь, чтобы держать там Новгород .

Собор имеет пять куполов. В XV веке центральный из них был покрыт позолотой, что придало храму еще более величественный вид. Одновременно с позолотой купола на кресте был укреплен свинцовый голубь , символизирующий Святой Дух . На Руси того времени была еще одна такая же постройка - Киевский храм, не сохранившийся до наших дней. От Киевского собора, Новгородский отличался меньшими размерами и более строгими формами.

Телепроект «Новгородинки» телеканала « Триада »: Экскурсия по Софийскому собору с Сергеем Горминым .

Время не пощадило внутреннее убранство собора. Но, все же, кое-что сохранилось. Например, в Мартирьвской паперти сохранились удивительные изображения Святых Константина и Елены. Изображения датируются XI веком. Необычность этой фрески заключается в том, что она была написана не по сырой штукатурке, как обычно, а по сухой. Такая необычная техника, примененная древним художником, придет изображению своеобразный «парящий» вид. Исследователи считают, что именно в такой технике были расписаны древние деревянные церкви Руси. К сожалению, время не сохранило ни одну из них.

Окончательное оформления внутреннего убранства Софийского собора было завершено в XII веке. По сохранившимся фрагментам мы можем видеть, что центральный барабан украшали фигуры пророков трехметровой высоты. Алтарная часть была декорирована мозаикой и фигурами святых. В южной галерее находилось изображение Деисуса, то есть канонические иконы с изображением Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя.

От алтаря XI века сохранились две иконы. Это:

  • «Спас на престоле»
  • «Апостолы Петр и Павел»

Новый иконостас, более высокий, был установлен в Софийском соборе гораздо позже, в XIV-XVI веках.

Магдебургские врата

Сегодня посетители могут войти в собор через северные двери. Главными же считаются западные ворота, и они открываются во время торжественных богослужений. Ворота эти тоже необычны. Они попали в Новгород как военный трофей из Швеции в XII веке. Изготовлены ворота были в Германии, в городе Магдебурге. В XV веке ворота были реконструированы русским мастером Авраамом, чье изображение сегодня можно увидеть на воротах рядом с изображением немецких литейных дел мастеров Вейсмута и Риквина.

Одна из знаменательных икон, написанная в 1170 году , считается чудотворной . Икона эта и сегодня хранится в Софийском соборе. Речь идет об иконе Божьей Матери «Знамение» , которая защитила город от нашествия Суздальцев. Событие это сыграло такую большую роль в жизни города, что по сей день празднуется как почитаемый церковный праздник. Событие это легло в основу сюжета другой известной иконы, которая так и называется «Битва новгородцев с суздальцами».

Софийский собор является действующим храмом, открыт с 8 до 20 часов. Службы проводятся в 10 и 18 часов.

На стенах Софийского собора сохранились не только фрагменты фресковых росписей XII века, но и древние граффити. Древние граффити - так называют надписи на стенах русских средневековых зданий, нацарапанные «писалом» - инструментом для письма на бересте, - весьма распространенное явление на Руси до XV века (впоследствии бересту сменяет бумага - писалом больше не пользуются - граффити не появляются), несмотря на то, что еще в X веке князь Киевской Руси Владимир Креститель указом запретил вырезать надписи на стенах храмов. Именно Новгород, архитектура которого не была разрушена набегами татар, в наибольшем объеме донес до нас эти надписи. Кроме Софийского собора, их можно встретить в церкви Спаса на Нередице, церкви Федора Стратилата на Ручью и др. храмах Новгорода. Как и берестяные грамоты, новгородские граффити донесли до нас живые голоса жителей средневекового Новгорода. Но в отличие от берестяных грамот, привязанных к конкретной жизненной ситуации, большинство граффити обращено к Богу или святым, выражает мысли и чувства их писавшего («царапавшего»). Некоторые отрывки содержат отголоски язычества, или просто представляют собой надписи бытового характера.

Программа Новгородского областного телевидения: «По святым местам Новгородской земли. Софийский собор»

Граффити

Археологи, которые исследовали когда-то место гибели древнеримского города Помпеи, смогли извлечь много информации из надписей на стенах домов, которые делали простые люди. То же самое произошло в Новгороде. Именно на стенах Софийского собора сохранились так называемые граффити - надписи, сделанные при помощи «писала» - приспособления для письма не бересте.

На бересте писали на Руси вплоть до XV века. И до этого времени можно прочесть многочисленные надписи. Любопытно будет узнать, что еще в X веке киевский князь Владимир запретил специальным указом царапать надписи на стенах храмов. Но видимо народ не слишком-то спешил слушаться княжеских указов, поэтому в Новгороде, который не был разрушен татарами, на стенах древнейшего русского каменного здания можно прочесть обращения простых людей. Обилие надписей свидетельствует о том, что большинство новгородцев были грамотны. Надписи носят характер обращения к христианскому Богу, но попадаются и такие, которые несут на себе отголосок языческих верований. Впрочем, попадаются и надписи чисто бытовой направленности.

Именно благодаря граффити нам известны имена некоторых мастеров, которые работали когда-то при постройке и украшении этого шедевра древнерусского зодчества. Это Георгий, Стефан и Сежир.

Живопись XI века

Известно, что после постройки храм был расписан лишь частично, отдельными фрагментами. Настоящие работы по росписи собора начались только в 1108 году. Эти работы частично скрыли более ранние фрески, но они были обнаружены во время реставрации собора, которая проводилась в конце XIX века. Именно тогда и были обнаружены изображения императора Константина и императрицы Елена . Фигуры стоят по обе стороны огромного креста.

По всей видимости, жители Новгорода проводили параллели, между византийскими владыками и местными князьями. Так, глядя на Константина и Елену горожане вполне могли видеть своего князя Владимира Киевского, крестившего Русь и княгиню Ольгу. Также навевалась ассоциация с князем Владимиром Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого и княгиней Анной. Именно эти люди принимали непосредственное участие в строительстве Софийского собора. И по сей день отмечают дни памяти этих исторических личностей, сыгравших такую большую роль в судьбе города.

Чудотворные иконы Софийского собора

В Софийском соборе сегодня имеется два иконостаса. Это главный, Успенский и Рождественский. Перед Успенским иконостасом можно увидеть чудотворную икону «Божья Матерь Знамение».

На Рождественском иконостасе можно видеть сразу две иконы, которые считаются чудодейственными. Это:

  • «Тихвинская Богоматерь»
  • «Спас на престоле»

Подробнее об иконах

Богоматерь Тихвинская наиболее почитаемая икона. Она является точной копией с другой такой же иконы. Считается, что такая копия, «список», полностью перенимает все свойства оригинала. Считается, что эта икона написана в конце XV или начале XVI века.

Икона, называемая «Спас на престоле» была написана в XVI веке. Икона была написана поверх более древнего изображения, которое тоже сохранилось и которое можно посмотреть через специально сделанные небольшие окошечки.

Статья написана на основе книги «Где святая София, там и Новгород», СПб, 1997 г.

Собор Святой Софии – выдающийся и бесценный памятник русского средневекового зодчества. Он был выстроен по указанию Владимира Ярославовича, являвшегося старшим сыном Ярослава Мудрого, между 1045 – 1050 г. Спустя 130 лет этот собор Великого Новгорода стал главным городским храмом и символом Новгородской республики. Еще в далеком XII веке князь Мстислав Великий изрек: «Где София, там и Новгород».

История основания Собора

Новгородский Софийский храм – старейший из сохранившихся в нашей стране памятников древнерусской архитектуры. Есть свидетельства того, что до постройки каменного собора в городе была деревянная Софийская церковь. Археологических доказательств этого факта нет. Но в НПВ — Первой Новгородской летописи, описывающей период с 1016 до 1330 гг., упоминается, что св. София была уничтожена пожаром в 1049 г. «марта в 4, в день субботний». Также в летописи указано, что первоначальный храм был «13 верхе имущи» и стоял над Волховом на «Пискупле улице». Ряд историков сомневаются в том, что деревянная София существовала, и предполагают данную запись плодом фантазии летописца.

Первый храм и его оформление

Каменный собор, который стал символом Великого Новгорода и его вольности, начали строить в 1045 г. и закончили в 1050 или в 1052. На строительстве работали зодчие и рабочие из Киева и Византии. Сначала все поверхности стен побелили, за исключением барабанов и криволинейных апсид. Их оставили покрытыми цемянкой (толченой кирпичной крошкой с известью). Таким образом зодчие старались внешне воспроизвести богато украшенные храмы Константинополя, стены которых были покрыты мрамором, а криволинейные элементы – фресками и мозаикой. Выросший всего за пять лет храм был огромен по представлениям жителей Древнего Новгорода. 40-метровое строение, возвысившееся над деревянными избами и дубовыми крепостными стенами, поражало воображение многих приезжающих в Новгород купцов.

За все десять столетий существования церкви, ее никогда не перестраивали. Пожары и войны наносили ущерб, который требовал лишь ремонта. После различных социальных и природных катаклизмов купола Софийского собора покрывали свинцом, а стены – штукатуркой. В XV века, при архиепископе Иване Калике центральный купол начали золотить.

В советский исторический период в Софийском соборе некоторое время проводились богослужения. В то же время храм безжалостно разграблялся новыми властями. Из хранилищ вывозились ценности. Некоторые из них исчезали бесследно. Другие – объявлялись в зарубежных музейных экспозициях и частных коллекциях. В 20-х г. службы были прекращены, и власти открыли в нем музей атеизма. Во время войны новгородский собор попадал под обстрелы, был захвачен и опустошен немцами. Он сильно пострадал от бомбежек. После Победы храм восстановили, и он стал центром светской культурной жизни Новгорода.

Современное состояние

В 1991 г. состоялась передача святой Софии Русской Православной Церкви. В том, что передача состоялась, есть большая заслуга архиепископа Новгородского Льва (Церпицкого). Перед событием по инициативе архиепископа создали общественный совет, целью которого была реставрация и обеспечение дальнейшей сохранности Софии, как ценнейшего исторического памятника.

Сейчас храм открыт для верующих с 8 до 20 часов. В 10 и 18 часов проводятся богослужения.

Архитектурные особенности собора

Святая София в Новгороде являет собой пятинефную церковь с тремя апсидами. Главы собора имеют характерную форму, напоминающую древнерусский военный шлем. Со всех сторон, кроме восточной стены, к церкви пристроены просторные двухэтажные галереи. Сама церковь пятиглавая, но имеется и шестая глава, установленная в западной галерее над лестничной башней.

Внутренние размеры церкви (без учета галерей) 24, 5 на 27 м. Высота – 38 м, считая от того уровня, на котором находился пол собора тысячу лет назад и до креста на центральной главе. К нашему времени пол церкви по естественным причинам просел. Нынешний пол расположен на два метра выше первоначального. Церковь сложена из известняка, и толщина стен в среднем составляет 1, 2 м. Камень отесан лишь с одной стороны – с наружной части стен. В качестве связующего использовался состав на основе извести с цемянкой (толченым кирпичом). Арочные своды и прочие криволинейные элементы выполнены из кирпича. По архитектурному устройству св. София очень напоминает киевский Софийский храм, по подобию которого он был создан. Но есть и отличия: вместо тройных аркад устроены двухпролетные, а в нижних ярусах они заменены арками. Также, компартименты между столпами новгородской Софии более узкие.


Археологические изыскания и исторические исследования Г. Штендера показали, что поначалу св. София Новгородская имела открытые галереи, как это делалось при устройстве храмов в Киеве и Византии. Но позже, следуя требованиям более сурового климата, зодчие закрыли галереи.

Внутреннее убранство

В первый раз церковь расписали фресками в XI века. До настоящего времени из тех фресок сохранилась знаменитая «Константин и Елена», написанная приезжими византийскими иконописцами. При реставрационных работах в XIX в. под слоем штукатурки обнаружились фигуры в полный рост св. императора Константина и его равноапостольной матери со стоящим между ними крестом. Фреска примечательна тем, что писалась в уникальной нигде не сохранившейся технике — по сухой штукатурке.


В следующий раз работы по расписыванию Софийского собора велись в 1109 г. и в 1144 г. Мелкие, дошедшие до нас фрагменты показывают, что вдоль центрального барабана располагались фигуры пророков около 3 м высотой. Алтарь был декорирован мозаичными изображениями святых. В одной из галерей св. Софии сохранились фрагментарные части изображения Богородицы, Христа, Иоанна Крестителя. Всего две иконы, а именно «Спас на Престоле» и «Ап. Петр и Павел», сохранились от убранства XII века.

На стенах найдено немало «автографов» мастеров и прихожан. Также находили рисунки, так называемые «граффити», на которых иконописцы изображали себя. Например, мы знаем, что в XII веке храм Святой Софии расписывал монах по имени Стефан, а также художники Микула и Радко.

Святыни и достопримечательности

Наиболее чтимая икона новгородского Софийского собора — это Тихвинская Богоматерь. Она находится на Рождественском Престоле и является «списком» (копией) с образа, еще более древнего. Тихвинская Богоматерь из Новгорода Великого относится к XV или к XVI векам, и она переняла все чудодейственные свойства утерянного оригинала.

«Спас на Престоле», также находящийся в Рождественском приделе храма, написан в XVI веке. Он расположен поверх восьмисотлетнего одноименного образа, написанного при первой росписи храма. Древний «Спас на Престоле» можно увидеть через особые отверстия.


Икона Божьей Матери «Знамение», датируемая 1170 г., — особо почитаемая ценность храма Св. Софии. Она находится на втором, Успенском престоле храма. Эта икона, по убеждениям современников, сохранила город во время нападения суздальцев во главе с Андреем Боголюбским.

Ценнейшим рукописным памятником новгородской Софии всегда считалось Остромирово Евангелие. Оно написано специально для богослужений в новом храме приблизительно в 1056 г. и сейчас хранится в национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Магдебургские (Корсунские, Сигтунские) ворота – это парадные кованые врата с западной стороны, целиком покрытые рельефами с сюжетами из Священного Писания, и представляют собой военный трофей, захваченный во время похода новгородцев в 1187 г. на город Сигтуну, средневековую столицу Швеции.. Они открываются в дни торжественных богослужений.


Знаете ли вы, что в день возвращения и освящения собора 16 августа 1991 г. во время крестного хода в небе над храмом все могли видеть радужный венец? Есть и другие интересные факты, связанные с собором св. Софии.

О воротах

Известно, что Магдебургские ворота изготовили в Германии (а именно, в Магдебурге) мастера литейных дел Риквин и Вейсмут. Изображения кузнецов можно найти на полотне ворот. Там же исследователи нашли портрет русского литейного мастера Авраама, реконструировавшего и установившего трофей на свое нынешнее место.

Спасение от Суздальцев

Одно историческое событие 1170 г. связано с иконой Божьей Матери «Знамение». Оно же стало сюжетом для другой древней иконы — «Битва новгородцев с суздальцами». Войско Андрея Боголюбского, осадившее тогда Новгород, намного превосходило силы защитников. Архиепископ Иоанн по велению голоса свыше устроил крестный ход под обстрелом врагов. Когда духовенство и жители несли образ Богоматери «Знамение» вокруг детинца, суздальская стрела угодила прямо в глаз Богородице. Образ стал источать слезы. Тут же врагов покрыла тьма и обуял ужас. Суздальцы стали побивать сами себя и отступили. Спасение города от вражеского нашествия поныне отмечается 27 ноября.

Легенда о голубе

Другая известная легенда связана со свинцовым голубем, сидевшим на кресте главного купола. Этот голубь по преданию появился в 1570 г., в период захвата и разграбления города войсками Ивана Грозного. Живая птица, якобы, села на крест и окаменела, наблюдая зверства, которые творили захватчики в городе. Считалось, что Богородица не даст пропасть Новгороду, пока голубь сидит на своем месте. По прошествии пяти веков, в 1942 г. вблизи храма расположилась немецкая оккупационная комендатура. При артобстреле этой комендатуры один из снарядов попал в храм. В этот ужасный день была утеряна драгоценная фреска Спаса Вседержителя 1109 г. написания, поврежден купол. Крест на центральном куполе был перебит снарядом и оказался висящим на цепях. При отходе немцев в Прибалтику, они вывозили с собой много ценностей из св. Софии. Крест с голубем отправился в Испанию и хранился долгие годы в Мадридской Военно-инженерной академии, в часовне. Только в 2002 г., после успешных переговоров главы России с испанским королем, крест св. Софии вернулся в Новгород. Сейчас он хранится внутри собора, а главный новгородский купол украшает копия, установленная в 2007 г.


В еличественный Софийский собор, главный храм Великого Новгорода, завораживает своей мощью. Словно каменное воплощение русского богатыря, стережет он покой города. Со дня своего основания собор, иначе еще называемый Софией Новгородской или Святой Софией, является городским символом. Выстроенная в середине 11-го века князем Владимиром Ярославичем София Новгородская – единственный храм тех времен, сохранившийся в России.

Стены собора, достигающие в толщину 1, 2 метра, были выложены из известняка разных оттенков, что придавало Святой Софии особую красоту. Позже храм был оштукатурен и выкрашен в белый цвет. Изначально все шесть куполов Софийского собора были покрыты свинцовыми листами. В 15-ом веке главный купол обили позолоченной медью, благодаря чему собор приобрел еще более торжественный вид.

Выполненный в византийском ключе собор, тем не менее, обладал собственным неповторимым обликом. Суровая сдержанность в деталях, благородство выверенных пропорций, монолитность тесно поставленных куполов – все это создавало впечатление мощной энергетики, заключенной в образе храма.

В целом, стиль собора органично сочетался с северной природой. Немудрено, что именно он стал предтечей каменного зодчества Северо-западной Руси, именно этот архитектурный стиль еще много столетий царил в этих краях.

С Софийским собором, древнейшим архитектурным и историческим памятником России, связано несколько интересных легенд. Вот они:

1. Голубь на кресте

Софийский собор, голубь

Крест основного купола Софии Новгородской украшает голубь. Согласно преданию, появилась фигурка птицы там неслучайно. В 1570 году царь Иван Грозный безжалостно подавил бунт жителей Новгорода. В самом разгаре ужасной расправы на крест храма сел голубь и окаменел от страха. Примерно в это же время один из местных монахов увидел сон, в котором Богородица просветила его насчет голубя. По ее словам, птица была послана Новгороду в знак защиты. «Пока голубь будет на кресте Святой Софии, быть и городу в безопасности.»


Голубь на кресте Софийского собора

П римечательно, что крест вывезли во время Великой Отечественной войны в Испанию. В войне на стороне Третьего Рейха принимали участие также добровольцы из Испании — так называемая «Голубая дивизия». (Дивизия обрела своё название по синим рубашкам - форме ультраправой партии — Испанская Фаланга). Во время одного из советских артобстрелов несколько снарядов попали в центральный купол Святой Софии, и крест сильно наклонился вниз. Религиозные испанцы решили святыню увезти, потому что им казалось, что в большевистской России святыни оскверняют. Долгие годы он стоял в Инженерной академии. Под ним была надпись, что этот крест находится на хранении в Испании и вернётся в Россию, когда исчезнет безбожный большевистский режим.

Вернулся он в родной город относительно недавно, в 2004 году, будучи обмененным на точную копию.

2. Чудеса иконы

Вторая легенда связана со святыней города «Знамение Пресвятой Богородицы», хранящейся в Софийском соборе. На иконе изображена Дева Мария, с поднятыми к небесам руками и с младенцем Иисусом на груди.

Во время столкновения 1169 года новогородцев с суздальцами, преимущество было на стороне последних. Горожане могли лишь уповать на чудо. И оно произошло!

Настоятель Софийского собора Иоанн несколько дней молился, взывая к Господу о помощи. Наконец настоятель услышал голос, который повелел ему перенести икону Богородицы из храма на крепостную стену Новгорода. Иоанн немедленно пошел за ней и тут, управляемые невидимой рукою, зазвонили соборные колокола. Икона была установлена на стену, и сразу стрелы противника воткнулись в изображение Девы Марии. После чего икона сама обратилась лицевой стороной к Новгороду и с нее потекли слезы… Одновременно, на суздальцев нашел морок, они стали избивать своих же товарищей. В ужасе и смятении враг бежал. Неизвестно, насколько верна легенда, но и сейчас на иконе видны следы от стрел.

Икона Знамение Пресвятой Богородицы

3. Правая рука Иисуса

Согласно летописям, в 1045 году греческие иконописцы начали расписывать свод Софийского собора. Необходимо было создать изображение Иисуса Христа с благословляющею рукою, согласно православному канону. Мастера начали свою работу, но утром изображенная ими правая рука Иисуса оказалась сжатой в кулак. Три раза заново переписывали иконописцы Христа, и все три раза утром рука Спасителя была сжатой. На четвертый раз попыток мастера услышали с небес:

«Писари, о, писари! Не пишите мя с благословляющею рукой, напишите мя со сжатою рукою, аз бо в сей руце моей Великий Новгород держу; а когда рука моя распространится, тогда будет граду сему скончание…»

Гораздо позже, в 1941 году изображение Иисуса Христа под главным куполом храма было уничтожено немецким снарядом. Рука Спаса Вседержителя, образно говоря, оказалась разжатой, и город превратился в руины…

4. «Безухий» колокол Святой Софии


Царевич Иван на прогулке с опричниками. Худ. М. Авилов

Следующая легенда была связана с колоколом Святой Софии. Как-то раз царь Иван Грозный направлялся в храм на обедню. Только его конь зашел на мост над Волховом, как звонарь, желая угодить царю, чересчур усердно ударил в колокол. Испугавшись громкого звона, жеребец чуть было не опрокинул всадника в реку. Рассвирепев, царь повелел отсечь «дерзкому» колоколу уши так, что осталась одна лишь средняя петля. Несмотря на это, колокол, получивший прозвище «безухий», еще долго служил храму.

История Софийского собора

Софийский собор в Новгороде, выдающийся памятник древнерусского зодчества и самый старый из дошедших до нас православных храмов на территории России, был возведен новгородским князем Владимиром Ярославовичем по велению его отца киевского князя Ярослава Мудрого. На строительство храма ушло пять лет: работы велись с 1045 по 1050 год. Его освятил епископ Лука (Лука Жидята), русский священник, которого князь Ярослав Мудрый, несмотря на возражения константинопольского духовенства, избрал преемником новгородского епископа грека Иоакима.

Лука, ставший первым епископом русского происхождения, почитается Русской православной церковью в лике святых. Он известен также тем, что является автором первого собственно русского произведения духовной литературы «Поучение к братии», представляющего значительный историко-культурный интерес.

На протяжении столетий Софийский собор был духовным центром Новгородской республики – русского средневекового государства, существовавшего с 1136 по 1478 гг.

В 1478 году Новгородская республика вошла в состав Московского государства. При правящем в то время Московском князе Иване III Софийский собор утвердился как один из главных храмов объединенной державы. С тех пор все русские цари считали своим долгом поклониться святыням храма, оставить здесь память о себе и своих деяниях.

Сохранившиеся иконы, драгоценная утварь, шитые покровы, плащаницы, рукописные и старопечатные книги доносят до наших дней имена знаменитых жертвователей – царей и бояр, священнослужителей и светских меценатов. Пожертвованиями и вкладами в Софийский собор сопровождались и все великие баталии русского воинства. Но драгоценные реликвии на протяжении веков нередко и уничтожались. Ущерб аутентичности храма был нанесен в период петровских времен, когда древнее художественное наследие энергично вытеснялось светской культурой, и в XIX веке во время синодальных обновлений.

Более всего Софийский собор пострадал в ХХ столетии. В 1922 году, во время проводимой советской властью кампании по изъятию культовых ценностей, церковное имущество по большей части было реквизировано, а в 1929 г. власти и вовсе закрыли храм для богослужений. В его помещении разместился антирелигиозный музей, где были представлены сокровища, которые таила ризница собора – это должно было обличать церковь, демонстрируя ее «неправедные» богатства.

Следует сказать, что Софийский собор был не только культовым сооружением. В его огромных подземельях хранилась городская казна и многочисленные сокровища не только религиозного происхождения. Собственно, решение создать музей, принятое благодаря усилиям Общества любителей древности, члены которого входили в состав комиссии по изъятию ценностей, позволило сохранить и оставить в соборе исторические реликвии.

В годы Великой Отечественной войны храм разграбили оккупанты, сооружение было повреждено обстрелами и бомбежками. После войны здание было восстановлено и включено в состав Новгородского музея-заповедника.

В 1991 году Софийский собор был передан Российской православной церкви. Патриарх Всея Руси Алексий II освятил храм 16 августа того же года. Сегодня он имеет статус кафедрального собора Новгородской митрополии.

Архитектура

Первый камень в фундамент новгородского Софийского собора был заложен 21 мая (3 июня) 1045 года, в День Святых равноапостольных Константина и Елены. Согласно преданиям, в этот день сгорела («вознеслась») деревянная «о тринадцати главах» церковь Софии – первый храм Премудрости Божией на славянских землях. Другие источники утверждают, что церковь сгорела в год завершения постройки нового храма, но точных подтверждений обеим версиям нет.

К этому времени в Киеве уже возвышался Софийский собор, возведенный в византийском стиле. Может показаться, что храм в Новгороде во многом повторяет киевский образец. Это отчасти верно: ведь в первой половине XI века традиции возведения сооружений из камня еще не сложились. Вероятно, князь Владимир Ярославич пригласил мастеров-каменотесов из Киева или даже из самого Константинополя.

Строительные материалы и техника смешанной кладки из камня и плинфы практически аналогичны киевским сооружениям. Кладка скреплена цемянкой – розовым известковым раствором, замешанном с толченым кирпичом.

Оба храма пятинефные, с галереями и лестничными башнями, обширными хорами. Однако традиционная крестово-купольная система в новгородском Софийском соборе была дополнена приделами, основой которых послужили три уже существовавшие небольшие часовни. Зодчие объединили их в единый храмовый комплекс, связав дополнительными галереями.

Эти архитектурные объемы стали отличительной чертой облика Софии Новгородской. Они определили высоту сводов храмового ядра, способ перекрытия кровли. Необходимость увязки уровней всех построек, объединяемых в одно здание, обусловила надстройку стен, возведение опорных арок (акбутанов). Вынужденное увеличение высоты хоров, подкупольных пространств и других объемов собора были неканоничными для византийской и киевской церковной архитектуры. Эти вытянутые в высоту пропорции в дальнейшем стали отличительной чертой собственно новгородского храмового зодчества.

Внутренние стены Софийского собора заполнены голосниками – специально изготовленными сосудами из керамики. Их расположение тщательно продумано. Отверстия большинства голосников направлены во внешнее пространство, но некоторые сосуды обращены горловинами вовнутрь. Благодаря такому чередованию в большом объеме храма обеспечена прекрасная акустика, при этом исключается эхо. Голосники имеют еще одно предназначение: сферическая форма придает сосудам особую прочность, а поскольку они пустотелые, вес купола значительно уменьшается. Соответственно, снижается нагрузка массивной конструкции на опорный барабан, несущие арки и кирпичные своды.

Храм имеет пять куполов, шестой венчает лестничную башню, которая находится в западной галерее к югу от входа. Они выполнены в форме, напоминающей древнерусские шлемы. С креста среднего купола, впервые позолоченного еще в XV в., вот уже почти тысячелетие на город взирает свинцовый голубь. По преданию, присев отдохнуть на возвышающийся крест, птица увидела мучения новгородцев, на которые их обрек Иван Грозный, прислав сюда своих опричников. Голубь окаменел от ужаса. Согласно легенде, Новгород будет существовать до тех пор, пока его крылатый символ не улетит.

Звонница Софийского собора была возведена в XVII веке. На нее можно подняться и обозреть с высоты живописные окрестности. Здесь периодически проходят выставки колоколов.

Росписи Софийского собора

Вероятно, Софийский собор в Новгороде начали расписывать сразу после завершения строительства. Но от оригинальной росписи остались лишь фрагменты фресок центрального купола, где изображены фигуры пророков и архангелов. Образ Христа Пантократора, который располагался в центре росписи, был уничтожен в результате прямого попадания в храм снаряда во время Великой Отечественной войны.

Помимо этого, в Мартирьевской паперти под более поздними росписями реставраторам удалось обнаружить древнее настенное изображение равноапостольных Константина и Елены. Существует мнение, что эта фреска должна была стать основой для мозаики, так как выполнена начерно изрядно разбавленными красками.

Представленная ныне роспись Софийского собора в основном относится к концу XIX века.

Реликвии

Храм знаменит своими иконостасами. Главный из них украшают иконы XV-XVI веков, среди них – София, Премудрость Божия (XV в.). Она выделяется мистическим символизмом: на изображении преобладают алые тона – Премудрость в новгородском исполнении имеет красный цвет, означая жертву Христа.

На Рождественском иконостасе находится Тихвинская икона Богородицы (XVI в.). Она освящала заключение Столбовского мира, положившего конец русско-шведской войне 1614-1617 годов. Она оправлена в ризу, изготовленную по заказу царевны Софьи. На этом же иконостасе – образ «Спас на престоле» XIV в., а также образы XVI-XIX веков.

Первостепенная святыня Софийского собора – икона Божией Матери «Знамение», особо почитаемая в православном мире. Богоматерь изображена на ней с раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте, обозначающем заступническую молитву. Этот иконописный тип изображения Божьей Матери называется Оранта. Согласно легенде, икона спасла жителей Новгорода от осады суздальского князя Андрея Боголюбского в 1170 г.

Западный фасад Софийского собора украшают Магдебургские врата, которые также именуют Корсунскими, Плоцкими, Сигтунскими. Они выполнены из бронзы, в романском стиле и покрыты многочисленными горельефами и скульптурами, изображающими евангельские сцены. Врата на протяжении многих столетий служили парадным входом в храм. Сегодня они открыты лишь по праздникам, в часы службы, которую проводит архиепископ Новгородский и Старорусский.

Согласно одной из версий, которая наиболее пришлась по душе жителям Новгорода, ворота были изготовлены в 1153 году в Магдебурге, и являют собой трофей новгородцев, ходивших в военный поход на шведскую столицу Сигтуну в 1187 г. О красоте ворот, искусно созданных западноевропейскими мастерами, слагали легенды. По одному из преданий, в XVII веке, когда Новгород оккупировали войска шведского короля, монарх велел доставить на родину утраченную пять столетий назад реликвию. К счастью, шведам не удалось снять массивные врата с главного новгородского храма.

Главный крест Софийского собора также стал легендой. 5 июля 1942 года советские войска обстреляли немецкую комендатуру, располагавшуюся на территории Новгородского кремля. Пять из 80 выпущенных снарядов нанесли храму значительный ущерб. От взрывов значительно пострадал купол. Его золотую обшивку немцы пустили на сувениры, которые в виде тарелок, табакерок и прочих солдатских поделок отправляли на родину. Повисший же на цепях крест вместе с голубем-хранителям достался союзникам немцев – испанцам: в городе базировался персонал инженерного корпуса их «Голубой дивизии». Храмовая реликвия была вывезена в Испанию в качестве трофея, и до начала нынешнего столетия находилась в Мадриде. Ее временным приютом стала часовня музея Военно-инженерной академии.

С начала 2000-х годов между Россией и Испанией шли переговоры по поводу возвращения креста на родину. По итогам беседы российского президента с королем Испании испанцы согласились вернуть реликвию. В Мадриде осталась ее точная копия.