Подготовка к егэ. Русский язык

Экзамен по русскому языку является обязательным для всех выпускников. По общему признанию, для тех, кому достаточно преодолеть минимальный барьер, он не представляет сложности. Но если вы рассчитываете получить высокий балл, то нужно серьезно готовиться. О том, как это лучше делать, «Учёбе.ру» рассказала эксперт Елена Бузина, ведущая популярной группы для подготовки к экзамену по русскому языку «Пишу на сто».

Елена БУЗИНА,

эксперт ЕГЭ, кандидат педагогических наук,

ведущая группы «ВКонтакте» «Пишу на сто»

В чем, по-вашему, самая большая сложность экзамена по русскому языку?

Никаких сложностей в экзамене по русскому языку в формате ЕГЭ нет, и это правда. Если они возникают, то их легко преодолеть. Для этого нужно, во-первых, внимательно изучить демонстрационный вариант теста, спецификацию и кодификатор. Накануне учебного года все эти документы публикуются на официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Проанализировав их, надо определить, какие задания вызывают у вас трудности, и начать подготовку, учитывая это.

Русский язык — это единственный экзамен, который может служить «палочкой-выручалочкой» для тех, кто поступает в престижные вузы. Сдать больше, чем на 90 баллов, математику очень тяжело. Физику, химию или биологию — тем более. А сдать русский язык больше, чем на 90 баллов, вполне по силам каждому, кто поставит перед собой такую цель.

Но, конечно, если вы планируете получить высокий балл (от 80 и выше), то без системного повторения сдать ЕГЭ по русскому, как и любой другой экзамен, вряд ли получится.

Какие темы, по вашим наблюдениям, вызывают больше всего сложностей?

Самые трудные темы общеизвестны: в течение трех лет, с тех пор как появилась новая модель ЕГЭ по русскому языку, стабильными «чемпионами» по самому низкому проценту выполнения являются несколько заданий.

Прежде всего, это задание № 14 из блока «Орфография», в котором проверяются знания правил написания одного или двух «н», и задание № 19 в блоке «Пунктуация». В этом задании нужно выбрать правильный ответ, анализируя сложное предложение с разными видами связи.

Стабильно невысокий результат выпускники показывают, выполняя задания на основе исходного текста, который предлагается для работы. Это задания № 21, № 22 и № 23. Их сложность заключается в том, что правильный ответ нужно найти в тексте, который выпускник читает на экзамене в первый раз.

Что делать? Для блока «Орфография» нужно повторить правило — не заучивать наизусть, а учиться работать на основе алгоритма и выполнять все действия последовательно, чтобы найти верный ответ на поставленный вопрос. Впрочем, этот подход касается абсолютно всех заданий блока.

Чтобы научиться выполнять задания из блока «Пунктуация», нужно повторить базовые правила, которые даются в 8 классе. Нужно очень хорошо повторить тему «Простое предложение»: понять законы такого предложения, как оно может быть устроено, чем может быть осложнено. После этого будет легко выполнять задания и на сложные предложения, ведь на деле это несколько простых предложений, объединенных разными способами.

Как лучше готовиться к экзамену? Есть ли какие-то секреты?

Секрет первый: распределите задания первой части (задания с № 1 по № 24) на тематические блоки. Их несколько: задания № 8-14 составляют блок «Орфография, задания № 15-19 — блок «Пунктуация», задания № 4-7 — блок «Культура речи». Задания № 1-3 и № 20-24 — это два блока, которые проверяют навыки смыслового и речеведческого анализа, в том числе большого текста, который приведен в тесте.

Секрет второй: в каждом блоке выделите самые легкие и самые трудные лично для вас задания. Повторите правила. С любым правилом легче работать, если оно дано в виде схемы, таблички или алгоритма. Когда вы тренируетесь, туда можно и нужно заглядывать столько, сколько необходимо для того, чтобы запомнить правило и порядок его применения.

Секрет третий: закрепление. Для этого можно обратиться к популярному сайту «Решу ЕГЭ» . Проработав правило, нужно сразу выполнить как минимум пять, а лучше 15 заданий. Обязательно нужно выполнить 10-15 заданий этого типа и в бумажной версии. Можно воспользоваться пособиями, с которыми рекомендуют готовиться к экзамену ваши учителя.

Какой тип вопросов считается самым сложным? Как по ним лучше тренироваться? Какие вопросы дают больше всего баллов и стоит ли «напирать» на них?

В тесте по русскому языку есть четыре задания, за которые выставляется больше одного балла. Это задания № 1 и № 15, за которые можно получить по 2 балла. Они определяются как «базовый уровень сложности», то есть их могут выполнить абсолютно все.

А вот заданий, которые относятся к высокому уровню сложности, в первой части ЕГЭ по русскому языку всего три: № 7, № 23 и № 24. Задание № 7 и задание № 24 — самые «дорогие»: 5 и 4 балла соответственно. И эта оценка вполне справедлива — сколько будет верных ответов, столько баллов будет засчитано. Если, например, в задании № 7 вы правильно сопоставите два предложения, то получите 2 балла, и так далее.

Задание № 24 — это перечень средств выразительности, которые используются для создания образной речи. В этом задании дается девять терминов, из которых надо выбрать четыре и поставить их в рецензии на правильное место. Для того чтобы выполнить это задание, нужна серьезная проработка теории и очень хорошая тренировка. Но процент его успешного выполнения намного выше, чем у задания № 14 (одна или две «н» в разных частях речи), хотя эти правила дети учатся применять начиная с 5 класса.

Обратите особое внимание на то, что в заданиях № 7 и № 24 принципиально важен порядок внесения ответов в бланк. Если он будет нарушен, получится, что при выполнении заданий вы допустили ошибку. Так вы потеряете баллы.

Очень важно научиться правильно читать вопрос. Все, что требуют задания, сформулировано четко, и, если читать внимательно, очень сложно ошибиться с тем, как внести ответы в бланк. Например, задание: «Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номер ответов». Сама постановка вопроса готовит к тому, что нужно выбрать больше одного варианта ответа. А вот фрагмент другого задания: «Из предложения № 33-34 выпишите слово со значением (...)». Единственное число в вопросе говорит о том, что для верного ответа надо выбрать только одно слово.

При выполнении задания № 23 (это задание повышенной сложности, хотя оно дает всего 1 балл), нужно быть очень внимательным к формулировке и заняться анализом именно того предложения, которое указано в задании. Вот как оно звучит: «Среди предложений (далее указываются номера) найдите такое (или такие), которое (которые) связано (связаны) с предыдущим с помощью однокоренных слов. Напишите номер (номера) этого (этих) предложения (предложений)». Только способность и готовность к анализу позволит найти верный ответ на этот вопрос.

Стоит обратить внимание на задания № 8-14 в блоке «Орфография». Здесь нужно выписать слово, которое отвечает условию, и внести его в бланк ответов. Выбранное вами слово должно быть вписано в бланк ответов правильно. Если в нем будет допущена орфографическая ошибка, ответ не будет засчитан. То же самое случится, если слово вы внесете, но забудете вписать правильную букву на месте обозначенного в тесте пропуска.

Обо всех этих и других деталях подробнейшим образом рассказывает спецификация контрольно-измерительных материалов, и к ней полезно обращаться.

НА ЭКЗАМЕНЕ НУЖНО ТЩАТЕЛЬНО РЕДАКТИРОВАТЬ УЖЕ НАПИСАННЫЙ ТЕКСТ

Как надо написать сочинение-рассуждение, чтобы получить за него максимальное количество баллов?

Задание № 25 — сочинение-рассуждение — имеет очень большое значение. Максимально за него можно получить 24 балла, это более 42% от суммы баллов за верное выполнение всего теста. Нужно сказать сразу, что сегодня эту часть работы выполняют практически все выпускники: даже те, кто только-только перешагивает нижний порог, по этому заданию получают как минимум 3-5 баллов.

Сочинение проверяется двумя независимыми экспертами на основе 12 критериев. Их условно можно разделить на блоки:

  • критерии 1-4 отвечают за содержание: за то, как создан сам текст сочинения, как сформулирована проблема, как дан комментарий по ней, как сформулирована позиция автора и аргументирована собственная точка зрения;
  • критерии 5-6 оценивают качество, структуру и полноту речи;
  • критерии 7-10 оценивают грамотность, причем по критериям 7 («Оценивание орфографии») и 8 («Оценивание пунктуации») максимально можно получить по три балла, и это очень много;
  • так называемый «Этический критерий» и «Фактическая точность» позволяют оценить фоновый материал, с которым работал выпускник, и то, насколько текст получился корректным по оценкам, с точными фактами.

Эти критерии вполне понятны и прозрачны. Но подходя к каждому из этих шагов формально невозможно получить высокие баллы. Для того чтобы заработать хотя бы 20 баллов, важно научиться тщательно редактировать уже написанный текст: поработать с черновиком и проверить чистовик. В

Вариант 1

А. ходатАйствовать Б. докУмент В. кухОнный Г. бАнты

е в слове

А. пресса Б. бизнес

В. свитер Г. террор

А. восьмьюдесятью пятью Б. лягте В. несколько абзацей Г. наиболее мягкий

Подходя к дому,

А. мне стало холодно

Б. начался дождь.

В. у меня упала сумка.

Г. я заметил, что начался дождь.

А. Отзыв о реферате по русской литературе был дан вовремя.

Б. Кто ни бывал здесь, все удивлялись уголку русской природы в окружении огромного города.

В. На картине утренний пейзаж озаряется первыми лучами восходящего солнца.

Г. Никто из писателей-классиков, обращавшимся к военным страницам русской истории, не создал такого яркого образа человека на войне, как Л.Толстой.

6. Укажите верную характеристику предложения

Действительно, диапазон его интересов огромен и отнюдь не исчерпывается профессиональными занятиями живописью и механикой

А. сложное бессоюзное Б. сложносочинённое В. сложноподчинённое Г. простое осложнённое

7. Какое слово состоит из корня, одного суффикса и окончания?

А.Обидеться Б. Семьдесят В. Глазастый Г. Сильнее

8. Определите часть речи слова ВПЕРВЫЕ в предложении

Ученый впервые описал этот биологический процесс.

А. прилагательное

Б. наречие

В существительное

Г. числительное

9. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

А. атт..стат, упр..стить, од..рённый

Б. обог..щение, перен..сить, д..мовой

В. оч..ровать, редк..ллегия, приг..рание

Г. подск..чить, к..мпенсация, р..сток

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Гибнущий сад и несостоявшаяся, даже незамече(1)ая любовь – две внутре(2)е связа(3) ые темы - придают пьесе А.П.Чехова грустно-поэтический характер.

А. 1,2 Б. 2 В. 1,2,3 Г. 1,3

11.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

А. пр..нарядиться, пр..оритет, пр..шелец

Б. бе…ропотный, ни..провержение, ра..чёт

В. воз..меть, сверх..нтересно, пред..юньский

Г. по..говорить, о..дать, по..твердить

А. Софья Николаевна (не)очень постарела.

Б. (Не) надо расстраиваться по пустякам

В. Виктор (не)всегда звонил вовремя.

Г. (Не)смотря на трудности, мы справились.

13. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

А. (ПО)НАПРАСНУ всматривались мы в даль, (В)ТАЙНЕ надеясь увидеть пароход.

Б. Лес начал (ПО)НЕМНОГУ редеть, и сквозь стволы кое-где проглядывала (НЕ)ВДАЛЕКЕ равнина.

В. (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всей жизни надо учиться читать ТАК(ЖЕ), как учатся понимать музыку.

Г. Управлять имением Елене Андреевне было нелегко, (ПО)ЭТОМУ хозяйничал в нём старший брат, что (В)ПОЛНЕ её устраивало.

Камни лежали на столе (__) и переливались всеми цветами радуги

А. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

В. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

Г.Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

одну

А. И копьё и стрелы и барабан по-прежнему были в вигваме.

Б. Я иду домой и по дороге ещё раз обдумываю всё от начала и до конца.

В. Византийское войско превосходило противника и в численности и в вооружении.

Г. В состав фразеологизма могут входить устаревшие слова или слова в переносном значении.

В японских садах (1) часто используются камни (2) причудливая форма (3) которых (4) напоминает о вечности.

А. 1, 3, 4 Б. 2 В. 3 Г. 2.4

Катя очень серьёзно готовилась к первому в своей жизни экзамену (1) и (2) когда она оказалась в аудитории перед сидящими преподавателями (3) ей стало радостно (4) оттого что появилась возможность блеснуть накопленными знаниями.

А. 1, 2, 3 Б. 1, 2, 4 В. 1, 2, 3, 4 Г. 3, 4

А. Гербы русских городов, которые чётко и ясно отображают природные особенности и уклад жизни населения имеют свою историю.

Б. Из парков и садов следует отметить дворцово-парковый ансамбль Марьино, который является образцом садово-паркового искусства начала Х1Х века.

В. В конце ХХ века состоялось несколько дискуссий по проблеме тоталитаризма в ходе которых были найдены подходы к решению этой проблемы.

Г. Несколько поколений князей Барятинских собирали редкие художественные, и исторические ценности, которые составили впоследствии разнообразные коллекции дворца в Марьине.

19. Раздел науки о языке, изучающий части речи и их свойства, - это

А. Морфология

Б. Фонетика

В. Синтаксис

Г. Орфография

20. Назовите тип односоставных предложений, который обозначают действие или состояние неопределённого лица.

А. безличное

Б. назывное

В. определенно-личное

Г. Неопределенно-личное

21. Укажите несклоняемое имя существительное

22. Отметьте предложение, в котором нет нарушений речевых норм.

А. В руках у режиссера кадры из новой кинокартины, снимающейся на студии "Мосфильм".

Б. Воспылавший было жаждой отмщения, гость вел себя более чем тихо.

В. Кажется, что сам становишься участником описуемых событий.

Г. Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью.

23. Отметьте предложение, в котором нет нарушений речевых норм.

А. Получив признание широких масс, книгу решено было переиздать.

Б. Не пройдя и километра, он обнаружил, что тропинка заросла травой.

В. Подходя к дому, мне стало страшно от мысли, что там могло что-то случиться.

Г. Безделье - это понятие относительное, а уж, сидя дома, его не бывает.

24. Отметьте вариант, где не нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

А. Беседа, которую мы провели, подошла к своему завершающему концу.

Б. Наружная внешность героини достаточно привлекательна.

В. Загрязнение атмосферного воздуха - животрепещущая и актуальная проблема нашего века.

Г. Имя Андрея Рублева широко известно не только в России, но и за рубежом.

25. Отметьте предложение, в котором фразеологизм употреблен правильно.

А. Мастер не раз по душам толковал со своими подчиненным.

Б. Тропинка вела от ворот к тому флигелю, из которого они только что убрали ноги.

В. Желание хорошо учиться у него есть, но не хватает способностей, - вот где собака спрятана

Г. Он все сделал так, чтобы провести вокруг пальца.

Вариант 2

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

А. красИвее Б. Эксперт В. Алкоголь 4) обОдрить

2. Мягкий согласный произносится перед е в слове

А. Шинель Б. Астероид

В. Диспансер Г. Майонез

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

А. зиждется на правде Б. из недр земли

В. самый величайший успех Г. из двадцати двух студентов

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Прочитав книгу,

А. мне стало грустно

Б. она очень понравилась мне

В. решено было наградить писателя премией

Г. мы решили написать статью о писателе

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

А. Благодаря книг накопленные знания обретают могущество лавины, способной преодолеть любое препятствие.

Б. Я мечтал о том, как всё станет прекрасно на этом свете.

В. Мы пошли к друзьям, пригласившим нас в гости.

Г. Те, кто много читает, не делают ошибок в письменной речи.

6. Укажите, в каком слове допущена ошибка

А. резьба Б. прецендент В. плеснуть Г. шефствовать над подчиненными

Сегодня в России существует уже много аудиторских фирм и создаётся система независимого аудиторского контроля, а также решаются вопросы подготовки квалифицированных специалистов-аудиторов и лицензирования их деятельности.

А. сложносочинённое, состоящее из 3 частей

Б. сложноподчинённое, состоящее из трёх частей

В. простое с однородными членами

Г. сложное с бессоюзной и союзной связью между частями

8. Определите часть речи слова ПРИНЯТ в предложении

Принят закон, который регламентирует обязанности, права и ответственность аудиторов.

А. Глагол

Б. прилагательное

В. причастие

Г. деепричастие

На имени(1)ом обеде, происходящем в доме Ростовых, Наташа решается на дерзость: она громко при всех гостях спрашивает у матери, какое будет пода(2)о мороже(3)ое.

А. 1 Б. 2, 3 В. 1, 3 Г. 1, 2, 3

10. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

А. Отец велел, (не)останавливаясь в гостинице, ехать на пристань.

Б. Дом стоял посреди степи, ничем (не)огороженный.

В. Пришлось объяснить ещё раз (не)понятное для учеников правило.

Г. Но страх (не)сжал души моей.

А. ра..следовавать, бе..перспективный, и..томить

Б. пр..бавлять, пр..умный, пр..успевать

В. по..говорить, на..рыв, о..дача

Г. пост..ндустриальный, раз..скать, сверх..зысканный

12. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же гласная?

А. расст..лить, экв..валентный, пр..красный

Б. бл..стать, соковыж..малка, пр..красный

В. презид..ум, разн..мать, кр..терий

Г. пр..мудрый, неприм..римо, выв..сивший

А. (И)ТАК мне захотелось узнать эту историю до конца, что я сел поближе, ЧТО(БЫ) лучше слышать рассказчика.

Б. Передо мною была ТА(ЖЕ) квартира, ДА(ЖЕ) мелкие предметы находились на прежних местах.

В. (НЕ)СМОТРЯ на все попытки градостроителей освоить этот район, здесь было ТАК(ЖЕ) пустынно, как и несколько лет назад.

Г Черника ТО(ЖЕ) была в цвету, (ПРИ)ЧЁМ некоторые цветы ещё не раскрылись.

14. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Посетители галереи уже посмотрели все экспонаты выставки и направлялись к выходу.

А. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

Б. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

15. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

А. Когда-то странствующие артисты водили за собой медведей и обезьян показывали фокусы и акробатические номера разыгрывали небольшие пьесы и пели.

Б. Французская революция не была результатом случайного стечения обстоятельств или действия агрессивных личностей.

В. Деревянные и бронзовые скульптуры и маски поражают своей выразительностью.

Г. Тени от облаков то скользят то стелются по узким полоскам чёрных пашен.

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мода на немецкие курорты (1) объяснялась стремлением к Эдему (2) очертания (3) которого (4) проступали в пейзажах рейнской долины.

А. 1,2 Б. 2 В. 3 Г. 3,4

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы сложилась в Х1Х веке (1) когда едва ли не главным фактором размещения (2) был природно-ресурсный (3) и (4) когда возникли угольно-металлургические районы Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Польши, Чехии, других стран.

А. 1 Б. 1,2,3,4 В. 2, 3,4 Г. 1, 4

18. В каком предложении знаки расставлены правильно?

А. Многие древние произведения, которые были переписаны в восьмом-девятом веках сохранились до нашего времени.

Б. Летом 1947 года, все студенты нашей мастерской работали в Ленинграде у Г.М. Козинцева, который снимал фильм «Пирогов» о знаменитом хирурге.

В. Биолог Малышев провёл интересные наблюдения, результаты которых изложил через несколько лет в своей первой статье «Топографическая способность насекомых».

Г. Андрюшин, которого поминутно оглушали раскаты грома, долго оставался на террасе любуясь ослепительными вспышками молний над садом.

19. Раздел науки о языке, изучающий слова и их значения, называется

А. морфология

Б. лексика

В. пунктуация

Г. фонетика

20. Назовите тип односоставных предложений, в котором деятель не назван, но мыслится как определённое лицо (говорящий или его собеседники).

А. безличное

Б. назывное

В. определенно-личное

Г. Неопределенно-личное

21.Отметьте предложение, в котором на месте пропуска ставится запятая:

А. Девочки и мальчики (…) и их молоденькая учительница заблудились в лесу.

Б. Ветер дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя (…) и мокрой земли.
В. Большие белые птицы кружат над водой (…)либо садятся отдыхать на камни.
Г. Лицом пригожа(…)да нравом негожа.

22. Отметьте предложение, где нет нарушений речевых норм.

А. Красивы весной березки в своем подвенечном саване.

Б. Красота русской природы всегда вдохновляла художников-пейзажистов.

В. Я решил стать офицером, потому что у меня отец и дед офицеры, и я хочу продолжить семейную династию.

Г. На последней выставке нам было представлена целая плеяда новых компьютеров.

23. Отметьте вариант, где не нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

А. неослабная помощь В. повышать мастерство

Б.не играет значения Г. скрытная угроза

24. Отметьте словосочетания, где не допущены ошибки в употреблении форм слов.

А. разъяснения о допущенных ошибках

Б. оперировать с точными данными

В. подчеркнуть о необходимости строительства

Г. сдать рецензию на книгу

25. Отметьте предложение, где нет ошибок при употреблении однородных членов.

А. Поэт не сомневается и верит в победу над самодержавием.

Б. Глава администрации имеет право распределять и управлять финансами.

В. Вся исследовательская работа ведется в соответствии и на основе утвержденного плана.

Г. Ученый сам занимался организацией научной лаборатории и руководил ею все последующие годы.

Вариант 3

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

А. звОнит Б. тортЫ В. пулОвер Г. средствА

одеть - надеть

А. омонимы

Б. паронимы

В. антонимы

Г. синонимы

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

А. поезжай домой Б. в двухсот метрах В.) сельских жителей Г. пара туфель

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Рассказав свою историю,

А. за окном стало темно

Б. у него на губах появилась улыбка

В. Иван многозначительно замолк.

Г. нам она понравилась.

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

А. Те, кто умеет пользоваться компьютером, имеют доступ к широкому информационному полю.

Б. Большинство старшеклассников, сдавших зачёты, были допущены к экзаменам.

В. Это была не разведка боем, а настоящее сражение.

Г. Открытое письмо деятелей культуры Правительству России было опубликовано в газете «Московском комсомольце».

Мы научились работать

А. составное именное

Б. составное глагольное

В. простое глагольное

7. Укажите верную характеристику предложения

Позже, когда они научились изготовлять стекло и шлифовать из него зеркала, они заметили, что на краях зеркала часто видна та же система цветов, что и в радуге.

А. сложноподчинённое

Б. сложносочинённое

В. сложное бессоюзное

Г. простое осложнённое

8. Укажите часть речи слова ПОСТАВИВ в предложении

Поставив на пути пучка трёхгранную стеклянную призму, Ньютон обнаружил, что пучок отклоняется к основанию призмы и при этом белый свет разлагается на разные цвета.

А. Глагол

Б. прилагательное

В. причастие

Г. деепричастие

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Эта картина, дарова(1)ая её отцу несколько лет назад избалова(2)ым племя(3)иком, была вставле(4)а в простую рамку.

А. 2, 3, 4 Б. 1,2,3 В. 1, 3, 4 Г. 2, 3

10. В каком случае синоним подобран неверно?

А. Всадник – наездник В. натуральный - естественный

Б. Жаркий – знойный Г. Отзывчивый - наблюдательный

11.В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

А. бе..вкусица, и..корёжить, ни..вергнуть

Б. пр..спокойно, пр..града, пр..образовывать

В. по..коп, на..строить, о..делка

Г.без..скуный,от..гранный, сверх..звестный

12. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

А. Будь в деле спорым, а (не)скорым.

В. Люди, (не)видевшие нашей зимы, вряд ли поймут русский характер.

Г. (Не)всякий способен вести себя так естественно.

13. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

А. (В)НАЧАЛЕ литературной работы каждый успех снижает требовательность к самому себе, а надо просить судьбу, ЧТО(БЫ) она была построже.

Б. Продавцу предоставляется право досрочной доставки товара, ПРИ(ЧЁМ) покупатель обязан принять товар, а ТАКЖЕ оплатить его стоимость на условиях заключённого контракта.

В. Река шумела всё ТАК(ЖЕ) ровно, широко, и (ПО)ПРЕЖНЕМУ мерцали на её плёсе золотые острые искры.

Г. Искусство витража развилось (НЕ)СРАЗУ, (В)НАЧАЛЕ это была прозрачная мозаика из цветного стекла.

14. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

День подходил к концу (…) и можно было возвращаться в поселок

Б. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

В. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Г. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

15. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

А. Самый древний гербарий был собран в начале ХVI столетия и поныне хранится в Риме.

Б. Зимой я ходил на охоту или на рыбалку или катался на лыжах.

В. Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так и зимой.

Г. Разошлись внуки и правнуки по всей реке.

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ту девушку (1) улыбка которой (2) показалась ему самой очаровательной (3) и милой(4)он больше никогда не встречал

А 1.3 Б. 1 В. 4 Г. 2, 4

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пётр чутко прислушивался к звукам (1) льющейся из окна музыки (2) и ему стало чрезвычайно горько и обидно за то непонимание (3) которое существует в отношениях между людьми.

А. 1, 2, 3 Б. 1, 3 В. 3 Г. 2, 3

18. В каком предложении знаки расставлены правильно?

А. В Киевской Руси зародилось особое красноречие, которое преследовало цели морального наставления и воспитания.

Б. Символы, которые использует художник К. Васильев в картине «Нашествие» можно трактовать по-разному.

В. Научный текст отражает сложные мыслительные процессы автора, которые реализуются в виде суждений, и умозаключений.

Г. Свобода, о которой говорит герой А.И. Солженицына Бобынин отнюдь не внешняя, а внутренняя.

19. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, - это

А. морфология

Б. лексика

В. пунктуация

Г. фонетика

20. Назовите тип односоставных предложений, в которых утверждается существование, бытие предметов или явлений.

А. безличное

Б. назывное

В. определенно-личное

Г. Неопределенно-личное

21. В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены)?

А. Мой костер в тумане светит искры гаснут на лету.
Б. Не сули журавля в небе дай синицу в руки.
В. Море порт город гора все превратилось в глухую порывистую от ветра тьму.
Г. Люди вели себя по-разному одни беспокойно оглядывались другие словно застыли.

22. В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены)?

А. Весь город там такой мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет.

Б. Мелкий дождик сеет с утра выйти невозможно.

В. Задумаю реки большие надолго упрячу под гнет.

Г. Справа был болотистый непроходимый лес слева красноватые столбы утесов.

23. В каком предложении на месте пропуска ставится запятая?

А. Солнечные пятна были на полу, потом перелились на прилавок, на стену и совсем исчезли; значит_ солнце уже склонилось за полдень.

Б. Главное_ в поэзии не богатство звуков и красок, а пленительная сила и красота крылатой души поэта.

В. Я говорил обо всем, и о спорте_ в частности.

Г. Долгая разлука нисколько не охладила их чувств, а_ напротив, они еще больше привязались друг к другу.

24. Приведенный ниже текст относится к следующему стилю речи:

1) официально-деловой;

2) научный;

3) публицистический;

4) художественный.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности.

25. Отметьте предложение, в котором речевые нормы не нарушены

А. Изящно и просто фигуристы решили эту тяжелейшую проблему и поставили на ней крест.

Б. Провожали нашу туристскую группу в последний путь весело и верили в ее скорое возвращение.

В. И на этот раз мой друг не ударил лицом в грязь и вышел победителем в труднейшем боксерском поединке.

Г. Выпускники, радостные и счастливые, на прощание спели свою лебединую песню.

Вариант 4

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

А. процЕнт Б. туфлЯ В. полОжить Г. углУбить

2. Определите лексическую категорию пары слов богатый - бедный

А. омонимы

Б. паронимы

В. антонимы

Г. синонимы

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

А. нет двухсот рублей Б. более длиннее В. самый главный Г. их работа

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Принимая подачу соперников,

А. мяч не должен упасть на вашей площадке.

Б. ваша задача – подхватить мяч и отбить его на «чужую» половину площадки.

В. всегда труднее.

Г. учитывайте траекторию полёта мяча.

5. Определите способ словообразования слова лесостепь

А. Суффиксальный

Б. Сложение

В. Приставочный

6. Определите тип сказуемого в предложении

Дом строили несколько лет

А. составное именное

Б. составное глагольное

В. простое глагольное

7. Укажите верную характеристику предложения

Я убедился: все было сделано не зря.

А. сложноподчинённое

Б. сложносочинённое

В. сложное бессоюзное

Г. простое осложнённое

8. Укажите часть речи слова ВОЗДЕЙСТВУЯ в предложении

Воздействуя на мнение окружающих, он легко добивался успеха

А. Глагол

Б. прилагательное

В. причастие

Г. деепричастие

9. Выберите строку слов с -НН-.

A. Печен...ый в золе картофель, сушен..,ые на солнце грибы.

Б. Сеян...ый, веян...ый.

В. Пуган...ый, крашен...ый.

Г. Копчен...ый, тушен...ый.

10. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же гласная?

А. подзаг..реть, б..рхатистый, прик..саться

Б. изд..лека, ум..лять (значение), вопл..щение

В. отр…сль, з..ря, изл..гать

Г. х..мелеон, оп..здать, г..рючий

11.В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

А. и..порченный, бе..спорный, ра..шитый

Б. пр..подносить, пр..винчивать, пр..усадебный

В. по..борка, пре..писанный, о..грузка

Г. без..сходность, без..дейный, меж..нститутский

12. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

А. По колеям ещё стояла (не)впитанная почвой дождевая вода.

Б. Почти (не)слышное журчание воды привлекло Лизу.

В. В следующем году И.С. Тургенев пишет рассказ о (не)состоявшейся любви.

Г. Солнце палит – дышать уже (не)чем.

13. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

А. (В)ТЕЧЕНИЕ жизни С.Рихтер много гастролировал в разных странах мира, (ПРИ)ЧЁМ наиболее интересным своим турне он считал концертную поездку по России.

Б. Стихотворение «Горная дорога» воспринимается совсем (ПО)ДРУГОМУ, (ПО)ТОМУ что на первый план в нём выступают чувства тревоги, грусти, печали.

В. (ВО)ВРЕМЕНА А.С. Пушкина на петербургской сцене блистала балерина А.И. Истомина. Блистает она ТАК(ЖЕ) и в «Евгении Онегине».

Г. (В)ВИДУ тугоплавкости и высокой химической стойкости платины из неё изготавливают лабораторную посуду, а ТАК(ЖЕ) коррозионностойкие детали аппаратуры.

14. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Солнце сегодня светит особенно ярко и слепит глаза.

А. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

Б. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

В. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Г. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

15. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

А. Нельзя одним словом воспитать или перевоспитать человека.

Б. Он смотрел то на мокрую мшистую землю то на осторожную Ласку то на тускнеющее небо.

В. Долгими вечерами прислушивался я к сказкам и бесчисленным рассказам ямщиков и почтарей.

Г. Трилистник можно встретить как на заболоченных лугах так и по берегам зарастающих озёр.

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Гринёв подробно излагает (1) только те события (2) свидетелем (3) которых (4) был он сам (5) и кратко пересказывает остальное со слов других персонажей.

А. 1.4 Б. 2, 4 В. 2, 5 Г. 3, 5

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В парке (1) который находился рядом с домом (2) никогда не бывало пусто (3) и мы часто встречались там (4) и гуляли весь вечер.

А. 1, 2, 3 Б. 1, 2, 3, 4 В. 2, 4 Г. 1, 3

18. В каком предложении знаки расставлены правильно?

А. В течение полувека не находилось такого художника, который сумел бы достойно воплотить могучий, и загадочный образ лермонтовского Демона.

Б. Цель реферата передать основную информацию, которая содержится в реферируемом документе.

В. Центральные герои в романах Ф.М. Достоевского – это всегда герои-идеологи захваченные некоей философской проблемой или идеей.

Г. Научный текст отражает сложные мыслительные процессы автора, которые реализуются в виде суждений и умозаключений.

19. Раздел науки о языке, изучающий состав слова, - это…

А. морфемика

Б. лексика

В. пунктуация

Г. фонетика

20. Назовите тип односоставных предложений, в которых говорится о действии или состоянии, возникающем и существующем независимо от производителя.

А. безличное

Б. назывное

В. определенно-личное

Г. Неопределенно-личное

21. Укажите, какой из перечисленных признаков не имеет отношения к глаголу.

A. Спряжение Б. Лицо. В. Склонение. Д. Наклонение.

22. Отметьте предложение, в котором речевые нормы не нарушены

А. Все верили в победу наших хоккеистов, но они одержали поражение.

Б. Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи.

В. Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе.

Г. Пора подвести итоги встречи: наша команда впереди

23. Отметьте предложение, где нет ошибок в построении сложных предложений.

А. Многие считали, что будто этот завод не может выполнить план.

Б. Главное, чему необходимо уделить внимание, это художественной стороне произведения.

В. Чем проще слово, тем более оно точно, чем правильнее поставлено, тем больше придает фразе убедительности.

Г. Неизменным успехом пользуются книги писателей, которые отражают нашу современность.

24. Отметьте предложение, в котором фразеологизм употреблен правильно.

А. Он взял себе львиную часть наследства

Б. Художник он неплохой, но техника рисунка желает лучшего.

В. Искали, искали их, да так и не нашли, они точно сквозь землю провалились.

Г. Он не хотел говорить этого, но неожиданное слово вырвалось у него с языка.

25. В каком предложении нет речевых ошибок?

А. Наш соотечественник лидировал первым в забеге.

Б. Мы не всегда способны предотвратить опасность

В. Оплатить за учебу нужно до конца этого месяца.

Г. Писатель был точен и экономичен в художественных средствах.

В предлагаемом пособии дана характеристика основных типов заданий повышенного и высокого уровня сложности, используемых на ЕГЭ, приводятся ответы выпускников и комментарии к их оцениванию. Особое внимание уделяется разбору заданий, вызвавших наибольшие затруднения, а также типичных ошибок, допущенных выпускниками в разные годы.
Пособие адресовано старшеклассникам, преподавателям и родителям. Оно поможет школьникам проверить свои знания и умения но предмету, а учителям - оценить степень достижения требований образовательных стандартов отдельными учащимися и обеспечить их целенаправленную подготовку к экзамену.

Морфологические нормы .
К основным морфологическим нормам современного русского литературного языка относятся пормы образования форм слов всех частей речи. К наиболее частотным ошибкам относятся ошибки, связанные с нарушением норм образования форм имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, причастия, деепричастия, например:
Основные морфологические нормы современного русского литературного языка.
Нормы образования форм имен существительных: картофельных очисток вместо очистков и др.;
Нормы образования форм имен прилагательных: более темнее вместо более тёмный и др.;
Нормы образования форм местоимений: ихнего вместо их и др.;
Нормы образования образовании форм глагола, причастия и деепричастия: выздоровят вместо выздоровеют, лопнутый вместо лопнувший, сделал вместо сделав и др.


Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ЯЗЫКОВЫХ ЗАДАНИЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ.
Особенности содержания экзаменационной работы.
Анализ типичных ошибок.
Тренинги.
Ключи.
ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ
ПО ПРОЧИТАННОМУ ТЕКСТУ.
О РОЛИ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ В КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Система оценивания сочинения-рассуждения.
Типичные ошибки при выполнении задания с развёрнутым ответом.
Оценивание выполнения задания с развёрнутым ответом по критериям.
ТРЕНИНГИ.
Памятка для выпускника.
Как начать сочинение-рассуждение.
Как аргументировать свою позицию.
Тематический блок 1. Язык и общество.
Тематический блок 2. Искусство.
Тематический блок 3. Философия.
Тематический блок 4. Война и мир.
Тематический блок 5. Общество и политика.
Тематический блок 6. Природа и человек.
Тематический блок 7. Наука.
Тематический блок 8. Литература, книги, чтение.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение 1. Психологическая подготовка к экзамену.
Приложение 2. Тексты для проведения многоаспектного анализа.
Приложение 3. Орфоэпический словник.
Приложение 4. Словарик паронимов.
Приложение 5. Словарь терминов и понятий (предметный).
Приложение 6. Словарь терминов и понятий (тестология).

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Русский язык, решение заданий повышенного и высокого уровня сложности, как получить максимальный балл на ЕГЭ, учебное пособие, Цыбулько И.П., Васильевых И.П., Гостева Ю.И., Курятова В.М., 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • ЕГЭ 2015, Русский язык, Методические рекомендации для учителей, Цыбулько И.П., Бузина Е.В., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Иванов С.Л.
  • Русский язык, Подготовка к ЕГЭ, Эксперт в ЕГЭ, Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Егораева Г.Т., Груздева Е.Н., Ляшенко Е.Л., 2015

Я считаю, что учителю русского языка полезно иметь под рукой некоторый запас заданий повышенной трудности. Они активизируют мыслительную деятельность учащихся, поднимают эмоциональный уровень урока, вносят разнообразие в работу, помогают в решении проблемы дифференцированного обучения.
За долгие годы работы учителем русского языка и литературы я собрала много примеров, различных по степени по степени трудности, по объёму, по тематике: одни связаны с фонетикой, другие – с морфологией или синтаксисом, третьи относятся к разряду стилистических. Таким образом, предлагаемые задания могут быть использованы в течение всего учебного года. Нужно сказать, что для выполнения работ я даю всего 3-4 минуты, не более.

Например:

Задание 1. Произвести звуки слов НОЛЬ, ЛОЖЬ, НОВ не в обычном, а в обратном порядке и записать получившиеся при этом слова.

Задание заставляет вспомнить разницу между звуками и буквами, о позиционном изменении гласных и согласных.
Об этом редко вспоминают в старших классах, и это определяет полезность задания для старшеклассников.

Задание 2. Найти слова с тремя приставками или тремя суффиксами.

Задание 3. Найти слова с четырьмя, пятью и более корнями.

Работа над этими заданиями убеждает в огромных словообразовательных возможностях русского языка. Кроме того, выпускнику не мешает лишний раз (при необходимости) открыть Словарь словообразований русского языка.

Задание 4. Придумать бессоюзное сложное предложение, состоящее из двух слов.

Поначалу четвёртое задание кажется ученикам невыполнимым. Ведь сложное предложение должно состоять, как минимум, из двух простых, в каждом из которых несколько слов,- таково привычное представление. Но вот один за другим учащиеся вспоминают, что простые предложения могут состоять из одного слова (назывные, безличные и др.). Значит, задача решается с помощью двух таких предложений.
Как показывает практика, в срок выполняют задание лишь несколько учеников. В зависимости от состава класса можно дать ещё несколько минут на поиск ответа, а затем попросить одного из выполнивших работу написать своё решение на доске, объяснить пунктуацию и ход мысли, приведший к решению. Так класс повторяет ряд важных сведений из синтаксиса.

Задание 5. Придумать предложение, в котором были бы все знаки препинания, какие применяются при письме в русском языке; лучшими будут считаться предложения с наименьшим количеством слов.

В принципе, это задание можно задать на дом, так как оно может вызвать некоторые затруднения. Ведь вначале оно кажется невыполнимым. Решивших, как правило, немного. Но они с удовольствием пишут свои предложения на доске и «защищают» их. Это понятно: чем труднее победа, тем она радостнее. Вот решение пятого задания одним из учеников: «До нас доносятся слова футбольного репортажа: «Мяч у Ефремова (надеюсь, вы знаете этого футболиста?); финт… удар – гол!» (Здесь один малозаметный недостаток: не хватает точки). А вот пример полного решения: «Это… ты?!» - удивлённо воскликнул отец (я не предупредил его о приезде: было некогда); но через минуту он говорил уже спокойно, без волнения.

Работа над этим заданием заставляет учащихся вспомнить множество правил пунктуации.

Задание 6. (домашнее). Придумать (или выписать из текста) предложение, в котором стояло бы рядом более трёх знаков препинания.

Задание 7. Написать по памяти одно из выученных наизусть стихотворений.

Многолетний опыт использования перечисленных заданий указанного типа в старших классах убеждает нас в том, что работа над ними интересна и полезна для учащихся.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю (полную) школу. Накопивший опыт показывает, что эта форма аттестации позволяет объективно оценить подготовку школьников по русскому языку и на этом основании одновременно решить две задачи: аттестовать выпускников общеобразовательных учебных заведений за курс полной средней школы и отобрать из них наиболее подготовленных для обучения в высшей школе и в средних специальных учебных учреждениях.

Для подготовки к ЕГЭ я так же использую тесты, которые мне понравились своей оригинальностью. Дело в том, что обычные тесты требуют один ответ из четырёх вариантов ответов. И выпускник может правильно ответить методом исключений, предположений, «тыка». С помощью тестов, которые я предлагаю использовать для подготовки к ЕГЭ, учащиеся смогут проконтролировать себя, оценить реально свои знания, обнаружить слабые места в своей подготовке по русскому языку и вовремя устранить их. Для этого нужно сконцентрироваться и постараться найти все возможные варианты ответа на вопрос, так как ответов может быть несколько.

Например:


п/п

Тесты

Варианты ответов

ОРФОГРАФИЯ

Отметьте номера слов, где пишется буква

1. И 1) сильное кол…бание
2) стаб…лизировать
3) флаги разв…ваются
4) с…нева
5) пл…нительный образ
1 2 3 4 5
2. Е 1) мит…нг
2) аккомпан…мент
3) дел…гат
4) ком…тет
5) трад…ционный
1 2 3 4 5
3. ё 1) изображ…нная
2) три ш…фёра
3) вскипяч…ное молоко
4) идти за багаж…м
5) ш…рох деревьев
1 2 3 4 5
4. О 1) тв…рение
2) изл…женный
3) з…рянка
4) к…сательная
5) ур…внение
1 2 3 4 5
5. Ы 1) бледнолиц…й
2) рукавиц…
3) на ц…почках
4) ц…рцея
5) от…менные прилагательные
1 2 3 4 5
6. Звонкая согласная 1) ка…тан
2) ре…ра
3) ане…дот
4) крутой вира…
5) высокий тари…
1 2 3 4 5
7. Непроизносимая согласная 1) поз…ний звонок
2) злора…ствовать
3) уча…ствовать в забеге
4) сверс…ник
5) блес…нуть
1 2 3 4 5
8. Согласная пропущена 1) трол…ейбус
2) кавал…ерия
3) дискус…ия
4) искус…ный
5) рес…рсы
1 2 3 4 5
9.Ъ 1) об…ёмистый
2)под…берёзовик
3) ворон…е гнездо
4) раз…учивать песни
5) раз…единить провод
1 2 3 4 5
10. Ь 1) истолоч…
2) замуж…
3) реч…
4) несколько груш…
5) колюч…
1 2 3 4 5
11. З 1) во…кресенье
2) и…резать
3) во…главить
4) бе…подобно
5) …жигать
1 2 3 4 5
12. Е 1) пр…градить
2) пр…ближение
3) пр…бывать в городе
4) пр…ветствовать
5) пр…старелый
1 2 3 4 5
13. И 1) в профилактор…
2) в постел…
3) на батарее…
4) о Ксении…
5) из чащ…
1 2 3 4 5
14. Е 1) он обижа…т
2) мы кле…м
3)наруш…ное правило
4) независ…мый
5) вы мо…тесь
1 2 3 4 5
15. Я (А после шипящих) 1) дожди вымоч…т
2) дверцы пристав…т
3) леч…щий врач
4) та…щий врач
5) они посе…т
1 2 3 4 5
16. НН 1) крашен…ый отцом пол
2) решён…ая задача
3) златоткан…ая ткань
4) всё уже взвешен…о
5) испуган…ый ребёнок
1 2 3 4 5
17. НН 1) песчан…ый
2) диковин…ый
3)гостин…ица
4)ветрен…ый день
5) буквен…ый
1 2 3 4 5
18. Е 1) н… луна, н… звёзды не интересуют меня
2) н… одна во поле берёзонька стояла
3) н… росинки во рту
4)в этих делах я был н… то н… сё
5) откуда н… возьмись, у чугунной решётки вспыхнул огонёк
1 2 3 4 5

Отметьте номера, где написание

19. Дефисное 1) пол…Китая
2) электро…прибор
3) едино…началие
4) унтер…офицер
5) юго…восточный
1 2 3 4 5
20. Раздельное 1) подобру…поздорову
2) по…нашему мнению
3) в…одиночку
4) уехать за…границу
5) со…слепу
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
21. Дефисное 1) как…нибудь переживём
2) туда…же и приехали
3) приют наш мал, за…то спокоен
4) подите…ка сюда
5) зашёл…бы ко мне
1 2 3 4 5
22. Слитное 1) рассказ не…интересный
2) не…было Е…БЫЛО
3) поступить крайне не…интересно
4) никому не…известные причины
5) не…должен
1 2 3 4 5
23. Раздельное 1) в…виду плохой погоды
2) в…заключение передачи
3) работать в…продолжение пяти лет
4) что-то на…подобие лодки
5) в…связи с переездом
1 2 3 4 5
24. Слитное 1) и завтра то…же, что вчера
2) я объяснил ему, за…чем мне это нужно
3)и…так, я жил тогда в Одессе
4) будем жить так, что…бы все любили нас
5) от…чего ушёл, к тому и пришёл
1 2 3 4 5

ПУНКТУАЦИЯ

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире

25. 1) Художник … не моралист, художник тот, кто создаёт прекрасное.
2) Выставить меня в смешном и неприличном свете … самое лучшее средство, чтобы вернуть себе контроль над расследованием.
3) По-русски проститься … значит просить прощения.
1 2 3

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая.

26. 1) Он отнял руки, и стало видно, что глаза у него влажные … блестящие.
2) Ты внемлешь грохоту громов, и гласу бури и валов, и крику сельских пастухов … и шлёшь ответ.
3) Нам нужно сажать леса … не только для восстановления плодородных сил земли, но и для нашего хозяйства.
1 2 3
27. 1) Окружавший нашу поляну … лес при месячном освещении казался гигантскими водорослями.
2) Беглого корнета по жизни влекло любопытство … чувство пустое и бесполезное.
3) Лицо его имело выражение … довольно приятное, но плутовское.
1 2 3
28. 1) Я устремился к Ангаре … в Москве оставив поздний вечер и Братск увидев на заре.
2) Невзирая на ветер и стужу … мы должны были идти за топливом.
3) И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам … голову сломя.
1 2 3
29. 1) Плескалось и шуршало море … всё в белых кружевах пены.
2) Вот и сейчас … в предполуночный час … соседние строения тонули во тьме, а красавец дом весь сиял и переливался, похожий на сказочный ледяной дворец.
3) Дождь льёт … как из ведра, потоки воды шумно несутся по улицам и переулкам.
1 2 3
30. . 1) В сущности … в первые годы детства человек проходит самый трудный из своих университетов.
2) Остапу … казалось бы … на роду написан битвенный путь.
3) По его словам … нельзя было догадаться о его настроении.
1 2 3

Отметьте номер предложений, в которых чужая речь оформлена неправильно.

31. 1) Николай наклонил голову и тихо спросил, что не может ли она пройти сейчас с ним к Красновым.
2) «Бабушка – сказал Егорушка,- я спать хочу».
3) М. А. Шолохов подчёркивал, что «писатель должен уметь прямо говорить читателю правду, как бы она горька ни была».
1 2 3

Отметьте номера предложений, в которых допущена пунктуационная ошибка.

32. 1) Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное.
2) Есть в Суздали особый дар человечности особая теплота, которая покоряет каждого, кому удаётся увидеть сквозь древние камни светлую улыбку русских строителей.
3) Светлый месяц, почти полный, вышел из-за сарая и через двор легли чёрные тени, и заблестело железо на крыше.
1 2 3
33. 1) Мы спустились в долину и как только нашли воду тот час же остановились.
2) Чичиков не заметил, как въехал в середину обширного села с множеством изб и улиц.
3) Даша заметила, что, когда вслед за звонком в столовой появлялся Рощин, Катя сразу не поворачивала к нему голову, минуточку медлила.
1 2 3

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится двоеточие.

34. 1) У неё не было на лице никакого выражения, совсем никакого … ни волнения, ни радости, ни страха – ничего.
2) Вокруг обычным, спокойным порядком шла работа, а именно … глубоко внизу сигналили машины, гремела арматура, раздавалась барабанная дробь металлических ломов.
3) Иван Иванович всегда даёт каждому из детей … или по бублику, или по кусочку дыни, или по яблоку.
1 2 3

Отметьте номера пропусков, где ставится запятая.

35. Порою кажется (1) что замечательные памятники Суздаля созданы для того (2) чтобы своими каменными выступами (3) поясками, анфиладами (4) служить опорой для чистого снега. 1 2 3 4

КУЛЬТУРА РЕЧИ.

Отметьте номера слов с ударением на втором слоге.

36. 1) агент
2) удобнее
3) занята
4) инструмент
5) досыта
1 2 3 4 5

Отметьте номера предложений с речевыми ошибками.

37. 1) У матери отлегло сердце, когда она увидела Павла живым и невредимым.
2) Ты меня крупно обидела.
3) Государственный Эрмитаж – обладатель одного из крупнейших в мире первоклассных собраний художественного стекла.
4) Пока учащиеся готовят у доски ответ по карточкам, класс проверяет домашнее задание.
5) Эти уроки посвящены способам образования глагола.
1 2 3 4 5
38. 1) Блюда из картофеля с аппетитом едят все.
2) После плаванья пионеры вытираются полотенцем: вытирание укрепляет и закаляет тело.
3) Выписать из текста глаголы, употреблённые в безличном значении.
4) Мать любила и всякие другие игры, особенно же головоломки и карты.
5) Он полетел в больницу сломив голову.
1 2 3 4 5
39. 1) Подчеркните предложение, которое помогает понять основную мысль текста.
2) Он смутно ощущал всё расстояние и возможность погибнуть.
3) Я очень много работал, чтобы получить образование, можно сказать, выбивался из кожи.
4) Вот из-за синей полоски леса показалось багровое солнце.
5) Высокую, темноволосую, смуглую, стройную и невероятную гибкую, с бледно-зелёными глазами снежного барса, её в течение полувека без устали, снова и снова рисовали, писали красками, валяли в гипсе, мраморе, фотографировали.
1 2 3 4 5
В приведённом предложении допущена следующая ошибка:
А) орфографическая
Б) пунктуационная
В) речевая
Г) ошибок нет
Впереди, чуть выдаваясь к дороге, стояла некрупная, коленом изогнутая чёрно пегая берёза, вся прошитая солнцем, трепещущая от тепла истомы и лёгкого дуновения происходящего в кроне. А б в г

ИТОГО баллов _____________

Оценка ____________

Таких тестов я заготовила много. Учащиеся с удовольствием работают по ним, так как они сами поняли полезность их. Многие мои выпускники поступили в высшие учебные заведения, имея в Сертификате ЕГЭ не менее 70 баллов по русскому языку.

В конце 9 класса ученики пишут ГИА (государственную итоговую аттестацию) по русскому языку, которая включает в себя 13 вопросов и два развернутых письменных задания: изложение и сочинение-рассуждение (тему выбирает ученик из трех предложенных). Опора при написании сочинения – текст, по которому выполняются все 13 заданий. Основная трудность: теоретические сведения, избранные для заданий, действительно являются для учеников сложными, так как нужны определенные логические построения для их выполнения. Кроме того, уровень грамотности должен быть очень высоким, чтобы написать оба текста с минимальным количеством речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Ученик также должен помнить, как пишется каждый вид сочинения (их на выбор дается три) и уметь их писать.

Обычно только самые озабоченные будущим ЕГЭ по русскому языку родители берут репетитора в 9 классе. Как наилучший вариант – в 8-м. чтобы за два года работы над синтаксисом и пунктуацией ребенок не забывал правил орфографии.

Но вот в начале 10 класса перед многими родителями встает вопрос: нужен ли репетитор по русскому языку при подготовке к ЕГЭ. Сказать однозначно не могу, потому что это зависит от уровня работы учителя, у которого учится ваш ребенок. Знаю таких учителей, у которых все дети прекрасно сдают экзамен. Правда, редко без репетитора можно добиться результата выше 80 баллов. Почему? Нужна постоянная тренировка ученика при решении тестов, а также индивидуальная работа над сочинением.

В чем сложность этого экзамена, если брать задания и уровень их сложности? В этом мы и будем с вами разбираться: самое время родителям определяться, с какого класса идти к репетитору – с 10-го или 11-го.

Когда слушаешь выступление госпожи Цыбулько Ирины Петровны, ведущего научного сотрудника ФГБНУ «ФИПИ», руководителя Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по русскому языку, к. п. н. (ссылку я сразу даю, можете ознакомиться: https://www.youtube.com/watch?v=pT8MxEhzfjM), может создаться впечатление, что в экзамене нет ничего сложного. Ирина Петровна все время подчеркивает, что русский язык сдаст каждый, кто хорошо знает школьную программу по предмету.
Но госпожа Цыбулько лукавит, так как большинство заданий на ЕГЭ по русскому языку требуют особого подхода и очень хороших знаний, которых обычные уроки дать не могут. Вы, дорогие мамочки, чаще всего уверены, что задания подбираются по программе и никаких подводных камней не предполагается. Я постараюсь вас убедить несколько в обратном.

Да, чтобы перешагнуть порог и набрать нужное количество баллов для получения аттестата, вполне возможно обойтись школьной программой. Но вот все, что касается заданий повышенной сложности, тут обычных знаний будет недостаточно.

Когда вы зайдете в интернет, вы найдете там демо-вариант. Он состоит из трех частей, но обычно все смотрят только ту из них, в которой находятся сами задания. Но есть еще кодификатор и спецификация, на которые родители обычно не обращают внимания, но с ними очень важно ознакомиться хотя бы в самом общем виде, чтобы понять принцип построения самих заданий. Порядок расположения заданий дает спецификация. Кодификатор включает перечень элементов программы, которые проверяются на экзамене. НО! Никто не объясняет, почему так, а не иначе проверяются знания по предмету, а также то, почему дети получают тест, в котором сложные и простые задания смешаны, что обычно не бывает на таких предметах, как математика или физика…

Итак, вы поняли, что есть определенные капканы, подготовленные составителями тестов, чтобы ученики вспоминали тот материал, на который в школьной программе отводится 1 час, например, в 5 классе, а другой только упоминается при изучении определенных разделов грамматики.
Будет разбираться по порядку.

Правда, вполне возможно, что на следующий год что-то в этом порядке изменится. Но самые сложные элементы, уверяю вас, останутся. В этом можно убедиться, проверив тесты со времен начала введения ЕГЭ – с 2002 года, когда экзамен был еще в стадии эксперимента.

Итак, задания 1-3.
Названия заданий очень длинные: «Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Средства связи предложений в тексте. Лексическое значение слова». Смотрим. Небольшой текст из трех очень длинных предложений. Обычно научный. После него задание 1, состоящее из 5 предложений, 2 из которых нужно выбрать. Ответы должны содержать главную информацию текста. Что проще? НО! В школе обычно подобными заданиями «озадачивают» только в начальной школе или на уроках литературы, правда, на больших по объему текстах. То есть, этому умению нужно учиться СПЕЦИАЛЬНО. Второе задание предполагает связать одно из предложений с текстом, выбрав из пяти предложенных слов одно правильное. Как вы уже поняли, этому тоже нужно учиться. И третье задание – работа со словарными статьями, из которых следует выбрать одну правильную. Материал 5 класса. К нему обычно на уроках в старших классах обращаться некогда.

Озадачила я вас? Думаю, что уже первые три задания многим школьникам окажутся «не по зубам»: не хватит умений и навыков, то есть обычной тренировки.

Это – анализ так называемой части 1. Она имеет заголовок «Текст. Лексика». Следующие 4 задания рассмотрим в новом материале.