Князь владимир и насильственное крещение руси. К вопросу о происхождении князя владимира Юлия Матюхина. Фавориты правителей России

Малуша - рабыня-ключница святой княгини Ольги, наложница её сына князя Святослава Игоревича, мать князя Владимира Святого и сестра Добрыни.

Поскольку она - мать Владимира Святого, её генеалогия является весьма важной, однако никакой информации о её происхождении нет, за исключением упоминания в Повести Временных лет «Володимер был от Малуши, ключницы Ольгиной, та же была сестра Добрыне; отец же им был Малък Любечанин». Ортодоксальные историки выдвигают версии, что Малк Любечанин был древлянином, скандинавом и проч.

Псевдонаучная гипотеза

Однако существуют альтернативные версии её происхождения, связанные по большей части с еврейской темой и основанные на этимологии имени её отца Малка:

  • Малуша была дочерью хазарского раввина Малка . Отсюда, будто бы, и пошло прозвище Владимира «рабыч» (в реальности - сын рабыни, а не раввина).

Небезызвестный Владимир был сыном ключницы Малуши, бывшей на услужении его бабки - княгини Ольги. Это уменьшительное имя происходит от её отца - раввина Малка. В переводе с древнееврейского, малк есть царь. В истории его называли Добрыней, но было бы ошибкой считать, что это русское имя. Оно также происходит от еврейского имени Добран, что в переводе означает болтун, оратор, говорун. Ввиду близкого созвучия с русским словом, его привыкли называть Добрыня. В своих делах он проявлял себя во весь свой левитский размах - исключительно жестоким, как и подобает еврею, воспитанному в семье раввина.

Княгиня Ольга была сильно разгневана не столько оттого, что её сын Святослав спутался во хлеве с её ключницей, сколько оттого, что последняя принадлежала к гнусному эксплуататорскому роду иудеев. Она выслала Малушу под Псков, где и появился на свет незаконнорожденный полуеврей раввинич Владимир. В будущем слово раввинич опять же по созвучию будет упорно заменяться как «сын рабыни», рабичич .

Хорошо известно, что матерью Владимира - Красное Солнышко была хазарская царевна Малка (Малуша), а воспитателем был его дядя, брат Малки, Довбр. Он был хазарским витязем (богатырём), поступил на службу к Святославу, чтобы быть рядом с племянником и сестрой. С него, видимо, нужно начать счёт службе иудео-хазар русским князьям, а Довбр (Добрыня) играл большую роль в крещении Руси, и его нужно считать первым «выкрестом». Притом Довбр был не один, с ним была иудео-хазарская дружина .

Выводы

Историк-неоязычник Валерий Емельянов (1929-1999) строил на этом предположении свое отношение к князю Владимиру. «… Емельянов „изобличал“ киевского князя Владимира, крестителя Руси, как гнусного предателя. В чем же провинился перед неоязычниками князь Владимир? Загадка раскрывается просто. Не желая видеть принципиальной разницы между иудаизмом и христианством, Емельянов самыми катастрофическими событиями в истории Руси называл принятие христианства князем Владимиром и революцию 1917 г, „Ведь именно в 988 году международному Сиону удалось сокрушить главный и практически уже последний в то время главный центр арийской идеологии, заменив его реформированным, вернее, эсперантизированным иудаизмом в форме восточной ветви христианства, то есть православия“. Тем самым у русского народа была якобы отнята его „арийская“ история, идеология и культура. Как же случилось, что русский князь положил начало реализации этого „дьявольского замысла“? Емельянова это ничуть не удивляло - ведь матерью русского князя была, оказывается, еврейка, а дед его был тесно связан с Хазарским каганатом, оккупировавшим и нещадно эксплуатировавшим древнерусские земли. Подхватывая это „открытие“ Емельянова, другой неоязычник-антисемит из Петербурга В. Н. Безверхий (1930-2000) утверждал, что накануне христианизации евреи намеренно ввели на Руси культ грубых идолов и кровавых жертвоприношений, чтобы затем бороться с этим культом и насаждать „рабскую идеологию христианства“. В этом как будто бы и выражалась их месть за разгром Хазарии»

Сегодня каждый школьник знает, что 1025 лет назад Русь крестил князь Владимир, внук княгини Ольги. Великое историческое значение этого деяния трудно переоценить. Но сама личность великого князя до сих пор вызывает споры. Например, в Крыму, где Владимир сам принял крещение в завоеванном им Херсонесе, экскурсоводы ставят под сомнение даже его славянское происхождение.

Приехав в крымский Херсонес, я испытала шок. В ответ на вопрос, как пройти к часовне, возведенной на месте крещения князя Владимира , одна из экскурсоводов, сопровождавшая группу украинских туристов, ответила: «К этой беседке теперь экскурсии не водят».

По ее словам, часовню переименовали в честь Климента Римского , который прибыл в Херсонес в I веке.

А Владимир - полужид-полуваряг, - сообщила тетка. - Потому и определили этого язычника-прелюбодея и братоубийцу в крестители, чтобы евреям и русам обирать всех славян было легче.

Так почему же вы Владимирский собор не переименовали? - перебила я, в душе злясь на себя за свою историческую неосведомленность в столь важной теме. - Чтобы туристы ездили, рубли и валюту везли. Бренд все-таки. А чего вы злитесь? Я рассказываю то, что украинские историки давно уже доказали, но экскурсоводам запретили все это российским паломникам говорить, чтобы не оскорблять их «чувства верующих». Неверующие-то сюда деньги пачками не везут, да и нехристи не едут.

Сын ключницы

По приезде в Москву я принялась штудировать исторические источники.

Подтверждения еврейских корней Владимира у серьезных авторов не нашла. Зато на всех националистических сайтах эта версия очень популярна. Вот на таком уровне: «Во всех старых летописях говорится, что Владимир - «сын раввичич», то есть «сын раввина». Потом как-то… кем-то… поменялась одна буква, и появилось «сын рабичич», т.е. уже «сын рабыни». Кто и когда обнаружил эту сенсационную подделку во всех летописях, разумеется, не сообщается. Но всем, кто хоть раз работал в архивах с древними документами, да еще монастырскими, легче представить, что документ просто исчез, чем поверить в то, что в каждом из них кто-то тайно вымарывал букву и заменял другой. Сектанты-неоязычники, запустившие эту версию в канун перестройки, объясняют ее так. Цитирую: «Мать Владимира - одна из наложниц его отца князя Святослава - Малуша (ласкательное от ивритского имени ее отца раввина Малка. После падения иудейской Хазарии семиты расползлись по всей Руси) была ключницей княгини Ольги.

Узнав, что Малуша зачала от Святослава, разгневанная Ольга сослала ее в село Будутино близ Пскова, где и родился Владимир… Не лучше относился к плоду своей мимолетной - по пьянке - связи с ключницей и сам Святослав Игоревич… Сына он не любил».

Вот и все доказательства, хотя собиратель древнерусских имен Николай Тупиков приводит около десяти вариантов личных имен и пять образованных от «Малка», которые носили славяне. А известный русский археолог Дмитрий Прозоровский еще в 1864 году сделал открытие и оспорил самого Карамзина , доказав, что Владимир - законный сын Святослава, а Малуша, как и дядя Владимира Добрыня , - потомки князя Мала Древлянского , чей род сыграл выдающуюся роль в истории русской державы.

Изнасиловал жену

Версию о насильственном массовом крещении Киевской Руси не подтверждают даже советские историки-атеисты. Но и не отрицают эпизоды крещения силой небольшой части воинов-язычников в Новгороде и Полоцке, неизбежные при любом не эволюционном развитии событий. Отдельные волхвы периодически бунтовали против новой религии, но свидетельств о повсеместных народных восстаниях нет даже в преданиях.

Русская православная церковь в спор с неоязычниками и националистами не вступала, так как почитает людей святыми вне зависимости от национальности за духовный подвиг. Столько ужасов, сколько она сама рассказала о князе Владимире в период его жизни до крещения, нам сегодня и не придумать! Старшего брата Ярополка , посаженного отцом княжить в Киеве, он повелел убить. Насильно взял в жены его беременную жену - прекрасную гречанку, которую забрал из монастыря и привез из похода отец - Святослав. А до этого не дал Ярополку жениться на полоцкой княжне Рогнеде - сам стал свататься к ней. И за отказ выйти за него прямо на глазах ее родителей овладел плененной Рогнедой , дабы побольнее унизить за то, что предпочла ему брата. После взятия Херсонеса Владимир потребовал от византийского императора Василия II , чтобы тот выдал за него сестру Анну . Иначе, дескать, он возьмет Константинополь. Император согласился, но при условии крещения Владимира.

И Анна стала пятой женой новоявленного христианина. Летопись представляет Владимира так:

«Бе же Володимер побежен похотью женьскою, и быша ему жены водимыя: Рогнед…, от нея же роди четыре сыны: Изеслава, Мьстислава, Ярослава, Всеволода, а две дщери; от Грекине Святополка; от Чехине Вышеслава; а от другое Святослава и Мьстислава и Станислава; а от Болгарыни Бориса и Глеба; а наложниц бе у него 300 в Вышгороде, а 300 в Белегороде, а 200 на Берестове». Крови на Владимире - казалось бы, не отмыться. Но таинство крещения, пусть и совершенного ради корыстной цели, и влияние жены-христианки изменили князя. В благодарность за нее он вернул Херсонес византийцам. И с тех пор память народная не оставила нам ни в сказаниях, ни в летописях новых сюжетов о каких-либо его злодеяниях. Вчера еще языческая Русь начала постепенно вырабатывать свою, как теперь бы сказали, национальную идею. Как написал русский церковный историк профессор Антон Карташов , «каждый народ слагается и существует в истории, как особый духовный тип. Свой идеал родины русские нарекли «Святой Русью».

По примеру Игоря у Святослава было несколько жен (историки насчитывают до шести). Но любимой, самой верной, матерью его сына - будущего князя Владимира, собирателя земли русской, всегда оставалась Малуша. Она не играла ведущей роли в государственной политике, да это было и невозможно при княгине Ольге, а потом и при ее рано возмужавшем сыне. Источники называют Малушу дочерью Малка Любечанина, который был слугой княгини в городе Любече.

Сама Малуша служила у Ольги ключницей, и в ее ведении было все огромное дворцовое хозяйство киевской княгини. Уже это говорит о большом доверии к Малуше и о ее недюжинных способностях в домоводстве и грамотности, так как без знания арифметики экономия невозможна, об умении разбираться в тогдашней «рыночной конъюнктуре» и об отличной памяти. Как таковая должность ключницы не считалась оскорбительной - у киевских князей в слугах и помощниках должны были находиться знатные люди. Это были привилегированные должности, а не рабская повинность. Некоторые сведения можно почерпнуть из второстепенных летописных сводов, в которых Малушу называют Малфрид и приписывают ей смешанное славяно-варяжское происхождение. То, что ее родной брат Добрыня - будущий воевода у киевского князя Владимира - носил чисто славянское имя, также вполне допустимо. Сам князь Святослав является тому примером.

Как бы там ни было, но Святослав сошелся с Малушей без материнского благословения, и хотя из всех его сыновей именно рожденному от Малуши Владимиру суждено было обрести историческую славу и продолжить династию, он в глазах Ольги и ее двора долгое время оставался нелегитимным наследником. Другое дело - его вечный соперник Ярополк, сын «грекини», как пишут источники. С глаз долой, в деревенскую глушь отправила рассерженная Ольга провинившуюся ключницу. Не такой невесты хотела она своему единственному сыну! Согласно летописям там же, в селе Будутино, и родился Владимир примерно в 960 г. Как Святослав примирился с матерью и уговорил ее вернуть в Киев свою опальную фаворитку, остается загадкой до сих пор. Видно, он действительно любил Малушу и опекал ее, хотя и государственные интересы, и нежные чувства (а иначе бы он забыл ее и оставил все, как есть) мирно уживались у Святослава с любовью к остальным представительницам прекрасного пола. В киевском дворце был расквартирован весь «гарем» Святослава - его жены, наложницы и дети.

Неисправимый язычник и многоженец, киевский князь был сыном своей эпохи, и новая династическая иерархия, основанная на принципах законности, преемственности и (преимущественно) единобрачия пока с трудом побеждала царивший вокруг него языческий хаос.

При жизни княгиня Ольга заботилась обо всех наследниках своего сына, но потом судьбу фаворитки надо было решать окончательно. При первой возможности Малуша была отправлена в Новгород, а вместе с ней и Владимир - примерно в 970 г. Так Владимир стал законным новгородским князем, а Малуша - его соправительницей, «невенчанной княгиней». Чувство вины, кроткий нрав или покорность судьбе привели Малушу к тому, что сведений о ней сохранилось крайне мало. Неизвестно, осталась ли она в Новгороде или переехала в спокойную сельскую местность.

На ее гербе можно было начертать старинное изречение «Живи незаметно». Тем не менее, судя по тому, что она и ее брат Добрыня сумели воспитать из княжеского отпрыска великого правителя, Малуша была достойной женщиной, в которой удачно сочетались доброта, наблюдательность и практичность. Первые найденные в Новгороде деревянные мостовые ориентировочно принадлежат к 970-м гг. и свидетельствуют о достаточно развитом городском благоустройстве. После утверждения Владимира на киевском престоле в 978 г. имя Малуши также не упоминается, что некоторыми исследователями трактуется как свидетельство смерти относительно молодой женщины в период между 971 и 978 г. - возможно, от болезни.

Юлия Матюхина. Фавориты правителей России

Ставшая матерью князя Владимира.

Также Малуша была сестрой Добрыни - будущего воеводы Владимира и прообраза былинного Добрыни Никитича.

Ранние годы

Место и точное время рождения Малуши неизвестны. Предполагается, что она происходила из города Любеча, теперь известного как село на Украине, или из Любека - западнославянского города, в настоящее время находящегося на территории Германии. Родилась около 940 года.

У княгини Ольги Малуша находилась в положении рабыни, хотя некоторые исследователи считают её чем-то вроде фаворитки. Последнее вряд ли возможно, учитывая факты унизительного обращения с ней, Добрыней и даже Владимиром.

Так, описывая ранние годы Добрыни Никитича, былины сообщают, что ему пришлось в молодости прослужить и ключником, и конюхом, и придверником, и замочником. Когда князь Владимир сватался за Рогнеду, дочь полоцкого князя Рогволода, та в гневе сказала, что не хочет выходить за «робичича», то есть рабского сына.

Владимир и Добрыня расценили это как серьёзное оскорбление, и Добрыня посоветовал племяннику отомстить - обесчестить Рогнеду на глазах её родителей. Сообщается, что Ольга за что-то разгневалась на Малушу и отослала её в отдалённую деревню.

Незадолго до этого её «взял на ложе» сын Ольги Святослав . От этого контакта она забеременела и уже в деревне родила Святославу сына - Владимира . Впоследствии эту деревню (точнее - село) Ольга подарила церкви Богородицы. Существует несколько версий относительно того, почему Малушу отослали в деревню.

По версии Д. И. Прозоровского, Малуша, будучи христианкой, нарушила заповедь «не прелюбодействуй», совокупившись со Святославом, что и вызвало гнев княгини. Подтверждением этой версии Прозоровский считал запись в одной из летописей, где Малуша названа «миостницей» княгини - то есть раздавала по её приказу милостыню на улицах; это было занятием христианки.

По другой версии, Ольга не сердилась на ключницу, а отослала её подальше от Киева, чтобы уберечь от гибели во время небольшой гражданской войны. Народные волнения начались из-за того, что в Киев по просьбе Ольги приехал епископ Адальберт Магдебургский для распространения христианства. Языческое население города воспротивилось этому и устроило резню, в которой чуть не погиб Адальберт.

Малуша в старости

Отсутствуют данные и о дальнейшей жизни Малуши и о её смерти. Впрочем, существует «Сага о йомсвикингах», рассказывающая о скандинавском братстве и загадочном замке Йомсборг. События в ней происходят в Х веке; определённая часть произведения посвящена жизни русского князя Владимира и его окружения, и в частности, упоминается Малуша в старости.

Мать князя в саге с трудом передвигается, однако обладает даром предсказания. Она предвидит, что в будущем году на Руси не ожидается никаких войн и раздоров, а в Норвегии родится королевич, который будет воспитан на Руси. В данном случае речь идёт о норвежском короле Олафе I Трюггвасоне, который действительно провёл детство и молодые годы в Новгороде и Киеве.

На Русь его взяла с собой мать Астрид, которая бежала сюда к своему брату Сигурду от преследования. Сигурд служил в войске князя Владимира, куда впоследствии был зачислен и Олаф. Однако достоверность саги вызывает сомнения у исследователей из-за некоторых историко-культурных нестыковок. С другой стороны, археологические находки пока что говорят в пользу её подлинности. Так или иначе, это единственный памятник, в котором упоминаются поздние годы Малуши.

Кто такой Добрыня и Малуша?

Вот это да!

Добрыня, как и почти все герои фольклора, не плод досужего вымысла, а реальный человек, послуживший протоипом многих сказаний. Чтобы выяснить, какая же реальная личность скрывается за этим именем, придется обратиться к "преданьям старины глубокой" - в десятый век. Это был в начительной степени судьбоносный век русской истории. Его события и люди отразились в исторической и художественной литературе, включая песни, сказания, былины.

Середина века - время правления Киевской Русью великой княгини Ольги. Ее отцом был

от самый "вещий Олег", который собирался отомстить неразумным хазарам" и отправился в мир иной от укуса змеи. Муж Ольги -великий князь Игорь погиб в стычке с древ-

лянами, после чего Ольга стала единоличной правительницей Киевской Руси. Сыном Ольги был Святослав Игоревич, при котором был разгромлен и перестал существовать Хазарский каганат, а внуком - Владимир Святославович - креститель Руси. Киевская Русь занимала территорию Северного Причерноморья, ее владения протянулись далеко на север к верховьям Волги и на северо-запад к Новгороду. Она имела выходы к Балтийскому и Черному морям, занимая путь "из варяг в греки". Самыми могущественными соседями Киевской Руси были на юго-западе - Византийская империя, на востоке - Хазарский каганат. Кроме того, к северу обитали древляне - союз восточно-

славянских племен. Все они исповедовали разные религии: Византия - христианство,

Хазария - иудаизм, киевляне и древляне были язычниками. Во взаимоотношениях с

соседями у Киевской Руси мирные периоды с активными торговыми связями чередовались с военными походами, как победными, так и

неудачными. Потерпевший поражение становился данником победителя.

В результате одного из удачных походов против хазар к Киеву отошла

часть их владений, включавшая в числе других город Любеч (ныне в Черниговской

области, Украина). "Повесть временных лет"

(ссылаясь на 960 г.) называет одного из жителей Любеча, еврея, именуя его Малк

Любечанин. Он удостоился упоминания в летописи из-за

своих детей. Было их у него двое: дочь Малка и сын Товий. Видимо, отец дал им хорошее по тем временам образование, и поэтому Ольга забрала их на службу ко двору. Малку она сделала ключницей (домоправительницей) и милостивицей - ответственной за раздачу милостыни, а Товия приставила воспитателем - сначала к своему сыну, а затем и к внуку. При этом она их переименовала. Малка получила ласкательное имя- Малуша, а с Товия она сняла "кальку", то есть перевела его имя, имеющее смысловое

значение, на русский язык: Товий происходит от древнееврейского "тов" - добрый, и Оль-

га превратила Товия в Добрыню (имя, сохранившееся только в фамилии - Добрынины).

Каковы же были судьбы детей Малка Любечанина? В Малушу влюбился Святослав

и женился на ней. Младшим сыном от их брака был Владимир. У Добрыни проявился пол-

ководческий талант, и он, став воеводой у Святослава, сыграл выдающуюся роль в по-

бедных сражениях с хазарами. Впоследствии, уже при Владимире, он был назначен княжеским посадником (наместником) в Новгороде и по указанию Владимира крестил

новгородцев. И вот, казалось бы, парадоксальная ситуация в русской религиозной ис-

тории: крещение Руси в Киеве провел Владимир, чья мать Малуша была еврейкой, а в

Новгороде - его родной дядя, брат матери. Но не за это деяние попал Добрыня в рус-

ский фольклор, а за свои ратные подвиги. И как тут не вспомнить один из многочис-

ленных куплетов: В Третьяковской галерее на стенах одни евреи. А из "Трех богатырей"

левый тоже был еврей. Левый - это Добрыня Никитич, бывший

Товий Малкович.

С. КУМКЕС

Рис. Е. Блавата


Создан 06 дек 2010